Реферат Компетентностно-ориентированный подход в обучении английскому языку
Реферат на тему
«Компетентностно-ориентированный подход в обучении английского языка»
Выполнил:
учитель
английского языка
Гудач И. А.
МБУ лицей №19
Тольятти
2015
Компетентностный подход в образовании – это попытка привести в соответствие потребность личности интегрировать себя в деятельность общества с потребностью общества использовать потенциал каждой личности для обеспечения своего экономического, культурного и политического саморазвития. Компетенция – отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке учащихся (государственный заказ, стандарт).
Компетентность – готовность и способность человека действовать в какой-либо области.
Компетентность трансформирует «культурного» человека из носителя академичных знаний в человека «активного», «социально адаптивного», настроенного на социализацию в обществе и влияние на общество в целях его изменения.
В материалах Совета Европы рассматривается два вида компетенций в области иностранного языка: общие компетенции и коммуникативная языковая компетенция.
Общие компетенции включают:
способность учиться,
экзистенциальная компетентность,
декларативные знания,
умения и навыки.
Коммуникативная компетенция включает:
лингвистический компонент,
социолингвистический компонент,
прагматический компонент.
Выделяются следующие компоненты коммуникативной компетенции:
Грамматическая/формальная или лингвистическая компетенция – систематическое знание грамматических правил, словарных единиц и фонологии, которые преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание.Социолингвистическая компетенция – способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации. Дискурсивная компетенция – способность построения целостных, связных и логичных высказываний разных функциональных стилей в устной и письменной речи на основе понимания различных видов текстов при чтении и аудировании; предполагает выбор лингвистических средств в зависимости от типа высказывания.Cоциокультурная компетенция – знание культурных особенностей носителя языка (привычек, традиций, норм поведения и этикета) и умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры; формирование социокультурной компетенции предполагает интеграцию личности в системе мировой и национальной культур.В государственном образовательном стандарте в области иностранного языка рассматриваются следующие компетенции:
- языковая компетенция (графическая сторона речи и орфография, произносительная сторона речи, лексическая сторона речи, грамматическая сторона речи)- речевая компетенция (говорение, письмо, аудирование, чтение)
- социокультурная компетенция (социокультурный портрет англоязычных стран, социокультурный портрет родной страны на ИЯ)- компенсаторная компетенция(умение при дефиците языковых средств выходить из трудного положения за счет, например, перифраза, использования синонима).
- учебно-познавательная компетенция (общие и специальные умения).
По классификации А.В.Хуторского выделяется 3 основных вида компетенций:ключевые компетенции:
ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного совершенствования;
общепредметные компетенции;
предметные компетенции.
Основным средством формирования ключевых компетенций при изучении иностранного языка выступают различные технологии, формы и методы.
Абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует. Однако, некоторые формы сами по себе не работают на развитие ключевых компетенций:
1) монолог учителя;
2) фронтально-индивидуальный опрос;
3) информирующие беседы;
4) самостоятельные работы с учебником по заданиям учителя;
5) демонстрация фильма;
6) традиционная контрольная работа.
Компетентностными методами являются такие, которые имеют не только учебное, но и жизненное обоснование.
Это –
1) проблематизация содержания в контексте сегодняшней и завтрашней жизни учащихся,
2) организация внеурочной деятельности,
3) использование компетентностных методов и форм обучения:
а) метод проектов;
б) развитие критического мышления;
в) метод дебатов;
г) игровая технология (языковые, ролевые игры, драматизация);
д) кейс-стади;
е) проблемные дискуссии;
ж) парная и групповая работы;
з) языковой портфель;
и)использование аудио-визуальных средств, мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов.
Дискуссии, беседы, ролевые игры проблемной направленности, проектная деятельность – это те виды деятельности, которые побуждают учащихся к самостоятельным размышлениям в устной или письменной форме.
Более подробно остановимся на некоторых компетентностных методах и формах обучения:
Реальные, жизненные, естественные ситуации
Учащиеся должны уметь решать реальные коммуникативные задачи:
1) поблагодарить за урок - “Thank you for the lesson”.
2) предложить помощь – “Can I give you a hand?”
3) уточнить домашнее задание – “Could you repeat our homework?”
4) пожаловаться на ябеду, обидчика - “ He’s been telling on me! He is a sneak”.
5) поинтересоватьcя о внеклассном мероприятии –“When are we gonna have the Talent Night”. –
т.е. начинается реальное общение с Classroom English.
Реальное общение возможно при создании языкового окружения, постоянного мониторинга и ситуации успеха:
Создание языкового окружения -
Classroom English и Warming Up создают много возможностей и ситуаций для реального общения. Недостаточно самому употреблять фразы, надо добиваться, чтобы ученики адекватно реагировали на них.
Постоянный мониторинг -
English Police - прием взаимомониторига (Ученик отслеживает, кто больше говорил на английском и русском языке);
Competition – прием в режиме соревнования;
Ситуация успеха – принцип «Ты можешь выразить это по-английски, даже если не помнишь лексику и грамматику.» - один из основополагающих принципов ситуации успеха, а также слова одобрения.
Ролевые игры на младшем этапе
Диалогам – всегда особое внимание и обязательно творческий подход.
Н-р, простейший пример из материалов начальной школы:
-Excuse me.
-Yes.
-Can you tell me the time?
-Certainly. It’s 4 o’clock.
-Thank you.
-Not at all.
Один и тот же диалог можно разыграть и представить по-разному. Идеи и роли можно подсказать ученикам.
Ситуация 1 – две школьницы торопятся в школу, бегут, сталкиваются друг с другом, произносят диалог.
Ситуация 2 - девочка разговаривает со своей игрушечной собакой. Она играет и свою роль и роль собаки.
Ситуация 3 – разговор двух деловых людей по телефону.
Активное ролевое изучение любой темы вместо механического зазубривания.
Тема «Экология»
Роли: « Я – птичка»;
« Я – Земля , я – в опасности»;
« Я – цветок, не рвите меня»;
Размышления над цитатами.
( Составление ситуационных иллюстрированных поговорок, изменение поговорок).
Do not trouble trouble until trouble troubles you.
Do not teach a teacher until a teacher teaches you.
Творческая работа с песней.
We wish you a merry Birthday.
Песенные и рисовальные уроки.
Групповая работа
1) Организованная парная работа – база для групповой работы.
2) Ситуации должны быть интересны.
3) Четкое задание, соответствующее уровню подготовки.
4) Карточки – помощники.
5) Важно не прерывать учащихся, исправлять только ошибки, мешающие общению.
6) Проводить на иностранном языке.
Н-р: Урок развития коммуникативных умений с использованием приема группового общения:
этап –
задание – обсудить заголовок текста (ученики в группах работают). Класс делится на 3 группы, у каждой группы своя часть текста. Время – 10 минут.
этап –
по истечении времени каждая группа предоставляет ответ, другие группы задают вопросы.
этап –
из 3-х групп формируются 2 и обсуждаются проблемы текста. Одна группа – «за», другая - «против».
этап-
подведение итогов, исправление и обсуждение ошибок.
Jigsaw – технология (пила, мозаика)
( изоб. проф. Аронсон в 1978г.)
На младшей ступени обучения можно использовать упрощенный вариант Jigsaw, когда члены группы читают части одного текста, готовятся к передаче содержания а потом готовят общее высказывание.
На средней ступени усложняется работа.
Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разделен на блоки.
Н-р: тема «Путешествие» разбивается на подтемы «путешествие морем» и т.д. Каждый член группы получает задание, находит материалы по своей теме. Затем, ученики , изучающие один и тот же вопрос , но работающие в разных группах, обмениваются информацией. Это называется « встречей экспертов». Затем возвращаются в свои группы и рассказывают все, что узнали.
Заключительный этап – фронтальный опрос учителя на любой вопрос по данной теме. Вопросы могут задавать ученики. Плодотворно для учеников, т.к. все ученики задействованы.
В 1986 г. пед. Славин разработал Jigsaw 2 (Пила 2). Формируются группы по 4-5 человек. Работа над одной темой. Каждый член группы получает свою подтему, изучает ее, разрабатывает и становится экспертом. Потом эксперты встречаются и обмениваются информацией.
Технология Learning Together( CША, 1987)
Группы – 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, потом группы общаются, узнают другие задания и усваивают весь материал. Урок речевой практики. Вся лексика усваивается на предыдущих уроках.
Совместная работа дает хороший стимул для познавательной деятельности, для коммуникативной работы. Обучение в сотрудничестве способно помочь в формировании умений, подготовить к сложным видам деятельности с информацией – методу проектов.
Проектная методика
Внедрилась в страну в 30-е годы.
Школьный проект – педагогическая технология, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении. Проект ценен тем, что во время работы ученики самостоятельно приобретают знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы, то он легче будет адаптироваться к меняющимся условиям жизни, правильно выберет профессию и будет жить творческой жизнью.
Цели проектной работы:
1) показать умения ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
2) реализовать интерес к предмету, приумножить знания о нем;
3) продемонстрировать уровень обученности ИЯ, совершенствовать умения участвовать в коллективных формах обучения;
4) подняться на более высокую ступень образованности.
Типы проектов:
1) монопроект,
2) коллективный проект,
3) устно-речевой,
4) письменный,
5) Интернет-проект.
При работе над проектом нужно учитывать информационный диапазон, исследовательский, языковой аспект.
Монопроект может быть небольшим, его защита может быть устной. Коллективный проект более целесообразен и плодотворен.
Н-р: Работа над проектом «Английский язык в моей жизни» (11 класс), который можно назвать школьным исследовательским проектом.
1. Обсуждение:
1) Актуальность темы ( для общественной жизни, для расширения познав. деятельности);
2) Формулировка проблем для исследования:
Изучение английского языка пробудило интерес к английской литературе,
Возможно, моя будущая профессия будет связана с английским языком,
Изучение английского языка пробудило интерес к истории страны,
Я хочу показать связь культур в мире.
Логическое выстраивание направления и хода работы, определение сроков выполнения, выбор источников информации (в ходе работы развивается навык просмотрового чтения);
Изложение средствами ИЯ хода исследования и полученных результатов.
Таким образом, необходимость использования компетентностного подхода не вызывает сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является улучшение результата: ученик должен быть не просто знающим, но и умеющим, что и призван обеспечить компетентностный подход.
Использованные источники информации:
«ПрофиСтарт» http://www.profistart.ruСоциальная сеть работников образования nsportal.ru
«Биофайл» http://www.biofile.ruПрезентация «Компетентностный подход в образовании»