Личностно-ориентированный подход в развитии интеллектуального потенциала учащегося
Государственное учреждение образования
«Приболовичская средняя школа»
Личностно-ориентированный подход в развитии интеллектуального потенциала учащегося.
Учитель математики
Акулич Е. К.
2016
Личностно-ориентированный подход в развитии интеллектуального потенциала учащегося.
Жил- был мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». (Притча) ( Слайд 2)
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой созданы необходимые и достаточные условия для развития ребёнка, в которой ученик смог бы почувствовать себя индивидуальной личностью
( Слайд 3) Математика является одной из наук развития, которая служит необходимым условием ускорения научно-технического прогресса. Сегодня время диктует, чтобы дети могли стать конкурентно способными. Школа должна привить им умение глубоко мыслить, смекалку, крепкую память, и прочные знания. В современном образовании требуется переход от человека знающего к человеку умеющему.
Необходимым условием успешного обучения математики является заинтересованность ученика в процессе познания, стремление к успеху, осознание необходимости обучения
(Слайд 4) Актуальность личностно- ориентированного обучения
На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное, интеллектуальное, творческое развитие учащихся. Современная школа ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно-ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка
(Слайд 5) Выбор проблемы обусловлен рядом факторов
-Актуальность личностно - ориентированного образования не вызывает сомнений. Нет, и не может быть двух школьников, не говоря о целом классе, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления и т. д. Для кого-то из детей средний уровень предъявляемых требований оказывается непосильным, а кто-то, наоборот, недополучает знаний и умственной нагрузки. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Таким образом, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием;
- современное образование – это личностно ориентированное образование, основанное на учёте результатов диагностики индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка, его отношения к предмету и возможностей его усвоения, что требует от учителя осуществления индивидуального подхода к учащимся, предвидения трудностей учебного материала для отдельных учащихся, подбора рациональных видов работ для сильных и слабых учащихся;
- развитие личности является основной целью личностно ориентированного образования.
( Слайд 6) Цель личностно - ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовосстановления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
(Слайд 7) Личностно - ориентированное обучение основывается на следующих педагогических принципах:
Принцип свободы выбора. Никто из нас не любит навязанные действия, отсутствие выбора. И особенно не любят это дети. Поэтому необходимо предоставить ученику свободу выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
При проектировании и построении ситуации выбора необходимо учитывать следующие обстоятельства:
Готовность учащихся к выбору. Прежде чем использовать на уроке ситуацию выбора, надо научить школьников делать выбор в соответствии со своими возможностями.
Стимулирование учащихся к выбору. С этой целью учитель четко поясняет каждое из предложенных на выбор учебных заданий, показывает значимость его выполнения, раскрывает критерий его оценки.
Аргументация своего выбора. Учащиеся должны уметь обосновывать свой выбор. Для этого учитель должен научить школьников аргументировано объяснять, почему они отдают предпочтение тому или иному избираемому варианту.
Успешность деятельности. Предлагая варианты учебных заданий, учитель должен быть уверен в том, что школьники обладают достаточным объем знаний, умений и навыков, необходимыми источниками информации для успешного их решения.
Защищенность школьника от собственных ошибок. Учащиеся должны быть уверены, что имеют право и на неудачу. Учителю необходимо проанализировать весь процесс деятельности ученика, найти этап на котором была допущена ошибка, корректно объяснить причины неудачи и обязательно отметить то, что делалось учащимися правильно.
Оценка результатов решения выбранного варианта. Учитель по возможности должен оценить результаты выполнения избранного учащимся варианта учебного задания. Очень важно не просто оценить конечный результат, а проанализировать всю совокупность действий ученика.
Принцип открытости. Необходимо не только давать детям знания, но и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решение которых лежат за пределами их знаний.
Принцип деятельности. Чтобы знания становилось инструментом, ученик должен с ним работать. Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условие и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.
Принцип обратной связи. Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системой приемов обратной связей. Учитель на уроке отслеживает настроение учеников, степень их заинтересованности.
(Слайд 8) Методологические основы организации личностно-ориентированного урока
Личностно- ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.
Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.
(Слайд 9) Личностно-ориентированное обучение
Ученик-учебник-учитель
Традиционное обучение
Учитель-учебник-ученик
(Слайд 10)В таблице представлены основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком
Традиционный урок
Личностно- ориентированный урок
1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков
1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий
2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий
3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам
3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми
4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком
5. Планирует и направляет детскую деятельность
5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки
6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми
7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение
8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых
8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения
На уроке учитель работает со всем классом, но при этом должен видеть и понимать каждого. Эта задача трудная, порой кажущаяся неразрешимой, но её необходимо выполнять, если не на словах, а на деле строить и проводить личностно-ориентированный урок.
Важной особенностью личностно-ориентированного урока является опора на психофизические предпосылки, обусловливающие ученику возможность успешного овладения программным материалом. Для этого нужны индивидуальные карточки-задания (иллюстрированный, раздаточный материал).
Работа с субъектным опытом на уроке требует особых форм взаимодействия ученика с учителем. Он должен учитывать не только интеллектуальные, но и эмоционально-волевые, мотивационно-потребностные особенности каждого ученика. Поэтому при подготовке к уроку надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчинённые учебным целям, все формы сотрудничества между учениками с учётом их оптимального личностного взаимодействия. Если на традиционном уроке основное внимание учитель уделяет коллективным (фронтальным) методам работы, то на личностно-ориентированном он должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса, гибко распределяя детей по группам с учетом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления.
Практически в каждом классе есть дети с задержкой развития. Чаще всего эти дети эмоционально ограничены. Поэтому я стараюсь, чтобы они сидели на уроке с детьми, способными быть организаторами в микрогруппе, которые могут создать в этой группе эмоциональный комфорт. Замедленно-деятельный тип детей не успевает за работой класса. Это дети с заниженной самооценкой. Таким детям я разрешаю делать сокращения в записях, чаще, чем других поощряю за исполнительность.
(Слайд 11) Этапы личностно ориентированного урока
Этап целеполагания
Основная цель уроков данной педагогической технологии –повышение результативности урока через использование личностно ориентированного подхода в обучении и структуирования урока в соответствии с требованиями современности, тем самым создавая условия для проявления познавательной активности учеников.
Каковы средства достижения этой цели?
Прежде всего, осуществляю комплексное планирование и реализацию задач развития, образования и воспитания на основе продумывания триединой задачи урока:
образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков;
воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения;
развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Определяется место урока в системе уроков, сообщается не только тема, но и предполагаемый порядок организации учебной деятельности, совместно с учениками выбираются пути, способы и примеры решения учебных задач. При этом необходимо создать условия, обеспечивающие ученику позицию субъекта при постановке учебных задач, в ходе их реализации.
Этап актуализации субъектного опыта
Ключевым понятием личностно ориентированного обучения является Субъективный опыт учащихся, поэтому этап актуализации знаний связан с систематизацией и обобщением изученного, на этом этапе учитывается учебный математический опыт учащихся.
При личностно ориентированном обучении учитель старается предоставить учащимся возможность проявить инициативу, мотивирует любой вид деятельности. Поэтому этап актуализации знаний перед изучением смежных углов может быть следующим образом:
Учитель: На этом уроке мы с вами продолжим знакомство с геометрическими фигурами. Но в начале повторим то, что нам известно. На доске изображен рисунок. Какие геометрические вопросы вы могли бы задать, глядя на этот рисунок?
С А
Д О В
Этап изучения нового материала
При личностно ориентированном обучении основными образовательными источниками являются учебный предмет и процесс его освоения, поэтому изучение нового материала строится с опорой на учебный опыт учащихся, что обеспечивает их успешность при осуществлении поисковой или исследовательской деятельности.
При изучении нового материала стараюсь “заразить” ребят поиском решения той или иной проблемы. Опыт работы показывает, что глубокие, прочные и, главное, осознанные знания могут получить все школьники, если развивать у них не столько память, сколько логическое мышление.
Этап применения знаний
Закрепление изученного материала практически всегда сопровождаю заданиями на составление обратной задачи. Такая форма работы применима к любой теме курса математики. Если учащиеся способны составлять обратную задачу, значит, они понимают смысл данного задания, видят взаимосвязь компонент.
Другой вариант:
Использую группу карточек, позволяющую ученику самостоятельно выбирать тип, вид, форму материала пользоваться индивидуальным способом учебной работы, в которую входят задания трёх различных уровней сложности.
Этап проверки знаний
На данном этапе использую различные тестовые задания. Использую тестовые задания как и на бумажном носителе, так и на электронном. Ученикам предоставляется выбор, с помощью какого источника им удобней выполнить задание.
Этап “Домашнее задание”
При задании на дом указывается не только тема, но и объём заданий, которые часто носят дифференцированный характер и ученику, как и в ходе урока, предоставляется право выбора уровня, вида и формы изучения учебного материала.
Этап «Рефлексия»
Итоговым этапом урока является рефлексия. Высказывается каждый ученик, и уже с учётом сказанного планирую следующие уроки, ведущие к новым знаниям.
Можно предложить продолжить фразу:
«Сегодня на уроке я узнал»
«Сегодня на уроке я научился»
«Сегодня на уроке мне понравилось»
«Сегодня на уроке мне не понравилось»
«Сегодня на уроке мне не удалось».
В диалоге с учащимися не просто повторяются формулировки нового материала, а систематизируется весь изученный к этому моменту материал и ситуации его применения. Для этого удобно задавать вопросы типа:
“С каким новым понятием (свойством, утверждением, видом задач) познакомились? Что об этом надо знать?”,
“Что можно рассказать о ситуациях применения нового (трудностях, с которыми встретились, возможных ошибках и способах их предотвращения)?”,
“Чему учились на уроке? Что помогало при этом?
Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что нового узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому.
(Слайд 11) ПамяткаДеятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью
Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
Использование проблемных творческих заданий.
Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Слайд (12) Особенности личностно-ориентированного урока
Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели Продумывание преподавателем возможностей для самостоятельного проявления знаний учащихся. Организация обмена мыслями, мнениями. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей. Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку. Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся. Проведение наблюдений за учащимися. 1 2 3 4 5 7 6 ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА
(Слайд 13) Как научить каждого, ведь они такие разные ?!!!
(Слайд 14)
ГИПОТЕЗА Если в основу обучения математике положить личностно-ориентированный подход к ученикам и на основе этого рассматривать и применять формы и методы дифференцированного обучения, то это позволит повысить качество знаний учащихся.
На своих уроках применяю дифференцированный подход.
Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы, с использованием технологий коллективных способов обучения и групповых способов обучения.
«Дифференциация обучения» - в моём понимании это создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Отсюда следует:
(Слайд15) Дифференцированное обучение не цель, а условие и средство развития индивидуальности
Главной педагогической установкой технологии дифференцированного обучения является формирование положительной мотивации учения у обучающихся, определение в классе место каждого ребенка, учитывая его психофизиологические особенности.
Ключевым моментом является создание таких условий, при которых каждый из обучаемых испытал бы учебный успех, смог бы увидеть свои достижения и захотел ликвидировать пробелы в своих знаниях и умениях.
Для этого перед разными категориями учащихся ставятся различные цели:
одни должны достичь усвоения базового уровня другие должны добиться более высоких результатов.
(Слайд16) В соответствии с этим в классе могут быть выделены три группы обучающихся «А» , «В» и «С».
Группа «А» - отличается медлительностью умственных действий, у них пробелы в знаниях программного материала, самостоятельно с трудом решают по образцу и алгоритму, могут решить задачи в один – два шага, решение более сложных задач начинают со слепых проб, не умеют вести целенаправленный поиск решения, не могут найти связи между данными и искомыми величинами, часто пропускают обоснование гипотез, не видят существенных зависимостей и ключевых моментов в решении задач.
Группа «В» - имеют достаточные знания программного материала, активно их применяют на практике, решая задачи базового и среднего уровня. Затрудняются при переходе к решению задач нового типа, но, овладев методами их решения, справляются с решением аналогичных задач; не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) задач.
Группа «С» - интересуются предметом, могут, читая учебник, сами разобраться в теории и применить ее на практике. Решают задачи продвинутого уровня. Могут сводить сложную задачу к цепочке простых подзадач, выдвигать и обосновывать гипотезы в процессе поиска решения задач, переносить прежние знания в новые условия. Эти учащиеся быстро и легко обобщают методы решения классов однородных задач, отчетливо выделяют ключевую подзадачу в решенной, могут сформулировать ее в ходе поиска решения самостоятельно или с небольшой помощью учителя, находят несколько способов решения одной задачи.
(Слайд 17) Плюсы дифференцированого обучения «+»
Слабые учащиеся охотно принимают участие в обсуждении заданий ,
повышается интерес,
создается благоприятный психологический климат,
учащиеся испытывают чувство удовлетворения, после каждого решенного задания, чувство успеха,
происходит повышение познавательной активности,
растет уверенность в своих силах, нет чувства страха перед новыми заданиями,
рискуют попробовать свои силы в незнакомой ситуации,
берутся за решение задач более высокого уровня.
активизация мыслительной деятельности,
положительная мотивация к учебе.
При подготовке к уроку продумываю соотношение разных форм организации учебной деятельности (фронтальной, индивидуальной, самостоятельной)
фронтальная (фронтальный устный опрос с использованием опорного конспекта);
индивидуальная (проверка домашней работы, решение тестовых заданий);
парная (работа с карточками-утверждениями).
Ученику предоставляю возможность выбора с целью стимулирования своей деятельности, осуществляя реализацию дифференциации и индивидуализации обучения математике.
Я работаю в классах детей со смешанными способностями. В. Шаталов говорил о том, что дифференциация осуществляется не тогда, когда учитель даст каждому ребенку задание по его способностям, а тогда, когда учитель приготовит сто заданий разной сложности и предоставит ребенку выбирать, какие задания и сколько ему выполнить. Именно так происходит событие саморазвития ребенка. Поэтому я считаю наиболее приемлемой так называемую «внутреннюю» дифференциацию, при которой в классах смешанного состава создается неоднородная обучающая среда. Подача учебного материала и обратная связь осуществляется на разных уровнях сложности, а учащиеся имеют право сами для себя определить доступный уровень.
(Слайд 18) Подходы личностно-ориентированного обучения
Разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Дифференцированный подход – выделение групп детей на основе смешанной дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной направленности.
Субъективно- личностный подход – отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
(Слайд 19)
Мои педагогические заповеди:
Творчество способ существования личности. Это творческий подход учителя к проведению урока, и творчество учащихся на уроке и дома.
Самостоятельная деятельность учащихся на каждом уроке, т.к. ребенок – самоуправляющаяся система, способная к саморазвитию.
Наглядность на каждый урок.
Выделение главного в теме.
Развитие чувства реальности, связь теории с жизнью.
Разминка или игровой момент творческая пауза урока.
( Сайд 21-24)
Для развития интеллектуального потенциала учащихся стремлюсь использовать компьютер и компьютерные презентации на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику. Так же провожу уроки – исследования. Например урок по теме «Сумма градусных мер углов треугольника»
(Слайд 25-28 )
Внеклассная работа по предмету
«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным». Французский учёный О. Паскаль
Активное участие принимают ученике в предметных неделях, в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах (Кенгуру)
(Слайд 29) Использование исторического материала
Привлекая исторический материал, материал из смежных дисциплин, подчеркивая красоту и мощь математики, повышается интерес к предмету.
(Слайд 30) Работы учащихся в исследовательском движении
№
Вид работы
Оценка за работу
Исследовательская работа «Таблица Пифагора. Тайны и реальность»
Диплом 3 степени в районе
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
(Слайд31) Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об
окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский.
Немаловажная роль в развитии творческих способностей учащихся отводится играм на уроках математики. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
(Слайд 32) Подведём итог
Личностно ориентированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно- урочной системы обучение по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышение качества и развития каждого ученика.
Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, умственные возможности и познавательные особенности ученика, а также созданы оптимальные условия для овладения ЗУН, развития способностей.
(Слайд 33)
Сегодня каждый учитель использует дифференцированный подход в своей работе. Ведь именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство уважения к себе и к окружающим людям, вырабатывает ответственность к принятию решений.
Умение учителя найти подход к каждому ученику иногда отражается не только на учебе, но и на судьбах отдельных учеников.
« разных детей и учить надо по-разному, потому что каждый по-своему воспринимает информацию” Гарднер
Используемая литература
Лебелев О,Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии 2004г//.
Якиманская И.С. Личностно- ориентированное образование в современной школе. // М. 1996г.//
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии // Педагогическое общество 2000г//
Бондаревская Е.В. Концепция личностно- ориетированного образования и целостая
педагогическая теория. 1999г.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215
15