Работа учителя по организации помощи детям, имеющим проблемы в знаниях,слабые способности и низкую мотивацию к обучению.


Работа учителя по организации помощи детям, имеющим проблемы в знаниях, слабые способности и низкую мотивацию к обучению.
В настоящее время «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» как стратегическая программа совершенствования образования ставят перед школой ряд важнейших задач. Среди них в первую очередь обеспечивать органическое единство обучения и воспитания с целью повышения качества знаний учащихся и подготовки их к труду. В этих условиях проблема формирования мотивации приобретает особую значимость, ибо мотивация — одно из важнейших условий успешности или не успешности учения ребенка.
В качестве главных личностных особенностей, оказывающих отрицательное влияние на формирование школьной мотивации выделяют:
недостаточность развития интеллектуальной и познавательной сфер школьников;
преобладание ориентации на получение оценки, а не знаний;
низкая сформированность личностно - волевых качеств;
наличие тревожности, агрессивности и неадекватной самооценки.
Недостаточный уровень развития эмоционально-чувственной сферы учащихся является также одной из многообразных причин, приводящих к низким показателям школьной мотивации. Для многих учащихся получение хороших отметок становится самоцелью. Происходит сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с её процесса и результата на оценку, которая «добывается» многими школьниками нечестными способами. Это приводит к угасанию мотива познавательной деятельности и к деформации развития личности учащегося. Для них характерна боязнь сделать ошибку, ответить неправильно, причём им важна не правильность ответа сама по себе, а именно оценка учителем ответа как правильного.
Овладения знаниями на должном уровне - сложный и длительный процесс, успех в котором достигается не мгновенно, не за один этап урока и не за один урок. Успеваемость как соответствие знаний предъявляемым требованиям достигается в ходе их формирования.
В своей работе использую различные формы и методы проблемного обучения. Чтобы облегчить условия работы неуспевающих, позволить им достичь определённого успеха, в ходе процесса обучения использую приёмы дифференциации заданий, вопросов, учебного материала, создаю карточки с индивидуальными заданиями для учащихся. Провожу работу над ошибками: надо выписать в исправленном виде слово, квалифицировать тип орфограммы или пунктограммы, графическим обозначением показать, что исправление сделано осознанно, а не наугад, что определены все ориентиры, влияющие на выбор написания.
При выполнении в классе самостоятельных работ оказываю помощь слабоуспевающим учащимся. Например, в каком месте допущена ошибка, даю совет, какое использовать правило, напоминаю о порядке действий, предлагаю провести сравнение, проверить работу, обратиться к справочнику и т.п. Стремлюсь создать особые условия для неуспевающих при опросе: даю им больше времени на обдумывание ответа у доски, оказываю помощь в изложении материала вопросами, предлагаю план ответа, схемы и таблицы. Отмечаю положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий. Большое значение придаю налаживанию благожелательной атмосферы в классе.
Ведущим принципом в борьбе с неуспеваемостью выступает индивидуальный подход к учащимся. В связи с этим важное место в работе занимает изучение трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся, пробелы в знаниях. Поэтому провожу разного рода дополнительные занятия для неуспевающих: индивидуальные и групповые, на которых повторяется материал, изученный на уроках, предваряющие изучение наиболее трудных вопросов программы.Провожу самостоятельные работы обучающего характера. Такие кратковременные устные и письменные работы, при выполнении которых ученик должен самостоятельно справиться с определёнными трудностями, имеют особенно большое значение для предупреждения неуспеваемости. Проведение их создаёт благоприятные условия для выявления уровня овладения знаниями, уровня развития познавательных интересов.
Большое значение придаю самостоятельной работе учащихся по развитию речи, их творческой активности. Часто использую на уроке приём замены учениками учителя. Некоторые этапы урока они самостоятельно проводят в роли учителя. Это требует от них домашней подготовительной работы. На месте учителя хотят побывать все. С большим удовольствием дети помогают учителю. Вместе с ними намечают план работы на определённом этапе урока, а материал они уже сами подбирают, предлагают его ребятам. Вот пример задания, которое подводит  детей к изучению темы «Синонимы».
-Замените моё высказывание глаголом в неопределённой форме.
1) Очень сильно хотеть что-то (желать).
2) Искриться, блестеть на солнце (сверкать).
3) Хворать, быть нездоровым (болеть).
4) Украсить, придать красивый вид (нарядить).
Конечно, подобную работу предлагаю более сильным ученикам. Но не забываю и о слабых, ведь они тоже хотят попробовать что-то сделать. С ними маленькие этапы урока готовим вместе, а проводят их они сами. Ребята чувствуют большую ответственность, значимость своей работы. Этот приём способствует и грамотному правописанию, т.к. прежде чем подготовиться, ребёнок занимается со словарём, с книгой.
Наибольшая эффективность проблемного подхода реализуется через научно-исследовательскую работу, при которой учащийся проходит все этапы формирования необходимого способа действия, в то  время как на отдельном уроке преследуется одна цель или ограниченная группа целей проблемного обучения. Но в любом случае основная его цель – развитие творческого мышления. Примером создания проблемно-поисковой ситуации на уроке русского языка может служить работа по развитию речи учащихся, где большое внимание детей уделяется слову.
Принцип проблемности содержания может быть реализован в форме учебных деловых игр. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока или части;
- как технология внеклассной работы.
Игровая форма работы создаётся мною на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель, ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства.
В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.При обучении детей русскому языку немаловажное значение имеют различные игры. Закреплению знаний и умений по орфографии, выработке прочных орфографических навыков способствует игра  «Определи пару». Она позволяет сделать трудную работу по усвоению родного языка более эффективной. Организую эту игру чаще на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщения, повторения. Практикую игру в и начале урока  в качестве орфографической разминки. Эта игра хороша тем, что требует применения многих правил.
На доске столбиком пишу слова с разными орфограммами, например:
подстричься -           овчинный-
пятачок -                    расписка-
пчёлка -                    жильё-
косьба -                     досуха-
объяснить -               беседовал-
Затем читаю слово, а учащиеся, подумав, записывают его на доске напротив слова  на такое же орфографическое правило, обосновывая свой ответ, объясняя написание и делая при этом необходимые условные обозначения (выделение морфем обязательно).
Эту игру можно провести и по-другому. В словах на доске пропущены буквы. На учительском столе лежат карточки, на которых написаны слова тоже с пропусками букв. Вызванный ученик берёт карточку, размышляет, куда записать слово, вставляет и объясняет пропущенные буквы.
Эта игра помогает мне развивать у учащихся аналитические способности, формировать орфографическую зоркость, умение находить сходные орфографические явления, повышает сознательность в применении правил.
Игру «Определи пару» предлагаю детям и при изучении лексики и фразеологии. На доске записываю фразеологические обороты, затем читаю другие фразеологизмы, учащиеся находят синонимичные.
Примеры на доске:
тёртый калач -                 отдать богу душу-
ни рыба ни мясо-            кот наплакал-
дать нагоняй-                  с пустыми руками-
В целях активизации мышления учащихся могу предложить фразеологизмы, не сочетающиеся с данными на доске. Такая работа расширяет и уточняет словарный запас учащихся. Слова или фразеологизмы, недостаточно понятные ученикам, постепенно входят в их активный  словарь.
Использование практики проблемных ситуаций, игровых технологий способствует повышению интереса учащихся с разным уровнем способностей к изучению русского языка, а также повышает уровень  успеваемости по предмету.
При организации домашней работы стараюсь подобрать задания по осознанию и исправлению ошибок: провести подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, о возможных затруднениях, дать задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объём домашних заданий рассчитываю так, чтобы не допустить перегрузки учащихся.
Таким образом, повышение качества знаний предполагает целенаправленную работу учителя по обнаружению в самом учебном процессе отдельных моментов отставания учащихся по их устранению. Он должен для этого знать признаки отставания как в усвоении знаний, так и в сформированности познавательных интересов школьников.