Реферат Компетентностно-ориентированный подход в обучении английскому языку 
Реферат на тему 
«Компетентностно-ориентированный подход в обучении английского языка»
Выполнил: 
учитель
английского языка
Гудач И. А.
МБУ лицей №19 
Тольятти
2015
Компетентностный подход в образовании – это попытка привести в соответствие потребность личности интегрировать себя в деятельность общества с потребностью общества использовать потенциал каждой личности для обеспечения своего экономического, культурного и политического саморазвития. Компетенция – отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке учащихся (государственный заказ, стандарт).
Компетентность – готовность и способность человека действовать в какой-либо области.
Компетентность трансформирует «культурного» человека из носителя академичных знаний в человека «активного», «социально адаптивного», настроенного на социализацию в обществе и влияние на общество в целях его изменения.
В материалах Совета Европы рассматривается два вида компетенций в области иностранного языка: общие компетенции и коммуникативная языковая компетенция.
Общие компетенции включают:
способность учиться,
экзистенциальная компетентность,
декларативные знания,
умения и навыки. 
Коммуникативная компетенция включает:
лингвистический компонент,
социолингвистический компонент,
прагматический компонент.
Выделяются следующие компоненты коммуникативной компетенции:
Грамматическая/формальная или лингвистическая компетенция – систематическое знание грамматических правил, словарных единиц и фонологии, которые преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание.Социолингвистическая компетенция – способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации. Дискурсивная компетенция – способность построения целостных, связных и логичных высказываний разных функциональных стилей в устной и письменной речи на основе понимания различных видов текстов при чтении и аудировании; предполагает выбор лингвистических средств в зависимости от типа высказывания.Cоциокультурная компетенция – знание культурных особенностей носителя языка (привычек, традиций, норм поведения и этикета) и умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры; формирование социокультурной компетенции предполагает интеграцию личности в системе мировой и национальной культур.В государственном образовательном стандарте в области иностранного языка рассматриваются следующие компетенции:
  - языковая компетенция (графическая сторона речи и орфография, произносительная сторона речи, лексическая сторона речи, грамматическая сторона речи)- речевая компетенция (говорение, письмо, аудирование, чтение)
  - социокультурная компетенция (социокультурный портрет англоязычных стран, социокультурный портрет родной страны на ИЯ)- компенсаторная компетенция(умение при дефиците языковых средств выходить из трудного положения за счет, например, перифраза, использования синонима).
  - учебно-познавательная компетенция (общие и специальные умения).
    По  классификации  А.В.Хуторского  выделяется  3  основных  вида  компетенций:ключевые  компетенции: 
ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция  личностного  совершенствования;
общепредметные  компетенции;
предметные  компетенции.
   Основным  средством  формирования  ключевых  компетенций  при  изучении  иностранного  языка  выступают  различные  технологии, формы  и  методы.
   Абсолютно  некомпетентностных  форм и  методов  учебной  работы  не  существует. Однако, некоторые  формы  сами  по  себе  не  работают  на  развитие  ключевых  компетенций:
1) монолог  учителя;
2) фронтально-индивидуальный  опрос;
3) информирующие  беседы;
4) самостоятельные  работы  с  учебником  по  заданиям учителя;
5) демонстрация  фильма;
6) традиционная  контрольная  работа.
   Компетентностными  методами  являются  такие, которые  имеют  не  только  учебное, но  и  жизненное  обоснование.
   Это – 
1) проблематизация  содержания  в контексте  сегодняшней  и завтрашней  жизни  учащихся, 
2) организация  внеурочной  деятельности, 
3) использование  компетентностных  методов  и  форм  обучения:
    а) метод  проектов;
    б) развитие  критического  мышления;
    в) метод  дебатов;
    г) игровая технология  (языковые, ролевые  игры, драматизация);
    д) кейс-стади; 
    е) проблемные  дискуссии;
    ж) парная  и групповая  работы;
    з) языковой  портфель;
    и)использование  аудио-визуальных  средств, мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов.
    Дискуссии, беседы, ролевые  игры  проблемной  направленности, проектная   деятельность – это те  виды  деятельности, которые  побуждают  учащихся  к  самостоятельным  размышлениям  в  устной  или  письменной  форме.
    Более  подробно остановимся  на  некоторых компетентностных  методах и  формах  обучения:
    Реальные, жизненные, естественные  ситуации
   Учащиеся  должны  уметь решать  реальные  коммуникативные  задачи:
1) поблагодарить  за  урок - “Thank  you  for  the  lesson”.
2) предложить помощь – “Can  I  give  you  a  hand?” 
3) уточнить  домашнее  задание – “Could  you  repeat  our  homework?” 
4) пожаловаться  на  ябеду, обидчика -  “ He’s  been  telling  on  me! He  is  a sneak”.
5) поинтересоватьcя  о  внеклассном  мероприятии –“When  are  we  gonna  have  the  Talent  Night”. –
т.е. начинается  реальное  общение  с  Classroom  English.
     Реальное  общение  возможно при  создании  языкового  окружения, постоянного  мониторинга и  ситуации  успеха:
Создание  языкового  окружения -                 
 Classroom  English  и  Warming  Up   создают  много  возможностей   и  ситуаций  для  реального общения. Недостаточно  самому  употреблять  фразы, надо  добиваться, чтобы  ученики  адекватно  реагировали  на  них.
Постоянный мониторинг -  
English  Police  - прием  взаимомониторига (Ученик  отслеживает, кто  больше  говорил  на  английском  и  русском  языке); 
Competition – прием  в  режиме  соревнования;
Ситуация  успеха – принцип  «Ты  можешь  выразить это  по-английски, даже  если  не  помнишь  лексику  и  грамматику.» - один  из  основополагающих  принципов  ситуации  успеха,  а также  слова  одобрения.
Ролевые  игры  на  младшем  этапе
Диалогам – всегда  особое  внимание  и  обязательно творческий  подход.
Н-р,  простейший  пример  из  материалов  начальной  школы:
        -Excuse  me.
        -Yes.
        -Can  you  tell  me  the  time?
        -Certainly. It’s  4  o’clock.
        -Thank  you.
        -Not  at  all.
Один  и  тот  же  диалог  можно  разыграть  и  представить  по-разному. Идеи  и  роли  можно  подсказать  ученикам.
Ситуация 1 – две  школьницы  торопятся  в  школу, бегут, сталкиваются  друг  с  другом, произносят  диалог.
Ситуация  2  -   девочка  разговаривает  со  своей  игрушечной  собакой. Она  играет  и  свою  роль  и  роль  собаки.
Ситуация   3 – разговор двух  деловых  людей  по телефону.
Активное  ролевое  изучение  любой  темы  вместо  механического  зазубривания.
Тема  «Экология»
Роли:  « Я – птичка»;
           « Я – Земля ,  я – в  опасности»;
           « Я – цветок, не  рвите  меня»;
Размышления  над  цитатами.
   ( Составление  ситуационных  иллюстрированных  поговорок, изменение  поговорок).
Do  not  trouble  trouble until  trouble  troubles  you.
Do  not  teach  a  teacher  until  a  teacher  teaches  you.
Творческая  работа  с  песней.
         We  wish  you  a  merry  Birthday.
 Песенные  и   рисовальные  уроки.
   Групповая  работа  
1) Организованная  парная  работа – база  для  групповой  работы.
2) Ситуации  должны  быть  интересны.
3) Четкое  задание, соответствующее  уровню  подготовки.
4) Карточки – помощники.
5) Важно  не  прерывать  учащихся, исправлять только  ошибки, мешающие  общению.
6) Проводить  на  иностранном  языке.
Н-р:  Урок  развития   коммуникативных  умений  с  использованием  приема  группового  общения:
этап – 
      задание – обсудить заголовок  текста (ученики  в  группах  работают). Класс  делится  на  3  группы, у  каждой  группы  своя  часть  текста. Время – 10 минут.
этап – 
     по  истечении  времени  каждая  группа  предоставляет  ответ, другие  группы  задают  вопросы.
этап – 
     из  3-х  групп  формируются 2  и  обсуждаются  проблемы  текста. Одна  группа – «за», другая  - «против».
этап-
     подведение  итогов, исправление   и  обсуждение  ошибок.
Jigsaw – технология  (пила, мозаика)
( изоб.  проф. Аронсон  в  1978г.)
   На  младшей  ступени  обучения  можно  использовать  упрощенный  вариант  Jigsaw,  когда  члены  группы  читают  части  одного  текста, готовятся  к  передаче  содержания  а  потом  готовят  общее  высказывание.
  На  средней  ступени  усложняется  работа. 
Учащиеся  организуются  в  группы  по  4-6 человек  для  работы  над учебным  материалом,  который  разделен  на  блоки.
   Н-р: тема «Путешествие» разбивается  на  подтемы  «путешествие  морем»  и  т.д.  Каждый  член  группы  получает  задание, находит  материалы  по  своей  теме.  Затем, ученики , изучающие  один  и  тот  же  вопрос , но  работающие  в  разных  группах, обмениваются  информацией.  Это  называется « встречей  экспертов».  Затем  возвращаются  в  свои  группы  и  рассказывают  все,  что  узнали.
Заключительный  этап – фронтальный  опрос  учителя  на  любой  вопрос  по  данной  теме.  Вопросы  могут  задавать  ученики. Плодотворно  для  учеников, т.к.  все  ученики  задействованы.
   В  1986 г. пед. Славин  разработал  Jigsaw 2  (Пила 2).  Формируются  группы  по 4-5  человек.  Работа  над  одной  темой. Каждый  член  группы  получает  свою  подтему, изучает  ее, разрабатывает  и  становится  экспертом.  Потом   эксперты  встречаются  и  обмениваются  информацией.
Технология    Learning  Together( CША, 1987)
   Группы – 3-4 человека. Каждая  группа получает  одно  задание, потом  группы  общаются,  узнают  другие  задания  и  усваивают  весь  материал.  Урок  речевой  практики.  Вся  лексика  усваивается  на  предыдущих  уроках.
   Совместная  работа  дает  хороший  стимул  для  познавательной  деятельности, для  коммуникативной  работы.  Обучение  в  сотрудничестве  способно  помочь  в  формировании  умений, подготовить  к  сложным  видам  деятельности  с  информацией – методу  проектов.
Проектная  методика
  Внедрилась  в  страну  в  30-е  годы.
  Школьный  проект – педагогическая  технология, которая  позволяет  эффективно  решать  задачи  личностно-ориентированного  подхода  в  обучении.  Проект  ценен  тем, что  во  время  работы  ученики  самостоятельно  приобретают  знания, получают  опыт  познавательной  и  учебной  деятельности.  
   Если  ученик  получит  в  школе  исследовательские  навыки  ориентирования  в  потоке  информации, научится  анализировать  ее, обобщать, сопоставлять  факты,  делать  выводы, то  он  легче  будет  адаптироваться  к  меняющимся  условиям  жизни, правильно  выберет  профессию  и  будет  жить  творческой  жизнью.
    Цели  проектной  работы:
1) показать  умения  ученика  или  группы  учеников  использовать  приобретенный  в  школе  исследовательский  опыт;
2) реализовать  интерес  к  предмету, приумножить  знания  о  нем;
3) продемонстрировать   уровень  обученности  ИЯ, совершенствовать  умения  участвовать в коллективных  формах  обучения;
4) подняться  на  более  высокую  ступень  образованности.
    Типы  проектов:
1) монопроект, 
2) коллективный  проект,
3) устно-речевой,
4) письменный,
5) Интернет-проект.
   При  работе  над  проектом  нужно  учитывать  информационный  диапазон, исследовательский, языковой  аспект.
   Монопроект  может  быть  небольшим,  его  защита  может  быть  устной. Коллективный  проект  более  целесообразен  и  плодотворен.
   Н-р:  Работа  над  проектом  «Английский  язык  в  моей  жизни» (11 класс), который  можно  назвать  школьным  исследовательским  проектом.
 
 1. Обсуждение:
1) Актуальность  темы ( для  общественной  жизни, для  расширения  познав.  деятельности);
2) Формулировка  проблем  для  исследования:
Изучение  английского  языка  пробудило  интерес  к  английской  литературе, 
Возможно, моя  будущая  профессия  будет  связана  с  английским  языком, 
Изучение  английского  языка  пробудило  интерес  к   истории  страны, 
 Я  хочу  показать  связь  культур  в  мире.
Логическое  выстраивание  направления  и  хода  работы, определение  сроков  выполнения,  выбор  источников  информации (в ходе работы  развивается  навык  просмотрового  чтения);
Изложение  средствами  ИЯ  хода  исследования  и  полученных  результатов.
Таким образом, необходимость  использования  компетентностного  подхода  не  вызывает  сомнений, поскольку  самым  важным  звеном  модернизации  образования  является  улучшение  результата:  ученик  должен  быть  не  просто  знающим, но  и  умеющим, что  и  призван  обеспечить  компетентностный  подход.
Использованные источники информации:
«ПрофиСтарт» http://www.profistart.ruСоциальная сеть работников образования nsportal.ru
«Биофайл» http://www.biofile.ruПрезентация «Компетентностный подход в образовании»