Программа социального партнерства с семьей в детском дошкольном учреждении


Программа социального партнерства с семьей в МБДОУ д/с №39
 
Актуальность:
В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Семья - это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. И воспитатели должны стать помощниками и заинтересованными, доброжелательными союзниками родителей, направить свою деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах.
Цель:
Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Задачи:
установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
объединить усилия для развития и воспитания детей;
приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие;
обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.
 
Сентябрь 1. Организационное родительское собрание, анкетирование «Давайте, познакомимся!»
2. Памятка «Возрастные особенности детей 2-3 лет»
3. Привлечь родителей к созданию уюта в группе (повесить занавески, передвинуть мебель, отремонтировать стулья, столы, шкафчики и др.)
4. Опрос «Роль сенсорной культуры в жизни ребенка»
5. Консультация старшей медсестры «Профилактика педикулеза»
6. Консультация музыкального руководителя (буклет) «Особенности формирования музыкальности у детей 2-3 лет»
Октябрь 1. Подготовка и участие в выставке поделок из природного материала «Краски осени»
2. Привлечение родителей к утеплению окон в группе.
3. Консультация «Одеваемся по погоде»
4. Буклет «Задачи сенсорного воспитания детей четвертого года жизни»
5. Привлечение к оформлению альбома «Осенние прогулки с семьей»
6. Консультация старшей медсестры «Грипп, профилактика сезонного гриппа, вакцинация»
7. «Загадайте детям загадки»
8. Создание коллажа «Мои любимые игрушки»
9. Учим вместе с нами «Стихи об осени»
Ноябрь 1. Круглый стол «Значение развития сенсорной культуры в раннем детстве»
2. «Загадайте детям загадки» (о транспорте)
3. Рекомендации для родителей «Кто стучится в дверь ко мне?»
4. Консультация старшей медсестры «Ваше мнение: почему дети болеют?»
5. Памятка «Игры и упражнения для развития речи детей»
6. Консультация музыкального руководителя «Встреча с музыкой дома. Как её организовать»
7. Это интересно «Мальчики и девочки: тонкости воспитания»
Декабрь 1. Консультация старшей медсестры «Движение – основа здоровья»
2. Консультация музыкального руководителя «Как организовать новогодний праздник для ребенка дома»
3. Мастерим дома. Изготовление зимних кормушек.
4. Привелечение родителей к украшению группы в рамках мастер-класса. Изготовление украшений из бумаги.
5. Памятка «Игры на зимней прогулке»
6. Статья «Мозаика, как средство развития сенсорной культуры ребенка»
7. Статья в родительский уголок «Телевизор – друг или враг?»
8. Домашнее задание «Мишка», создание макета «В зимнем лесу»
9. Учим вместе с нами «Стихи к Новому году»
Январь 1. Фотовыставка «Вот какая наша елка»
2. Консультация старшей медсестры «Закаливание, методы закаливания»
3. Консультация музыкального руководителя «Музыка лечит»
4. Колядки. Чаепитие.
5. Советы «Виды мозаик. Как подобрать мозаику?»
6. Консультация «Воспитание положительного отношения к труду»
7. Творческое задание «Дорисуй елку»
Февраль 1. Оформление фотоальбома «Зимние прогулки»
2. Папка-передвижка «Игры на развитие сенсорного восприятия детей»
3. Консультация старшей медсестры «О пользе зимней прогулки»
4. Мероприятия, посвященные Олимпиаде в Сочи и ЗОЖ
5.Выставка творческих работ детей и их родителей «Зимние пейзажи»
6. Рекомендации «Играем язычком» (об артикуляционной гимнастике)
7. Творческое задание «Дорисуй снеговика»
Март 1. Беседа «Одеваемся по погоде»
2. Рекомендации родителям «Ребенок на дороге»
3. Создание огорода на окне
4. Консультация старшей медсестры «Гигиена и здоровье»
5. Памятка для родителей «Основы нравственных отношений в семье»
6. Задание «Чья рука больше» (сравнение предметов доступным способом)
7. Творческое задание «Дорисуй солнышко»
8. Создание фотоальбома «Наши мамы»
9. Буклет «Чистоговорки»
10. Буклет «Учим вместе с нами» (стихи о маме)
11. Семейное изготовление игр по сенсорикеАпрель 1. Консультация «Такие полезные игры дома (игры на развитие сенсорных способностей ребенка)
2. Памятка для родителей «Телевизор – друг или враг»
3. Привлечение родителей к уборке и оформлению участка после зимы.
4. Консультация музыкального руководителя «Пойте вместе с детьми»
5. Консультация старшей медсестры «Профилактика гепатита»
6. Памятка «Играем пальчиками» (о пальчиковой гимнастике)
7. Создание фотоколлажа «Воспитание добротой (о домашних любимцах)
8. Учим вместе с нами (стихи о весне)
Май 1. Опыт семейного воспитания «Такие полезные игры дома (игры на развитие сенсорных способностей ребенка)
2. Итоговое родительское собрание
3. «Загадайте детям загадки» (о насекомых)
4. Консультация музыкального руководителя «Зачем ребенку кукольный театр»
5. Консультация старшей медсестры «Осторожно, клещи!»
6. Советы для родителей «Как выбрать место для летнего отдыха»
7. Безопасность на дорогах.
В работе со всеми родительскими группами мы активно используем разнообразные формы работы, как традиционные так и нетрадиционные:
Родительские собрания, консультации, семейные клубы, беседы, анкетирование по разным вопросам, семинары, посещение семьи ребенка, совместные вечера и праздники, оформление информационных стендов, буклетов, защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках детско-родительских работ по изодеятельности и др.
Старшим воспитателем проводится большая работа по развитию умения педагогов вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс. На консультациях, мини-лекциях, семинарах-практикумах, тренингах, встречах за “круглым столом”, деловых играх они обучаются умению гибко планировать время общения с родителями и показывать значимость таких контактов для развития ребенка, развивают навыки публичного выступления, повышают свою психологическую компетентность. Среди тем, которые рассматривались с педагогами, наибольший интерес вызвали следующие: “Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями”, “Полоролевое воспитание детей”, “Наказание, поощрение или диалог” и др. Использование разнообразных обучающих форм работы с педагогами дало положительный результат. Кроме проведения индивидуальных и групповых консультаций, родительских собраний и наглядной пропаганды воспитатели стали пользоваться такими новыми формами как: дискуссии по проблеме, “устные журналы”, педагогические гостиные, вечера вопросов и ответов, КВН, “ток-шоу” и т.д.
Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание.
Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Анализируя проведенные родительские собрания, наш коллектив педагогов пришел к выводу, что нетрадиционные формы проведения этих мероприятий больше привлекают родителей и наиболее интересны. Поэтому в течение нескольких последних лет педагоги разрабатывали проекты собраний в форме дискуссий, КВН, диспутов, решения кроссвордов, по типу популярных передач “Моя семья”, “Устами младенцев”, которые теперь широко используют на практике.
Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях, установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают досуговые формы организации общения.
В нашем детском саду традиционным стало проведение спортивных праздников. При их проведении создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи, формирования между родителями и детьми взаимопонимания, чувства эмпатии. Очень полюбились воспитанникам нашего ДОУ и их родителям “Семейные старты”, “Спорт, здоровье, сила, красота”, “Папа, мама и я – спортивная семья”, ежегодный музыкально-спортивный праздник, приуроченный к Дню защитника Отечества.
Другой очень теплой традицией является ежегодное проведение в марте “Праздник мам”. Все занятия и мероприятия в этот день посвящены теме материнства: дети рисуют маму, делают для нее подарки, познавательные занятия имеют преимущественно нравственную направленность. А вечером на праздничное чаепитие приглашаются многодетные мамы из числа родителей, сотрудников и “знаменитых” бабушек. В теплой обстановке, за чашкой чая, проходит чествование женщин – матерей, которые, воспитывая своих детей, дарят тепло своих сердец и другим детям.
Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.
Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, визитные карточки групп и детского сада, буклеты, листовки, памятки, стенгазета, творческие объявления, которые постоянно присутствуют в общении с родителями: о дне проведения утренников, родительских собраний, различных мероприятий и т.п. Чаще всего объявление носит официальный характер и оформлено в деловом стиле. Но даже к объявлению для родителей наши педагоги подходят творчески, тем самым повышая уровень их заинтересованности к полученной информации и настроив на положительное взаимодействие с педагогами.
Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей:
конфликты между родителями из-за детей;
родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;
жалобы воспитателей на пассивность родителей;
невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.
Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения.
Способы повышения авторитета воспитателя:
торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или за высокие показатели в работе по итогам года;
оформить красивое поздравление в холле ко дню рождения педагога;
организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;
оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений.
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.