Игровые технологии, как условие активизации и интенсификации деятельности учащихся в образовательно-воспитательном процессе.

Игровые технологии, как условие активизации и интенсификации деятельности учащихся в образовательно-воспитательном процессе.
(из опыта работы педагога дополнительного образования
МБУ ДО ДЦ «Чайка» Ширяева М.А.)
В образовательном процессе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие каждого ребенка, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность за результат учебного труда. Эти задачи можно успешно решать, используя игровые педагогические технологии.
Игра – это один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. А.М.Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре.
Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и сознает себя личностью. Для детей игра сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает» самому ребенку о себе.
Использование игровых технологий позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели творческо-поисковой деятельности.
Из опыта моей работы я сделал несколько выводов: если заниматься с детьми однообразной работой, особенно в младшем школьном возрасте, ребенок быстро устает, у него пропадает интерес к занятиям, он плохо выполняет работу, и, как следствие, вообще перестает посещать занятия. Необходима «изюминка». Такой «изюминкой» - мотивом к занятиям, является игра. При использовании различных игр в образовательном процессе решаются следующие задачи:
– расширения кругозора;
- формирования и применение ЗУН в практической деятельности;
- развития трудовых навыков;
- воспитания самостоятельности, воли, сотрудничества, коммуникативности;
- развития всех психических процессов;
-приобщения к нормам и ценностям общества;
- адаптация к условиям среды.

Организация игровых форм обучения, на занятиях в творческом объединении «Работа с деревом», проходит в двух направлениях:
1. Использование игровых приемов на занятии.
2.Занятие – игра.
Результативность использования игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во вторых от целенаправленности игр в соответствии с учебным материалом. Поэтому, в образовательной программе «Работа с деревом» в разделе «Художественное выжигание», для детей младшего школьного возраста, учитывая их возрастные особенности, я использую серию игровых технологий «Путешествие в сказку», где основным персонажем является Домовенок, который живет в нашем объединении. Периодически он приходит к детям на занятие, рассказывает разные интересные истории, приглашает их в путешествие, устраивает для них разнообразные выставки, загадывает загадки, играет. Очень важно, чтобы в процессе проведения занятий ребенок не заскучал. Необходимо менять виды деятельности, разрабатывая образ персонажа. Например, при знакомстве детей с разнообразными видами штриховок, Домовенок рассказывает сказку «Цветной мир природы». При знакомстве с бордюрами Домовенок предстает в образе волшебника и раскрывает детям секрет «Волшебного узора», где дети знакомятся с разнообразными орнаментами, в том числе и национальными. Знакомясь с силуэтом, Домовенок проводит экскурсию, загадывая детям загадки. Путешествуя по «Волшебной стране Цвета и Красок» Домовенок знакомит детей с цветовым спектром. Отправляясь в путешествие, со старинной картой, Домовенок знакомит детей с художественной росписью изделий из дерева, мастерами народного творчества. Нарядится ряжеными, и поиграть, Домовенок предлагает детям во время знакомства с народной культурой, ее обрядовыми праздниками, изготовлением сувениров. Подводя итоги занятий, дети делятся с Домовенком своими впечатлениями. Даже повторение и закрепление пройденного материала проводится в игре, например, «крестики–нолики».
Систематическое использование игровых методов обучения приносит свои положительные результаты. Из опыта своей работы я сделал несколько выводов:
1. Участвуя в игре, общаясь, дети прислушиваются к мнению товарищей, укрепляются дружеские отношения, развивается умение вести беседу, диалог.
2. Возрастает познавательный интерес не только к программному учебному содержанию, но и к овладению детьми способами деятельности, стимулирует к достижению цели (победе), и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше).
3. Возрастает работоспособность детей, так как исключается однообразная деятельность. 4. Состязательность неотъемлемая часть игры, притягательна для детей и создает комфортное состояние на занятиях. Происходит снятие таких симптомов комплексов у детей, как тревожность, нервозность. Формируется душевное спокойствие – это благоприятствует раскрытию творческого потенциала ребенка.
5.Дети стараются не пропускать занятия без уважительных причин.

Таким образом, используя игровые педагогические технологии, я убедился, что это один из эффективных методов обучения, особенно при использовании с детьми младшего школьного возраста. Он активизирует деятельность учащихся, что в свою очередь влияет на степень освоения ребенком образовательной программы, способствует сохранности контингента детей в объединении. Использование игровых педагогических технологий в образовательно-воспитательном процессе очень важно, особенно в системе дополнительного образования.

15