Методический материал Индивидуальный подход в обучении и воспитании.
Развитие спортивной активности у подростков с учётом их индивидуальности.
Индивидуальность подростка не есть какое-то совершенно исключительное и присущее ему чисто биологическое, врождённое свойство, независимое от условий жизни и воспитания.
Никакая психологическая особенность человека не определяется только свойствами нервной системы. Она всегда является результатом воспитания в широком смысле этого слова.
Личность формируется под влиянием взаимодействий и отношений, которые влияют и на других людей, следовательно, способствуют формированию каких-то общих, типичных социально-классовых и социально-психологических особенностей у подростков позволяет объединить их в условные группы. В качестве основного признака, по которому осуществляется условное деление юных спортсменов на группы, выделяются потребность подростка в спортивной деятельности и наличие у него соответствующего опыта её реализации. Выявление особенностей групп даёт возможность определить тенденцию в развитии активности в спортивной деятельности как коллектива, так и личности каждого подростка.
1 группа- подростки с ярко выраженной заинтересованностью в спортивной деятельности и наличием умений и навыков удовлетворения этих потребностей.
2 группа- подростки с ярко выраженным стремлением к спортивной деятельности, которые, однако не имеют навыков осуществления этого стремления.. Учителю в работе с такими подростками целесообразно показать способы, которые помогли бы им занять ведущее место в команде, научить их хорошо выполнять спортивные упражнения, комбинации, приёмы.
Подростки, отнесённые к 3 группе, проявляют интерес только к отдельным спортивным комбинациям, приёмам, но не в целом к спортивной деятельности и не обладают достаточными навыками её осуществления. Основная задача учителя: используя интересы и склонности, знания и умения подростков, постепенно подвести их к удовлетворению участием в спортивной деятельности, включая в систему упражнений комбинации различной сложности.
Подростки, отнесённые к 4 группе, не проявляют большого интереса к спортивной деятельности, не обладают определёнными навыками её осуществления. При работе с подростками этой наиболее трудной группы учителю целесообразно выявить и нейтрализовать причины их отрицательного отношения к спорту, чтобы внеся соответствующие коррективы в мотивацию, включить их в активную спортивную деятельность всей команды. В связи с этим необходимо ставить перед подростками этой группы в процессе спортивной деятельности как общие коллективные задачи , так и индивидуальные по отношению к каждому юному спортсмену. Основой методики индивидуального подхода является целенаправленное педагогическое воздействие на подростка с целью включения его в активный поиск новых способов тренировки.
Вовлечение ребят в спортивную деятельность начинается с опоры на желание подростка овладеть конкретным видом спорта. Опора на уже имеющиеся интересы подростка позволяет формировать и развивать новые, постепенно расширяя сферу его заинтересованного участия в спортивной деятельности. Таким образом, деятельность по интересу следует рассматривать как важное средство включения подростка в многообразную спортивную деятельность команды, как возможность формировать его индивидуальность, воспитывать гармонично развитую личность.
Анализ результатов проведённого исследования показал следующее: 1) исходные характеристики отношения подростков к спортивной деятельности различны – от инициативности, самостоятельности, исполнительности до неучастия в деятельности и даже создания препятствий для других.; 2) процесс становления спортивной активности у большинства подростков протекает скачкообразно, что объясняется не только психологическими особенностями возраста и индивидуальными возможностями, но и избирательным отношением к спортивной деятельности. Повышение активности подростков в спортивной деятельности прежде всего связано с достижением высоких спортивных результатов.
Учитель может достигнуть мастерства только учитывая свои стойкие индивидуальные особенности, обусловленные свойствами нервной системы.
Какими же приёмами в работе необходимо руководствоваться учителям с разными свойствами нервной системы. Учителям с сильной подвижной нервной системой рекомендуется: 1) быстро и чётко организовать учащихся в начале урока, используя при этом самые разнообразные способы; 2) сочетать объяснение техники выполнения двигательных действий с показом, показывать несколько раз упражнение как в целом так и отдельные его элементы; 3) при выполнении учащимися заданий делать больше индивидуальных замечаний, особенно подросткам, плохо усваивающим технику этого упражнения; 4) в общении использовать наряду с распоряжениями, командами, шутки, юмор, жесты, мимику; 5) требовать выполнения всех своих распоряжений, добиваться хорошей дисциплины и порядка на тренировке; 6) постепенно повышать темп урока в соответствии с закономерностями физиологической кривой, сдерживать увеличение темпа в первые минуты урока.
Учителям с сильной инертной нервной системой рекомендуется:1) требовать выполнения распоряжений всеми воспитанниками; 2)чётко объяснять технику изучаемого упражнения, не увлекаться подробным анализом деталей её выполнения, в целях экономии времени объяснение упражнений сочетать с их показом;3) заранее обдумывать весь процесс общения с учащимися в течение тренировки; 4) на протяжении всего урока быть спокойными, сдержанными, терпеливыми даже в случае нарушения порядка отдельными учащимися или классом в целом; 5) сохранять постепенность в повышении темпа урока в соответствии с физиологической кривой, но следить за тем, чтобы выполнить все запланированные задачи урока.
Тренерам, учителям со слабой нервной системой рекомендунтся:1) урок начинать только тогда, когда будет организовано внимание всех учащихся, объяснять задачи урока только после установления тишины; 2) перед началом урока повторять самому несколько раз запланированные для изучения двигательные действия, использовать для показа упражнений наиболее подготовленных учащихся;3) быть всегда спокойными, доброжелательными, стараться не вступать в конфликты с учащимися; 4) следить за особо шаловливыми детьми, как только начнутся разговоры, шум- сразу остановить команду или переключить на другую деятельность; 5) составить карточки индивидуальных заданий с учётом особенностей усвоения двигательных действий.
Индивидуальный подход рассматривается в педагогике как один из важнейших принципов обучения и воспитания и определяется как деятельность обучающего(учителя), предполагающая « временное изменение ближайших целей относительно сторон содержания, методов и организационных форм учебно-воспитательной работы с учётом индивидуальных особенностей личности ученика для реализации наиболее успешного развития её социальной типичности и индивидуального своеобразия». Во-первых, воспитательное воздействие должно достигать каждого учащегося, Во-вторых, индивидуальный подход требует знания индивидуальных особенностей и условий жизни каждого учащегося, учёта их в обучении и воспитании. Это означает, что только зная индивидуальные особенности и условия жизни учащегося, можно отбирать цели, содержание, методы, средства и организационные формы обучения и воспитания. Разумеется, имеются в виду не конечные цели, не общий объём содержания воспитания( они определяются требованиями общества), а частные цели и содержание конкретных этапов формирования личности учащегося.
Понятие «индивидуальный подход» обычно отождествляют с понятием «индивидуализация методов». Этим термином обозначается весьма широкий круг педагогических действий учителя: выбор способов, приёмов, комбинаций, темпа учебного занятия в соответствии с уровнем подготовки и уровнем развития спортивных способностей подростков, учёт индивидуальных особенностей личности, воспитания и условий жизни учащегося; выбор наиболее целесообразных средств развития творческой активности детей; систематический анализ достигнутых результатов в целях определения дальнейших задач индивидуальной работы или изменения способов педагогического воздействия в случаях, когда работа оказывается недостаточно эффективной.
Индивидуальный подход предполагает знание индивидуальности, т.е.того особенного, неповторимого, что отличает одного человека от всех других и включает природные и социальные, физические и психические, врождённые и приобретённые свойства.
Индивидуальный подход с необходимостью включает и личностный подход. Он требует знания и учёта в воспитательной работе свойств личности, которые для удобства их рассмотрения можно свести в следующие основные группы: динамические, коммуникативные, познавательные, эмоциональные и психофизиологические. К динамическим относятся свойства, которые лежат в основе активности личности, выполняют функцию побуждения к деятельности, придают ей избирательность и направленность. Это потребности, мотивы, желания, интересы, цели, влечения, установки личности, идеалы, убеждения, мировоззрение, темперамент.
Коммуникативные свойства личности обуславливают качественное своеобразие общения.
Познавательные свойства включают в себя такие процессы психики, как ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление и речь. К эмоциональной сфере личности относится широкий круг явлений- от настроений до высших чувств.
Индивидуальный подход следует рассматривать не только как воздействие учителя на учащегося, но и как воздействие на подростка всего коллектива, так как индивидуальное развитие определяется взаимодействием прежде всего трёх сил: учителя, коллектива и формирующейся личности.
Индивидуальный стиль деятельности - это устойчивая, рациональная, приводящая к успешному выполнению деятельности система способов действий, обусловленных свойствами общего типа нервной системы.
Стиль руководства- это устойчивая система средств, методов и приёмов общения учителя, направленная на решение задач стоящих перед коллективом. Социальные психологи выделяют три основных стиля руководства: авторитарный, демократический, либеральный – и несколько переходных, включающих элементы основных стилей. Учителя авторитарного стиля меньше обращаются к группе в целом, больше индивидуально к отдельным подросткам.. Для них характерна преимущественная направленность на слабых в техническом отношении занимающихся. В содержании обращений у этой группы учителей воспитательная информация, связанная с побуждением к самостоятельности, и инициатива к совместным обсуждениям вопросов почти отсутствуют. Организационная же информация, отражающая чёткость, порядок работы, достаточно велика по объёму. Из форм обращения преобладают неодобрения и замечания. Тон чаще, чем у учителей других стилей, оказывается резким и ироническим. Учителей демократического стиля характеризует равномерная направленность обращений ко всем занимающимся. В содержании обращений преобладает воспитательная и организационная информация. Основные формы обращения: указания, вопросы, одобрения и неодобрения, тон преимущественно ровный.
Учителей либерального стиля характеризует такая направленность общения, при которой в первый круг общения попадают преимущественно сильные занимающиеся, а потом все остальные. В содержании обращений сужен объём воспитательной и очень велик объём организованной информации. Среди форм обращений преобладают вопросы, одобрения, неодобрений значительно меньше, чем у учителей других стилей. Тон большей частью ровный, приветливый.
Демократический стиль по степени успешности воспитательной деятельности можно считать оптимальным. Представители этого стиля в достаточной степени допускают свободу обсуждений заданий и поручений, в большей степени прислушиваются к мнению отдельных учащихся, вникают в межличностные отношения занимающихся, учитывают личные взаимные симпатии, антипатии. Они обращаются ко всей группе, никого не выделяя. Учитывая ситуацию, учителя этого стиля используют иронию, приветливую и тёплую интонацию. Для них характерна тактичность, прямота, требовательность к себе.
При автократическом (самовластном) стиле руководства учитель единолично управляет учащимися, не опираясь на актив и помощников. Учащиеся лишены возможности, не опираясь на актив и помощников. Учащиеся лишены возможности творчески участвовать в улучшении эффективности учебного процесса. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и жёстко контролирует их выполнение.
Исследования показывают, что стиль руководства накладывает отпечаток на всю систему взаимоотношений учителя с учащимися: на то, как воспринимает учитель своих учеников, как часты его конфликты с подросткам, на психологический климат в коллективе. Особенно сильно влияет стиль руководства на интенсивность общения учителя с учащимися.
15