Разработка урока.Художественная культура Древней Греции (Обобщение материала) 10кл.
Разработка урока по предмету «Мировая художественная культура»
для 10 класса (Программа Г.И.Даниловой)Тема раздела: Художественная культура древних цивилизаций.
Тема урока: Художественная культура Древней Греции.
Цель урока: закрепить знания о художественной культуре Древней Греции, полученные на предыдущих уроках.
Задачи урока:
1. Активизировать знания учащихся о художественной культуре Древней Греции.
2. Развивать навык аналитического мышления при работе с текстами культуры.
3. Развивать ассоциативное мышление.
4.Формировать представление о взаимосвязи древнегреческой культуры с культурой современности.
5. Создавать педагогические ситуации, стимулирующие у учащихся активную мыслительную деятельность.
6. Способствовать формированию умения работать в команде.
7. Способствовать формированию интереса к изучению культуры Древней Греции.
Тип урока: обобщение пройденного материала.
Вид урока: урок – викторина.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, символические эмблемы по числу команд, бланки ответов по числу команд.
Используемые технологии:
Технология Этап использования
Составление ассоциативных рядов Используется на основном этапе урока, в процессе анализа деятельности персоналий древнегреческой культуры.
Моделирование образа по предложенным смысловым аспектам Используется на основном этапе, в процессе разгадывания рассказов – загадок о богах.
Сравнительный анализ Используется на основном этапе урока, в ходе анализа двух произведений скульптуры.
Составление таблиц Используется на основном этапе урока, в процессе узнавания произведения древнегреческой пластики.
Критическое мышление Используется на основном и заключительном этапах урока, в процессе работы с текстами культуры и формулировок выводов.
Ход урока:
Этап урока, содержание Деятельность учащихся Визуальный ряд
Организационный момент.
Вводный этап: Сегодня мы завершаем путешествие по Древней Элладе, поэтому урок предлагаю провести в форме состязаний - Агонов, по итогам которых мы определим лучшую команду знатоков древнегреческой культуры. Оценивать работу команд будет высокий ареопаг, так назывался верховный суд в древних Афинах. За каждый правильный ответ команда получает по одному очку. Победитель будет установлен по итогам всех проведенных Агонов. За борьбой команд будут наблюдать высокие гости.
Основной этап:
АГОН 1.Блиц – вопросы.
Какая культура предшествовала греческой, на какой территории она развивалась и какими памятниками прославилась?
(Греческой культуре предшествовала Эгейская или Крито – микенская культура. Она развивалась на островах и побережье Эгейского моря. Она прославилась такими памятниками как Кносский дворец и его росписи, расписной керамикой, постройками и гробницами материкового города Микены.)В историю мировой культуры Древняя Греция вошла благодаря замечательным произведениям скульптуры. Назовите ранние из дошедших до нашего времени примеры греческой скульптуры? (Это куросы и коры – статуи юношей и девушек, созданные в эпоху архаики.)
К гончарному ремеслу греки относились не только как к средству изготовления бытовой посуды, но прежде всего как к искусству. Назовите ранний стиль росписи древнегреческой керамики? (Этот стиль назывался геометрический.Он получил развитие с VIII века до н.э.)
(Подведение итогов первого Агона.)
АГОН 2.Исторические этапы древнегреческой культуры и некоторые представители.
На предложенных бланках представлена ЛЕНТА ВРЕМЕНИ (Приложение 1). Учащимся необходимо указать на ней этапы развития древнегреческой культуры и распределить предложенные скульптурные портреты персоналий, в соответствии с их принадлежностью к тому или иному этапу, а также с двумя из них составить ассоциативные ряды. Время работы – 3 минуты.
АГОН 3. Древнегреческая философия.
На нескольких картинах (произведениях живописи) представлены образы древнегреческих философов. Необходимо назвать имена философов и проблемы, над которыми они размышляли.
(На картинах представлены Диоген, Сократ, Платон и Аристотель. Диоген провозглашал идеал аскетизма, говорил о том, что нужно довольствоваться малым. Афинянин Сократ – скульптор по профессии, был основателем объективного идеализма и критиком рабовладельческой демократии. Философия по Сократу – учение о том, как следует жить. Свое учение Сократ излагал только устно, в форме беседы или спора. Именно этот метод имеют в виду, когда говорят о диалектике. Платон был продолжателем идей идеализма. Он разрабатывал вопросы теории познания, эстетики, педагогики. Создал учение о государстве. Аристотель создал основы логики, разрабатывал проблемы теории искусства, политической экономии, психологии.)АГОН 4. Древнегреческий пантеон богов.
Задание 1. Учащимся раздаются тексты рассказов – загадок. Необходимо вписать имена богов в пропущенные промежутки между слов или в конце загадки. Приложение 2.
Задание 2. Учащимся даются скульптурные изображения Аполлона и Диониса. Необходимо ответить (устно) по каким характерным особенностям (атрибутам, символам) узнается каждый из богов.
АГОН 5. Древнегреческая храмовая архитектура.
Задание 1. Греческий храм прошел долгий путь развития. Первый тип храма мало чем отличался от обычного деревянного дома с парой столбов перед входом. Чуть более сложная форма храма предполагала наличие четырех колонн, которые поддерживали переднюю часть крыши с фронтоном. Затем храмы начали обносить со всех сторон колоннадой. Так появился основной тип греческого храма, приспособленный к тому, чтобы находиться в центре площади. Греки строили не только прямоугольные, но и круглые храмы. Тип греческого храма формировался на протяжении всего VII века до н.э. Учащимся (командам) необходимо назвать основные типы древнегреческих храмов.
Задание 2. В разных областях Греции под влиянием местных архитектурных особенностей сложились основные ордера древнегреческого храма. Определите, к какому ордеру принадлежит храм Посейдона в Пестуме и храм Ники Аптерос на афинском акрополе. Поясните ответ.
АГОН 6. Древнегреческая расписная керамика.
Греки достигли больших успехов в гончарном искусстве. В эпоху классики сложились два основных стиля росписи сосудов: краснофигурный и чернофигурный.
Задание 1. Определите сюжеты мифологии, изображенные на представленных сосудах. Время обсуждения - 2 минуты. (Рождение Афины, поединок Геракла со львом, схватка Тесея с минотавром, суд Париса.)
Задание 2. Укажите названия представленных древнегреческих сосудов и охарактеризуйте их практическое назначение. (Устно.Задание на быстроту выполнения.)
АГОН 7. Древнегреческая пластика.
Задание 1. Перед Вами две известные древнегреческие скульптуры. Назовите наибольшее количество общих признаков, которые их объединяют. Поясните ответ. (Представлены: статуя Зевса в Олимпии и статуя Афины Парфенос. Основным объединяющим признаком является то, что эти произведения созданы одним автором – Фидием в V веке до н.э., в период высокой классики. Оба образа созданы в одной технике – хрисоэлефантинной. Оба образа воплощают божества греческого пантеона, особо почитаемые в конкретной местности (области): Зевса – в Олимпии, Афины – в Афинах.) Задание 2. Определите произведение скульптуры по фрагменту.Назовите имя автора и эпоху создания. Результат внесите в таблицу.
Задание 3. Какими художественными средствами передан трагизм в скульптурной группе «Лаокоон с сыновьями»? (Трагизм передается с помощью диагональной композиции, подвижного и напряженного изображения пластики телесной массы, психологизма.)
АГОН 8. Музыкальные инструменты Древней Греции.
Назовите имена персонажей древнегреческой мифологии, отличившихся искусной игрой на представленных музыкальных инструментах.
АГОН 9. Древняя Греция и современность.
Приходилось ли Вам, в культурном пространстве города Москвы встречаться с объектами, вбирающими в себя достижения культуры Древней Греции? Назовите наибольшее количество таких объектов. (Время выполнения задания 3 минуты)
Заключительный этап:
Вопрос каждой команде: В чем заключается непреходящее значение искусства и культуры Древней Греции? Аргументируйте ответ.
Д \ З: Найти и описать в тетради примеры использования древнегреческой ордерной системы в архитектуре современных городов. Восприятие правил работы на уроке.
Анализируют, формулируют ответ.
Анализируют, обсуждают варианты ответа, заполняют таблицу, корректирую, составляют ассоциативный ряд.
Анализируют визуальный ряд, формулируют варианты ответов.
Читают текст, анализируют, выбирают вариант ответа.
Воспринимают и анализируют визуальный художественный образ, формулируют вариант ответа.
Анализируют и формулируют вариант ответа.
Воспринимают художественный образ, анализируют, формулируют вариант ответа.
Рассматривают и анализируют художественный материал, сравнивают, формулируют вариант ответа.
Анализируют представленные примеры, обсуждают, заполняют таблицу.
Сопоставляют, обсуждают, формулируют вариант ответа.
Вспоминают и анализируют, обсуждают и корректируют, предлагают вариант ответа.
Анализируют и предлагают вариант ответа. 1 Слайд
Тема урока
Бланки с намеченным эскизом ленты времени.
Приложение 1.
2 Слайд
Тупылев И. Ф. Александр «Македонский перед Диогеном», 1787; Ж.Л.Давид. «Смерть Сократа»; Рафаэль Санти «Афинская школа».
3 Слайд
Статуя Аполлона Бельведерского и статуя Диониса.
4 Слайд
Аполлон с кифарой в руках и Аполлон в окружении Муз;
5 Слайд
Древнеримская мозаика «Дионис на тигре» и рельеф римского саркофага «Празднества в честь бога Вакха».
6 Слайд
Храм Посейдона в Пестуме и храм Ники Аптерос.
7 Слайд
Четыре сосуда расписной керамики.
8 Слайд
Изображения киафа, кратера, амфоры, пелики, ойнохойи, килика.
9 Слайд
Статуя Зевса в Олимпии и Афины Парфенос. Фидий, V век до н.э.
10 Слайд
Фрагмент скульптурной группы «Афина и Марсий», Мирон V век до н.э.; Венера Милосская; «Диадумен» Поликлет; «Лаокоон с сыновьями» Агесандр, Афинодор, Полидор; «Геракл, борющийся со львом» Лисипп.
11 Слайд
Подсказки к 9 Агону:
Здание ГМИИ им.Пушкина, квадрига Аполлона на здании Большого театра, Грот «Руины» в Александровском саду.