Программа развития социального партнерства творческого объединения с семьей и социумом Гармония общения

«Гармония общения»

Программа развития социального партнерства творческого объединения
с семьей и социумом.

ТО «Сибирочка» работает в МБОУ ДОД «ДЮЦ» с 2006 года. Коллектив пользуется заслуженной популярностью среди молодежи и взрослых, так как принимает активное участие в общественной и культурной жизни поселка и района.
Образовательная программа коллектива «Сибирочка» составлена в соответствии с желанием молодежи самовыразиться, повысить свою физическую активность, которая снизилась в век научно-технического прогресса.
Занятия в данном объединении являются одним из способов социально-психологической поддержки учащихся, так как кроме облегчения ритмической координации и энергетизации скелетно-мышечной системы, танцы выполняют функции стимуляции творчества и уменьшения тревожности, напряжения и агрессии.
В современных условиях без поддержки родителей и социокультурных учреждений поселка, без их понимания ценности дополнительного образования трудно обеспечивать полноценный процесс воспитания подрастающего поколения.
Исходя из вышесказанного педагог творческого объединения «Сибирочка» обратился к теме развития социального партнерства с родителями и социокультурными учреждениями поселка и района.
Потребность в разработке программы развития социального партнерства обусловлена основной целью ТО «Сибирочка» - формирование человека-личности, гармонично развитой, здоровой, приобщенной к миру прекрасного искусства танца.

Пояснительная записка.
В процессе развития ребенка педагогика выделяет три сферы - образование (целенаправленное воздействие на ребенка), семью (основной институт социализации личности) и социум. Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного взаимодействия, их социального партнерства.
Под социальным партнерством мы понимаем совместную деятельность различных социальных субъектов, отвечающих общему для всех сторон интересу – высокому уровню духовно-нравственного развития подрастающего поколения.
Социальный заказ современного общества, обращенный к подрастающему поколению, ориентирован на удовлетворение потребностей:
общества: в воспитании молодого поколения граждан, воспринявших лучшие образцы отечественной и мировой культуры; способных к творческой деятельности, самоопределению и самореализации;
государства: в сохранении и дальнейшем развитии отечественного духовного наследия, в увеличении интеллектуального потенциала страны;
региона: в сохранении и преумножении традиций своей малой Родины как самобытного центра культуры, неотъемлемой части многонациональной России;
высших, средних и начальных профессиональных учебных заведений: в студентах и учащихся с высокой мотивацией к продолжению образования, способных к творческому поиску и интенсивному труду.
Исследования и опрос учащихся коллектива народного танца «Сибирочка» и их родителей, а так же социокультурных организаций п. Игрим показали, что их социальный заказ на работу творческого объединения народного танца «Сибирочка» ориентирован на удовлетворение потребностей:
выпускников ТО и их родителей: в социальной адаптации, творческом развитий личности, способности противостоять аморальному поведению и бездуховности, готовности к выбору между добром и злом.
социокультурных организаций п. Игрим: в воспитании гармонично – развитого подрастающего поколения, через привлечение их к общественной, культурно-массовой жизни поселка.
Изучив данные социальные заказы, определилась модель выпускника коллектива народного танца «Сибирочка».
Образ конечного результата (модель выпускника)
Выпускник коллектива «Сибирочка» – это:
интеллектуально развитая личность, имеющая свою мировоззренческую позицию;
ведущий здоровый образ жизни;
имеющий четкую гражданскую позицию, уважающий права и свободы других людей;
эмоционально развитый, умеющий сорадоваться радостям ближних и сопереживать их горю;
бережно и уважительно относящийся к духовной культуре своей малой Родины;
умеющий видеть и ценить прекрасное, способный реализовать себя в танцевальном искусстве.
Конечно, нельзя говорить о том, что педагог одного детского творческого объединения может оказать значительное влияние на все сферы развития ребенка. Но необходимо выделить и системно работать с теми проблемами, которые могут и должны стать частью воспитательного процесса дополнительного образования детей, а именно работа с родителями учащихся и социумом.
Определение взаимодействия в системе «педагог - дети - родители» в качестве одного из приоритетных не случайно: именно родители оказывают значительное влияние на выбор и успешность занятий ребенка в сфере досуга.
Посмотрим, как это реализуется на практике.
К сожалению, в настоящее время рассмотрение участников образовательного процесса в системе «дети педагог дополнительного образования родители» зачастую носит лишь декларативный характер. Объясняется это особенностями отношений взрослых к самой деятельности детского объединения и друг другу. Попробуем кратко проанализировать эти особенности.
Отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного образования, а также их взаимоотношения с педагогом детского объединения нередко носят парадоксальный характер:
с одной стороны родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался каким-либо «полезным делом»;
с другой стороны значительная часть родителей проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу.
Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения дополнительного образования, его значения в развитии ребенка к занятиям относятся либо как к чему-то несерьезному (детская забава, времяпровождение), либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку, т. е. базу для выбора будущей профессии.
Лишь некоторые родители понимают и адекватно оценивают возможности не только своего ребенка, но и учреждения дополнительного образования, педагога и содержания занятий в детской жизни.
Неоднозначным является и отношение педагога к родителям своих воспитанников к сожалению, многие руководители детских творческих объединений видят перед собой некую «родительскую массу», которую необходимо «использовать в работе». Поэтому к родителям относятся как к «обслуживающему персоналу», основное назначение которого «помогать, провожать, обеспечивать...» детей.
Такая позиция руководителя детского творческого объединения во многом определяется его непониманием и недооценкой значения позитивных и содержательных отношений в триединой системе «ребенок родитель педагог» для развития воспитанников детского объединения дополнительного образования.
Помочь в преодолении противоречий в отношениях взрослых может системная работа педагога с родителями учащихся детского объединения, которая сделает их полноправными и активными участниками образовательного процесса.
Теперь рассмотрим связь «Педагог – ребенок – социум».
В сложившейся социокультурной среде нравственное воспитание детей реализуется в достаточно сложных условиях. В настоящее время, к сожалению, в России повсеместно практикуется сокращение детских учреждений: общеобразовательных, дошкольных, дополнительного образования (центров внешкольной работы, художественных школ, детских клубов, лагерей отдыха). В силу этого сегодня приходится говорить не только о необходимости развитии ребенка, но и о защите духовного мира детей, поскольку необходимо освободить их мироощущение, непосредственность восприятия от агрессивного влияния массовой культуры. Тем более, что обостряется реальная опасность распада общественных связей, а значит, ослабления процесса педагогизации среды как важного фактора нравственного и гражданского воспитания личности.
Необходимо, чтобы, помимо обучения и воспитания в творческих объединениях, дети имели реальную возможность практически осваивать и закреплять полученные знания и умения, нравственно-этические нормы, ведущие к овладению механизмами социальных и нравственно-гражданских отношений между людьми через активное взаимодействие с социокультурными учреждениями.
Настоящая программа определяет методологические, организационные и содержательные основы деятельности творческого объединения народного танца «Сибирочка» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр» п. Игрим по реализации развития системы «педагог - ребенок – семья – социум» через социальное партнерство, которая обеспечивает:
осуществление духовно – нравственного воспитания, развитие творческих способностей и просвещения учащихся;
высокий уровень социализации учащихся;
условия безопасности и комфортности для всех участников педагогического взаимодействия;
рост профессионального мастерства педагога ТО;
вовлечение в процесс воспитания родителей учащихся;
привлечение к партнерству социокультурные учреждения поселка;
саморазвитие учащихся и условия для их самореализации.
Социальное партнерство в образовании – это тип социальных отношений, для которого характерны следующие особенности:
наличие сторон, имеющих как общие, так и различные, иногда противоположные интересы;
ориентация сторон на поиск и достижение социального консенсуса, а не конфронтацию;
объективная заинтересованность всех социальных субъектов в конструктивном решении вопросов образования и развития молодого поколения.
В выборе организационных и содержательных форм сотрудничества мы ориентируемся на взаимовыгодные отношения. Опыт ТО в этом направлении позволяет говорить о возможности и перспективности такого подхода.
В содержательной основе индивидуальной модели ТО «Отражение» лежит широкая сеть его взаимосвязей с родителями учащихся, государственными и общественными институтами, учреждениями культуры и другими субъектами образовательного пространства на принципах социального партнерства.
Цель программы:
Формирование в ТО социокультурной среды, способствующей успешной социальной адаптации, социализации и самореализации личности учащегося. Создание условий для духовно – нравственного развития личности каждого учащегося.
Задачи программы:
Установление партнерских отношений с семьями учащихся, создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
Включение социальных структур в систему образования, предоставляющих учащимся творческого объединения возможность включения в общественную деятельность, необходимую для их развития.
Научно-методическое обеспечение и информационное сопровождение психолого-педагогического просвещения родителей с целью повышения их педагогической культуры;
Привлечение родителей и субъектов социально-культурной среды к управлению и поддержке воспитательного процесса в ТО;
Сохранение и преумножение традиций семьи и своей малой Родины, через совместную досуговую деятельность.



Принципами реализации программы являются:
Открытость образовательной и воспитательной среды творческого объединения.
Вариативность.

Ведущие идеи программы.
Идея системного понимания педагогической действительности.
В свете концепции системного понимания педагогической действительности любое творческое объединение ДЮЦ по своей сути является педагогической системой, основными свойствами которой является открытость, целенаправленность, целостность, функциональность. Системное понимание предполагает выстраивание вертикальных и особенно горизонтальных связей между участниками образовательного пространства, их ориентацию на достижение общих интегративных целей.
Идея определения функций ТО как открытого социального звена.
Современное понимание целей образования требует включенности в процесс обучения и воспитания всех субъектов социального заказа.
Идеи культурологического и ценностного подходов к образованию.
Компонентами культурологического и ценностного подходов к образованию являются отношение к образованию как к культурному процессу, движущими силами которого являются ценности, личностные замыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития;
Идея компетентностного подхода к образованию.
Важной задачей реализации компетентностного подхода является обновление содержания образования для решения задачи овладения «жизненными навыками». Продвижение по этому направлению способствует повышению компетентности выпускников, их готовности к работе и взрослой жизни.
Идея социальной активности творческого объединения – субъекта образовательного пространства ДЮЦ. Данная идея отражает необходимость активной позиции в выявлении образовательных потребностей субъектов социального заказа и привлечении из их числа к сотрудничеству.

Данная программа реализуется в следующих направлениях:
социальное партнерство с семьями учащихся;
социальное партнерство с организациями поселка;

Содержание основных направлений программы.
Социальное партнерство с семьями учащихся творческого объединения
Семья является той важной средой, в которой ребенок начинает познавать особенности общественных отношений, усваивает первые понятия о добре и зле, получает первые представления о труде и отдыхе, интересах, выражениях чувств. Именно семья может дать ребенку нравственный стержень, духовную опору, которая и обеспечит ему душевное здоровье, радостное восприятие жизни, творческое отношение к любимому делу.
Основные направления деятельности педагога с семьями воспитанников:
Социологическое и маркетинговые исследования семьи, диагностика мотивации выбора самим ребенком или родителями данного творческого объединения.
Организационно-педагогическая деятельность, которая включает в себя работу педагога по планированию взаимодействия с семьей, проведение открытых занятий и мастер-классов, родительских собраний, совместное обсуждение содержания учебного и воспитательного процесса, а следовательно повышение педагогического потенциала семьи.
Вовлекая родителей в учебно-воспитательный процесс детского творческого объединения, педагог формирует в семьях своих воспитанников общие интересы, значит, и повышает педагогический потенциал семьи.
Результатом педагогически направленного общения родителей и руководителя детского объединения дополнительного образования должны стать сходные взгляды на процесс развития ребенка, а также единые подходы к его воспитанию. Такое единство требований в семье и в детском творческом объединении создает условия для полноценного и правильного развития ребенка, формирования у него устойчивых социальных установок.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Психолого-педагогическое просвещение родителей реализуется через следующие формы: проведение «круглых столов», семинаров и лекций по проблемам семейного воспитания, правовая школа для родителей, индивидуальные семейные консультации, психологические тренинги, разработка методических пособий, памяток для родителей, диагностика и коррекция межличностных отношений воспитанников и родителей.
В процессе совместного выявления и обсуждения различных проблем, возникающих как у педагога, так и у родителей в общении с детьми, коллективный поиск оптимального решения, консультации с педагогом-психологом учреждения позволят взрослым участникам образовательного процесса получить необходимые практические психологические и педагогические знания и умения.
4. Традиционные культурно-массовые мероприятия с участием родителей: консультации, семейные творческие конкурсы и спортивные праздники, массовые досугово - развивающие мероприятия для детей и родителей, организация деятельности родительского актива.
Вне зависимости от выбранных педагогом содержания и организационной формы работы с родителями своих воспитанников, главным является достижение взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования.
Социальное партнерство с организациями поселка.
Формы осуществления социального партнерства
заключение договоров о социальном партнерстве; согласование совместных планов работы;
осуществление совместной деятельности в соответствии с договорами и планами.
Социальное партнерство строиться на следующих основных принципах:
уважения и учета интересов участников;
заинтересованности договаривающихся сторон в участии на договорных отношениях;
соблюдения социальными партнерами и их представителями норм международного права, законодательства РФ и ХМАО – Югра;
равноправия сторон и доверия в отношениях;
невмешательства в дела друг друга;
свободы выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства;
реальности обеспечения принятых социальными партнерами обязательств;
регулярности проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;
обязательности исполнения достигнутых договоренностей.
Модель социального партнерства с организациями поселка.



Перспективный план реализации программы.
направления
Мероприятия
Срок исполнения
Ответственные

Социальное партнерство с родителями

Социологические
Исследования
Проведение социологических исследований семей учащихся.
Март
Педагог ДО


Составление социального паспорта.
Март
Педагог ДО


Диагностика мотивации выбора самим ребенком или родителями данного творческого объединения.
Апрель
Педагог - психолог

Организационно-педагогическая деятельность
Обсуждение проблем воспитания и необходимости создания системы сотрудничества на родительском собрании.
Сентябрь

Педагог ДО


Работа педагога по планированию взаимодействия с семьей.
Август
Педагог ДО


Родительское собрание «Толерантность»
Ноябрь
Педагог ДО


Создание родительского актива объединения и координационного совета.
Сентябрь

Педагог ДО


Награждение и поощрение самых активных родителей и учащихся ТО.
В конце уч.года.
Родительский комитет

Психолого-педагогическое просвещение родителей
Работа социального педагога и педагога – психолога ДЮЦ:
Лекции
Консультации
Психологические тренинги
В течении уч.года
Социальный педагог


Памятки для родителей
В течение года
Педагог ДО


Диагностика и коррекция межличностных отношений воспитанников и родителей.
Октябрь
Ноябрь
Педагог - психолог


Оформление в кабинете методического уголка для родителей.
Октябрь
Педагог ДО


Индивидуальные консультации
В уч.году
Психолог

Традиционные досуговые мероприятия

Праздник «День Матери»;
Праздник «Новогодняя сказка»;
Конкурс «Самая, самая»;
Прогулки в лес;
Отчетный концерт объединения.
По плану

Педагог ДО, родители, представители партнерских организаций


Проведение занятий по программе «Танцевальный час для мамы и дочки» (См.приложение)


Педагог ДО

Социальное партнерство с социокультурными учреждениями поселка.

Заключение договоров о социальном партнерстве; согласование совместных планов работы

Встречи педагога и родительского комитета с представителями социокультурных учреждений.
Сентябрь
Педагог
родители


Заключение договоров о социальном партнерстве;
Сентябрь
педагог


Согласование с организациями поселка совместных планов работы
Сентябрь
педагог


Проведение консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;
В уч.году
педагог


Осуществление совместной деятельности с организациями в соответствии с договорами и планами
Участие коллектива в поселковых массовых мероприятиях: Масленица, День Победы.
В теч.года
Педагог, родители, партнеры.


Участие коллектива в организации спортивных праздников и соревнований.
В теч.года
Педагог, родители, партнеры.


Открытые занятия в творческом объединении для представителей партнерских организаций.
В теч.года
Педагог


Участие в концертной деятельности ДЮЦ и ДК.
В теч.года
Педагог, родители.


Мини-концерты коллектива в организациях поселка: детских садах, школах, реабилитационном центре «Росток», интернате.
В теч.года
Педагог, родители, партнеры.


Посещение детей и их родителей выставочного зала.
В теч.года
Педагог, родители


Посещение детей и их родителей бассейна.
В теч.года
Педагог, родители


Публикации в СМИ, об опыте работы с организациями.
В теч.года
Педагог, родители

Создание методологической основы.

Анализ, обобщение и трансляция полученных результатов
Анализ, обобщение полученных результатов
Апрель
Педагог


Создание банка технологий
Май
Педагог


Подготовка диагностико-аналитических материалов об итогах работы
Май
Педагог, психолог, соц.педагог


Проектирование перспектив, идей и способов дальнейшего развития системы сотрудничества.
Июнь
Педагог


Этапы реализации программы.
Ориентировочный этап ( Март 2011.)
Выявление приоритетных направлений развития ТО и моделирование нового качественного состояния на принципах социального партнерства.
2 этап – практический (20011-2013г)
Переход в новое качественное состояние, обеспечивающее реализацию промежуточных целей и задач на принципах взаимовыгодного сотрудничества.
Анализ промежуточных результатов. Корректировка программы.
Поиск новых форм и направлений социального партнерства.
На этом этапе, как отмечают ученые, коллектив приходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, общей ответственностью. В управление системой включается все большее количество участников: детей, родителей.
3. Обобщающий этап (2012г. Май)
Фиксация созданных прецедентов образовательной практики социального партнерства.
Анализ, обобщение и трансляция полученных результатов.
Срок реализации программы: 2011-2013г.
Управление, контроль, мониторинг.
Управление и контроль за реализацией программы осуществляет координационный Совет, включающий в себя педагога ТО, родительский актив и представителей всех заинтересованных государственных, социальных и общественных организаций.
С целью обеспечения управления качеством программы разработаны критерии оценки эффективности (смотреть приложение).
Ожидаемые результаты
Реализация программы социального партнерства с семьей и социумом обеспечит высокий уровень воспитанности учащихся, отвечающий потребностям общества, родителей, детей.
Организационная структура данной программы предоставит возможность осуществить государственно-общественный характер управления, выражающийся в реальном участии в решении задач образования в творческом родителями и субъектами социально-культурной среды.
Содержательная структура позволит реализовать актуальные задачи современного образования, привлекать к их решению родительскую общественность, кадровый и образовательный потенциалы учреждений социокультурной сферы, использовать материально-технические ресурсы участников социального партнерства.
Обеспечение достижения модели выпускника ТО, способного к активной творческой деятельности, располагающего способностями к самопознанию и самоопределению, уважающего традиции своего народа, готовому к творчеству, ответственности за принимаемые решения.
Результатом педагогически направленного общения родителей и руководителя детского объединения дополнительного образования должны стать сходные взгляды на процесс развития ребенка, а также единые подходы к его воспитанию. Такое единство требований в семье и в детском творческом объединении создаст условия для полноценного и правильного развития ребенка, формирования у него устойчивых социальных установок.



























Список литературы.

Актуальные проблемы современной культуры детства: сб. науч. материалов – Челябинск: ЧГАКИ, 2006.
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Кн.2. Казань, 1998.
Арнаутова Е.П., Иванова В.М., Общение с родителями: зачем? Как? Научн.ред.-Иванова В.М. М.: А.П.О., 1993 – 59 с.
Голованова В.П.: "Свой мир мы строим сами". М.ООО "ДОД", 2007. – 132 с. (Серия "Библиотечка педагога – практика").
Дармодехин С.В., Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации.- Педагогика.- 2001.-№1.
Демакова И.Д. пространство детства: гуманизации. Москва – Ижевск: Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, Республиканский Центр развития образования МНО УР, 1999. – 52 с.
Журнал "Классный руководитель". Издательский центр "Педагогический поиск"
Маленкова, Л.И. Педагоги, родители, дети: Метод. пособие для воспитателей, классных руководителей / Л.И. Маленкова – М.: Педагогическое общество России, 2000.
Научно-методический журнал "Наука и практика воспитания и дополнительного образования" Издательство: Центр "Педагогический поиск".
Общественная организация социально-культурной деятельности: материалы Всерос. Науч.-практ. Конф. «Культура Тюменской области: история, современное состояние, проблемы и перспективы» (г.Тюмень, 15-16 апр. 2004г.) / науч. ред. В.В.Попов; отв.ред. Ф.Х.Попова. Тюмень, 2004.240 с.
Общие технологии социально-культурной деятельности: учеб.-метод. комплекс по специальности 07.14.01. «Социально-культурная деятельность» специализации «Менеджер СКД»/Сост. Т.В. Бабина.- Тюмень, Тюмен. гос. ин-т искусств и культуры, 2006. – 260с.
Осипова Е /Конфликты и методов их преодоления: социально-психологический тренинг /Е.Осипова, Е.Чуменко. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка "Первого сентября", серия "школьный психолог". Вып. 5(17)).
Приложение к журналу "Воспитание школьников" Духовно-нравственное воспитание. Издательство "Школьная Пресса"
Русанова В.С. Стратегия и тактика досугового объединения // социальная педагогика. Челябинск, 1998.
Русанова, В.С. Детство. Отрочество. Юность: Программа воспитания в сфере досуга / В.С. Русанова - Челябинск, 1998.
Семейное право в вопросах и ответах / Серия "Консультирует юрист" – Ростов-на-Дону: Фенгикс, 2002. – 256 с.
Социальная педагогика. – Издатель: НИИ Школьных технологий
Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей (текст): учеб. пособие / под ред. А.В. Мудрика. – М.: Академия, 2004.
Хаткевич О.А., Не рядом, но вместе – Минск: Красико-Принт, 2007. – 176 с. – (Педагогическая мастерская).
Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория.- М., 2000.








13PAGE 15


13PAGE 14415




Игримский профессиональ-
ный колледж

Выставочный зал


Муниципальные предприятия

Д/с «Снежинка»


Школа искусств

ИСОШ №1


Администрация г.п.Игрим

Дом Культуры

Дом ветеранов

Р/Ц для детей инвалидов «Росток»

С/К «Олимпиец»

ИСОШ №2

Творческое объединение «Сибирочка»

Концепция воспитательной системы ДЮЦ

Устав ДЮЦ

Концепция модернизации российского образования

Закон РФ «Об образовании»

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Конвенция о правах ребенка

Нормативная база программы



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 6 Заголовок 815