Методический материал. Как изучать программный курс предмета ОБЖ. Творческий подход в обучении школьников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗВАНИЯ И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКИ г АСТРАХАНИ
МБОУ г. АСТРАХАНИ «СОШ № 51»
Преподаватель-организатор ОБЖ, учитель высшей категории,
ветеран труда Дегтярёв Анатолий Иванович
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
«Как изучать курс ОБЖ?»
Творческий подход в обучении учащихся
Преподаватель-организатор ОБЖ А.И. ДЕГТЯРЁВ
г. Астрахань – 2016 г.
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность - основное средство и главное условие развития личности и усвоения социального опыта. Это обстоятельство определяет необходимость реализации в процессе обучения и воспитания деятельностного подхода. Его значения раскрыл в своих работах А.Н. Леонтьев, отмечавший, что для овладения достижениями человеческой культуры каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями. Поэтому для подготовки воспитанников к безопасности жизнедеятельности необходимо вовлечь их соответствующие виды самостоятельной деятельности.
Творческий подход предусматривает перевод учащихся в позицию субъекта общения, труда, познания. Реализация данного подхода обеспечивается всей организацией учебного процесса, системой применяемых педагогом обучающих и воспитательных средств. К числу таких средств относятся различные памятки для учащихся, нацеленные на формирование опыта самостоятельной деятельности. В ходе обучения основам безопасности жизнедеятельности мною разработаны и апробированы различные учебные материалы, нацеленные на организацию самостоятельной работы школьников. Изложу основное содержание одного из таких материалов.
Людей во все времена подстерегали опасности, без них наша жизнь невозможна. Много бед приносят аварии, катастрофы, стихийные бедствия, пожары, преступники. Люди попадают под электрический ток, падают, тонут, оказываются заброшенными в далекой и безлюдной тайге. Поскольку от опасных ситуаций никто не застрахован, очень важно каждому из нас знать, как действовать в том или ином случае. Например, если в квартиру пытаются проникнуть злоумышленники, или в помещении возник пожар, или на наших глазах кто-то попал под колеса машины. Еще более важно - уметь избегать беды, преодолевать возникшие препятствия, помогать другим людям.
В учебниках и пособиях по ОБЖ даны рекомендации безопасного поведения в различных жизненных ситуациях: при столкновении со злоумышленником, аварии, пожаре, стихийном бедствии, вынужденном путешествии по безлюдной тайге, необходимости оказать помощь до прибытия врача «Скорой помощи» и др. Помимо этой информации, в учебниках предложены вопросы и задания, работая над которыми, вы сможете найти ответы, как действовать в той или иной ситуации. Размышления над тем, как обезопасить себя и других, являются этапом подготовки к обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Однако можно прослушать десятки лекций, например, о способах и стилях плавания, но впоследствии утонуть в небольшом озерке или речушке со спокойным течением. Ведь, чтобы научиться плавать, надо плавать. Чтобы не растеряться в опасных ситуациях, необходимо овладеть соответствующими практическими умениями и навыками.
В одной из своих книг В. Леви писал о том, как учился строить свои отношения с хулиганами и грабителями. После серьезных тренировок, с помощью которых Леви овладел основами физической и психологической самозащиты, он отправился в темные переулки, где получил практические уроки самообороны с применением отработанных ранее приемов. Примерно так и готовят в некоторых известных школах выживания.
Однако не стоит специально искать неприятных встреч в темных подъездах или иным образом напрасно рисковать своей жизнью и здоровьем. Практический характер подготовки в данном случае подразумевает следующее. В ходе работы с учебниками по ОБЖ и книгами по вопросам безопасности необходимо выполнять рекомендации специалистов, которые помогут получить максимальную пользу от занятий на уроках и от самообразования, самоподготовки.
Читая рекомендации, изложенные в учебниках, попробуйте увидеть во всем их многообразии какую-то систему знаний, например:
источник опасности (его внешний вид и т.п.);
характер действия опасного фактора (обман со стороны мошенника, воздействие солнечных лучей на глаза человека);
ошибки людей, оказавшихся в чрезвычайной ситуации (верят мошенникам, не пользуются солнцезащитными очками);
правильные действия людей в опасных ситуациях, т.е. использование способа самозащиты, выживания;
условия, которые следует учитывать при выборе средства выживания (физически слабо обманное действие по отношению к грабителю, отсутствие спичек разведение огня при помощи увеличительного стекла;
проанализировав по данной схеме содержание разделов используемого вами учебника ОБЖ, возможно, вы заметите их неполноту и незавершенность. За более полными знаниями обратитесь к рекомендованному в учебнике списку литературы. На страницах перечисленных там книг вы найдете немало полезной информации, в том числе, например, такие способности самозащиты, о которых в учебнике ОБЖ не говорится;
встретив в учебнике непонятное слово, обратитесь к словарям, справочникам, энциклопедиям. Если вы не знаете какие-то растения, грибы, ягоды и прочее, обратитесь к хорошо иллюстрированным источникам;
внимательно изучайте имеющиеся в книгах рисунки. Соотнесите содержание текста с информацией, заключенной в иллюстрациях. Если рисунки юмористические, подумайте, какое отношение автор рисунка пытается сформировать к обсуждаемым явлениям. При необходимости сами нарисуйте источники опасности, средства выживания (укрытия, костры и т.п.), о которых говорится в книге. Это поможет разобраться в деталях, уточнить неясное, запомнить материал. Если сочтете возможным, попробуйте подготовить свои собственные рисунки к тем или иным разделам книги, особенно если в ней нет иллюстраций. Отразите в рисунках ваше понимание изучаемого материала;
многочисленные советы, правила, рекомендации непросто запомнить, тем более сложно их воплотить в жизнь в опасной ситуации, когда на раздумья нет ни секунды. Поэтому для лучшего осмысления и запоминания прочитанного составляйте схемы, таблицы, планы. В некоторых книгах для школьников есть указания, как это сделать. Однако не стоит ограничивать выполнением подобных заданий;
изучая книги по безопасности, стремитесь перестроить текст, сделать его понятнее для себя. Если даются советы не делать чего-то, попробуйте сформулировать совет о том, что следует делать. Наоборот, если даются рекомендации, что делать в той или иной ситуации, определите, какие действия будут ошибочными, т.е чего нельзя делать в данных условиях;
при чтении книг старайтесь представить себе конкретные вещи, события, случаи из жизни. Соотносите рекомендации специалистов с вашими возможностями, условиями, в которых вы живете. Быть может, что-то из рекомендуемого вы уже предпринимали, а может, вы не знали какого-то способа обеспечения безопасности и поэтому у вас были неприятности. Мысленно представьте, как нужно действовать при выполнении рекомендаций в ваших условиях (в квартире, во дворе, в лифте).
В небольших по объему пособиях приведены не все необходимые сведения, аргументы. Поэтому при их чтении постарайся объяснить себе те или иные рекомендации и советы.
При этом можно воспользоваться следующими вопросами:
- От каких опасностей предостерегает данный совет?
- Почему иные способы действий могут привести к нежелательным последствиям?
- Какого результата можно достичь при выполнении рекомендаций?
Вполне возможно, что приводимые в изучаемых вами книгах рекомендации могут быть полезными вашим знакомым, друзьям, родным. Быть может они чего-то не знают, что-то знают, но не понимают серьезности ситуации и не выполняют рекомендаций специалистов по безопасности. Попробуйте подготовить информацию, при помощи которой вы попытаетесь убедить их в необходимости безопасного поведения (прекратить курить и т.п.). При наличии обоюдного согласия обсудите ваши аргументы о мерах обеспечения безопасности.
При работе над книгами можно воспользоваться следующим приемом,
который поможет лучше усвоить рекомендации:
Представьте, что вам предстоит проверить готовность ваших сверстников к какой-то сложной и ответственной ситуации, например, к походу в лес, тушению пожара. Изучая раздел книги, сформулируйте как можно больше вопросов, при помощи которых можно выяснить, готовы ли ребята действовать правильно в той или иной ситуации. Затем сами ответьте на эти вопросы. Быть может, их вы зададите товарищам или родителям. Если имеется возможность, проведите соревнование по знанию правил безопасности.
Советуйтесь со взрослыми, вместе с ними планируйте конкретные меры по повышению уровня вашей безопасности. Например, обсудите, как уменьшить риск пожара в квартире или вероятность проникновения в нее вора и т.п.
При случае потренируйтесь в выполнении рекомендуемых безопасных способов деятельности (правильное отключение от сети электроприборов и пр.), в использовании способов самозащиты (уверенный ответ «хулигану»), в оказании помощи другим людям (приемы искусственного дыхания). Или, скажем, проверьте, умеете ли вы перекрыть поступление в квартиру воды в случае поломки крана, возникновения течи в водопроводной трубе.
Некоторые приемы и способы самозащиты требуют практического овладения ими в ходе игры. В некоторых книгах по безопасности даются рекомендации, как провести игры для усвоения психологических приемов самозащиты. По аналогии попробуйте организовать подобные игры при изучении других тем. Стремитесь играть ту или иную роль искренне. Не смущайтесь, если иногда это будет роль грабителя, хулигана, руководителя геологической экспедиции или полицейского. Меняйтесь ролями. Проигрывайте различные варианты развития событий. После проведения игры выясните, кто действовал наиболее правильно, кто допустил ошибки, как следует поступить в следующей игре в сходной ситуации.
Наиболее сложно, но очень важно проанализировать свое собственное поведение, привычки, характер. Обратите внимание на то, что вы привыкли делать правильно (говорить уверенным тоном, пить кипяченую воду и т.п.). Не менее важно заметить свои типичные ошибки, действия, ставшие привычкой, на которые вы не всегда обращаете внимание, но которые, зачастую, приводят к беде (переход через улицу на красный сигнал светофора и др.).
Запишите выявленные опасные привычки на листе бумаги и наметьте конкретные ситуации, в которых вы не будете делать, то что привыкли. После того как убедитесь, что отвыкли от опасной привычки, можете со спокойной совестью вычеркнуть один из пунктов реестра опасностей.
Невозможно сегодня вечером прочитать книгу о безопасном поведении и, проснувшись утром на следующий день, выполнить все изложенные в ней рекомендации. Поэтому в процессе работы над школьными учебниками и дополнительными источниками выписывайте те способы безопасного поведения, которые вы хотите взять на вооружение, применяя их в повседневной жизни. Продумайте конкретные ситуации, в которых вам следует действовать соответствующим образом. По мере того как станете поступать правильно, т.е. безопасно, в вашем «безопасном» реестре будут появляться плюсы у пунктов, где записаны рекомендации, которыми вы овладели практически.
Опасные ситуации часто возникают неожиданно, поэтому важно выработать у себя готовность реагировать на них быстро, не теряя времени. Для такой самоподготовки можно завести карточки из плотной бумаги. На карточке может быть только одно слово, например, «Пожар», «Наводнение» или вопрос из книги. Вопросы желательно придумать самому, скажем: «Как действовать, если в квартиру пытаются ворваться злоумышленники?». «По какому номеру звонить при пожаре?» В карточках могут быть использованы рисунки, вырезки из газет и т.п. Например, на листочке рисуется молния или приклеивается фотография людей, застигнутых бураном в степи. Кстати, рисунки, если они не очень сложные, можно сделать самому.
Как использовать такие карточки? Когда их будет более десяти, возьмите любую, посмотрев на рисунок или прочитав слово, задание, действуйте так, будто вы попали в такую ситуацию на самом деле. Например, если попалась карточка с изображением кровотечения из руки, следует тут же прижать соответствующий сосуд, перебинтовать руку. Если же характер задания или обстановка не позволяют действовать практически, следует быстро и кратко сказать вслух, что делать в ситуации, зафиксированной на карточке. Так, если перед вами карточка с изображением подозрительного человека, приглашающего вместе пройти в лифт, следует перечислить правила безопасности при пользовании лифтом, можно произнести варианты действий в подобной ситуации.
При изучении различных источников информации постепенно увеличивайте количество карточек, время от времени проверяйте, готовы ли вы к той или иной сложной ситуации. Если затрудняетесь с ответом, придется вновь обратиться к соответствующему разделу изученного пособия по ОБЖ.
Работая над книгами, следует помнить: экстремальные ситуации настолько многообразны, что, несмотря на все рекомендации и сведения в различных источниках, решение каждый раз приходиться принимать самостоятельно. Ваши действия должны соответствовать конкретной ситуации, вы должны хорошо взвесить свои возможности. Например, если девочка не занималась специально рукопашным боем, она вряд ли сможет оказать серьезное физическое противодействие хулигану. Зато нападающего она может ввести в заблуждение, сделав вид, что подходит ее папа, и т.п. Однако лучшее средство профилактическое. В пособиях по ОБЖ есть не только информация о том, как выйти из сложного положения, преодолеть препятствия, но и рекомендации, как избежать тех или иных обстоятельств.
Разумеется, стремление избежать опасности не означает, что следует бояться всех и всего. У вас будет возможность убедиться в том, что такие качества, как уверенность в себе, смелость, дальновидность, готовность к разумному риску, повышают возможность выживания.
Перенесите наиболее важные положения изучаемой памятки в рабочую тетрадь или на отдельный лист бумаги. Подготовьте таблицы, нарисуйте схемы, рисунки, в которых эти положения представлены в наглядной форме.
Внести в памятку коррективы: дополните ее, измените расположение элементов, отметьте связи между ними, при этом используйте фломастеры различных цветов. Сопоставьте схемку с содержанием ранее изученных пособий по безопасности с вашим личным опытом выживания.
Перед тем как приступать к изучению очередного раздела той или иной книги, возвращайтесь к положениям памятки, обращайте внимание на те ее положения, которые вы используете или учитываете недостаточно. Завершив работу над очередным разделом, отметьте те средства и способы работы с материалом, которые вы использовали самостоятельно без опоры на имеющиеся там задания. Постепенно расширяйте арсенал средств, условий, способов своей деятельности, добивайтесь новых результатов.
Изучая курс ОБЖ, помните о народных поговорках:
Кто сам себя стережет, того и бог бережет.
Не силой борются, умением.
Сам заварил кашу сам и расхлебывай.
Худое видели, хорошее увидим.
Всяк сам себе и друг и недруг.
Лихому лихое, а доброму доброе.
Лучше гнуться, чем переломиться
Бояться несчастья и счастья не видать.
Опыт применения изложенных в памятке положений в преподавании курса ОБЖ позволил мне сформулировать следующие выводы и рекомендации:
При прохождении конкретных тем курса желательно определять основные виды самостоятельной работы школьников и ориентировать их на использование конкретных приемов и способов самоподготовки.
По мере формирование у школьников опыта самостоятельной работы расширяется арсенал применяемых ими приемов и способов при изучении той или иной темы.
Наряду с изложенными материалами целесообразно использовать различные памятки, схемы, таблицы, рисунки для организации конкретных видов самостоятельных работ (изучения конкретных тем, выполнения практических заданий и т.д.)
0-1 Дегтярёв Анатолий Иванович -:7910-) # "B<::9501." %&$$ 15-&%%$!! N
·
·
·F# @`ЂА15