Личностно-ориентированный подход к обучению детей в начальной школе, психологический аспект
Творческая работа по теме
«Личностно-ориентированный подход к обучению детей в начальной школе, психологический аспект»
Егоровой Натальи Михайловны,
заместителя директора по учебно-воспитательной работе
Обучение под жестким или мягким давлением при твердой дисциплине обучающихся для всех одинаковое по содержанию и методике, безоговорочное подчинение ученика учителю были характерны для учебных заведений в течение многих столетий. Такой стиль отношений “учитель — ученик” в последнее время получил название «авторитарная педагогика».
В современной ситуации быстро меняющегося мира необходимо акцентировать внимание на развитии в ребёнке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребёнку стать и быть самим собой. Среди множества интересных и эффективных способов обучения детей в школе наибольшим образом этой задаче соответствует личностно - ориентированное обучение. При личностно-ориентированном подходе во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Актуальность использования личностно-ориентированного подхода в обучении объясняется тем, что именно этот подход предусматривает приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста обучающихся, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве, особенно в рамках реализации ФГОС НОО. Данный подход ориентирован на гибкие модели организации педагогического процесса, на личность обучающихся, носит во многом вариативный и коррекционный характер.
Личностно-ориентированное обучение предполагает такой тип педагогической деятельности, задачей которого становится актуализация, стимулирование, создание условий для развития личности ученика, превращение обучения в субъективно-смысловой процесс. Оно обеспечивает права каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам).
Реализация личностно-ориентированного образования и развития помогает мне формировать у обучающихся начальных классов умения общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их, самостоятельно ориентироваться в решении нестандартных задач, логически мыслить, свободно высказываться, принимать активное участие в обсуждении. Исходя из собственного опыта, прихожу к убеждению, что необходимо менять позицию ученика: теперь в моей практике обучающиеся начинают выполнять роль организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным, что подтверждают следующие факты:
Работая с обучающимися начальных классов, я реализую программу «Мой внутренний мир», составленную на основе программы развития личности обучающихся доктора психологических наук Е.Яковлевой, программы психолога И.Вачкова «Приключения во внутреннем мире».
Курс «Мой внутренний мир» способствует развитию психических процессов, а, следовательно, формированию личностных универсальных учебных действий. Курс рассчитан на обучающихся 1-4 классов. Характеризуется рядом особенностей, связанных с психологическими характеристиками младшего школьного возраста.
Важным психологическим новообразованием младшего школьника является формирование новой позиции - позиции школьника. Ведущим видом деятельности становится учебная. Ребёнок данного возраста реализует возрастные задачи преимущественно в учебной деятельности. В ней он овладевает базовыми учебными навыками, правилами школьной жизни, в ней развивается произвольность психических процессов и формируются навыки взаимодействия с социальными институтами. Познание психологических представлений о природе человека способствует личному и творческому развитию ребёнка.
Многолетний опыт показывает, что уровень подготовки поступающих в первый класс детей снижен из-за ряда причин, одной из которых является не - высокий уровень развития психических функций, что влияет на его обучение и развитие. Поэтому возникла необходимость составления коррекционно-развивающей программы, которая способствовала бы развитию психических функций и, следовательно, повышению качества обученности и развития детей.
Целью данной программы является развитие возможностей детей на основе психологических представлений о природе человека.
Задачи:
- создание условий, обеспечивающих обучающимся свободное выражение и понимание своих эмоциональных состояний, своего поведения;
- познание своих психологических особенностей;
- формирование интереса к внутреннему миру человека;
- обучение способам группового взаимодействия;
- развитие способности планирования и прогнозирования;
- развитие навыков использования имеющихся знаний в новых условиях.
В программе использованы принципы развивающего обучения: проблемность, диалогичность, индивидуализация. Применительно к данной программе это означает, что проблемы ставятся в эмоциональной плоскости и решаются в диалоге с взрослыми и со сверстниками; индивидуализация выражается в том, что принимаются все эмоциональные проявления ребёнка.
Осуществляется межпредметная связь.
Используются психологические формы и методы, которые реализуются в диагностическом, коррекционном, просвещенческом, профилактическом направлениях: тренинговые занятия, групповая работа, психотехнические игры и упражнения, беседа и т.д.
Условия проведения занятий:
- положительная поддержка личности детей. При проведении занятий исключена всякая критика личности и деятельности детей; принимается и выслушивается всё, что делается ими;
- использование повседневного опыта детей.
Программа состоит из шести блоков:
1. Вводное занятие;
2. Я личность;
3. Интеллектуальные процессы;
4. Эмоциональная сфера;
5. Общение;
6. Заключение.
Первые вводные занятия посвящены знакомству детей друг с другом, их увлечениям, особенностям взаимоотношений в семье. Второй блок раскрывает понятия «личность», «физические особенности человека», «характер», «темперамент». Третий блок посвящён коррекционно-развивающим занятиям. В разделе «Эмоциональная сфера» дети знакомятся с
понятиями «эмоции», «чувства», способами управления негативными эмоциями. Пятый блок раскрывает способы эффективного общения. В заключении дети составляют карту своего внутреннего мира и отслеживают произошедшие изменения.
На курс «Мой внутренний мир» отводится 33 часа, по 1 часу в неделю в 1-4 классах. Он входит в раздел учебного плана «Внеурочная деятельность».
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Личностные универсальные учебные действия:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание с ним, эмоционально-нравственная отзывчивость;
- развитие Я – концепции;
- развитие толерантности;
- развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, позитивного отношения к жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- контролирование процесса и результатов своей деятельности;
- адекватное оценивание своей деятельности;
- адекватное восприятие оценки со стороны;
- взаимодействие со взрослыми и со сверстниками в учебной и вне учебной деятельности;
- умение планировать свою деятельность;
- готовность к преодолению трудностей;
- формирование основ оптимистического восприятия мира.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществление синтеза как составление целого из частей;
- установление причинно-следственных связей;
- построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщение объектов на основе выделения сущностной связи.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающиеся научатся:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего поведения.
Программа рассчитана на обучающихся с первого по четвёртый класс, но я реализую её два года. Однако уже есть положительные результаты.
Так, в 2014 учебном году я диагностировала первоклассников на уровень готовности их к школьному обучению. Из 12 человек было 5 девочек и 7 мальчиков. Из них 2 ребёнка имели заключение районной психолого-медико-педагогической комиссии: задержка психического развития, 1 ребёнок с диагнозом педагогическая запущенность, один, оставленный на повторный год обучения и 1 ребёнок с диагнозом логоневроз, которому был рекомендован психо-щадящий режим.
В результате психологического обследования, которое было проведено перед поступлением детей в 1 класс, выявлено следующее:
высокий уровень готовности к школьному обучению имели 25% (3 человека из 12);
средний уровень готовности – 33% ( 4 человека);
низкий уровень готовности к школьному обучению имели 42% (5 человек).
Развивающий воспитательно-образовательный процесс был организован таким образом, чтобы все обучающиеся класса участвовали по мере своих сил и возможностей в учебной деятельности.
В контексте личностно-ориентированного подхода, все обучающиеся были поделены на 3 группы:
- в первую группу входили обучающиеся с низким уровнем готовности к школе, с низким качеством успеваемости (42%-5 человек);
- во вторую группу – обучающиеся с удовлетворительным качеством успеваемости (33%-4 человека);
- в третью группу - с высоким уровнем готовности к школе, с хорошим качеством успеваемости (25%-3 человека).
Каждое коррекционное занятие готовилось и проводилось дифференцированно - в трёх вариантах для 1, 2 и 3 группы детей. Для детей всех групп занятия проводились по коррекционно-развивающей
программе «Мой внутренний мир» с разным уровнем сложности: от простых заданий для первой группы к заданиям повышенной сложности в третьей.
Использовались специальные психо-коррекционные задания, направленные на развитие основных психических функций: внимания, памяти, мышления, воображения. Результаты коррекционной работы представлены в диаграмме 1 на примере развития долговременной памяти.
Диаграмма 1
Уровень развития долговременной памяти.
Из диаграммы видно, что в результате коррекционной работы, у обучающихся повысился уровень развития долговременной памяти. И так по другим параметрам.
В результате коррекционной работы в течение учебного года мы имеем следующие результаты:
по решению районной психолого-медико-педагогической комиссии с одного обучающегося первой группы снят диагноз задержка психического развития, этот ребёнок перешёл во вторую группу;
один обучающийся первой группы снят с общешкольного учёта и также перешёл во вторую группу;
в классе 2 отличника, которые награждены денежной премией А. Г. Тулеева;
5 хорошистов;
2 человека имеют одну тройку;
3 человека имеют удовлетворительные отметки;
неуспевающих нет.
Данные приведены в диаграмме 2.
Диаграмма 2.
Результаты реализации коррекционно-развивающей программы
«Мой внутренний мир»
Из диаграммы видна положительная динамика в уровне развития детей.
Несмотря на это, есть определённые трудности. Подобная работа требует от учителя специальной психолого-педагогической подготовки, много времени занимает подготовка к занятиям, класс должен быть небольшим по комплектации.
Только терпение, упорство в достижении поставленных целей, понимание обучающихся и сотрудничество с родителями приведут к положительным результатам.