Доклад на тему: «Личностно-ориентированное обучение на уроках английского языка».


Автор:Хадисова Аминат Рукмановна
Учитель английского языка
МБОУ «СОШ№42» г. Грозного
Доклад на тему:«Личностно-ориентированное обучение на уроках английского языка».
Современная методика преподавания иностранного языка благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям в обществе осуществляет переход на личностно-ориентированный подход в сфере обучения, при котором учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.  Личностно-ориентированный подход предусматривает воспитание свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования и на весь учебно-воспитательный процесс в целом. Исходя из этого, пересматривается не только отношение к ученику как к субъекту учебного процесса, но речь идет и об изменении деятельности самого учителя как организатора данного учебного процесса, как соучастника, сотоварища, умелого слушателя и координатора деятельности отдельного ученика и класса в целом.Задачи и принципы личностно-ориентированного подхода, таким образом, меняют и отношение учителя к своей профессиональной деятельности. Ставя перед учителем новые задачи, личностно-ориентированный подход дает большой стимул для развития именно творческого потенциала в разных сферах деятельности учителя: будь то форма урока или мероприятия, будь то планирование всего учебного материала или конкретных этапов урока, применение новых методик и технологий в учебном и воспитательном процессе или переосмысливание старых классических методик.Идея личностно-ориентированного подхода довольно привлекательна и стимулирует педагогов искать пути еѐ реализации. Поскольку это обучениеориентировано на личностные характеристики, уровень интеллектуального, нравственного развития ребѐнка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления), речь должна идти об особенностях процесса обучения, отбора соответствующих технологий.В особой степени реализации личностно-ориентированного подхода способствует использование проектной методики, которая является одним из видов обучения в сотрудничестве. Основная идея данной технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, в которых каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы.Метод проектов возник ещѐ в начале прошлого века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребѐнка, чтобы научить не просто запоминать, и воспроизводить знания, которые даѐт школа,
а уметь применять их на практике. Метод проектов предполагает по сути своей использование проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных чѐтко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учѐтом различных факторов и условий еѐ решения и реализации результатов.Метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Все что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.На мой взгляд, основная идея в обучении иностранному языку заключается в переносе акцента с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность,требующую для своего оформления владения определѐнными языковыми средствами. Как показала практика, метод проектов может позволить решать дидактические задачи и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором действительно решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учѐтом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. Как уже отмечалось, в основе проектов лежит какая-либо проблема. Чтобы еѐ решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объѐмом разнообразных предметных связей, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определѐнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом, делать обобщения, анализ, выводы и т.п. Формирование названных умений является задачами обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям психологи относят прежде всего умение генерировать идеи, затем умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям относятся умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умения находить компромисс, лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения в школе (не только в обучение ИЯ), предмет же иностранный язык вносит свою существенную лепту в данный учебный процесс и в общее развитие ребѐнка. Как нетрудно заметить, метод проектов способен представлять суть развивающего, личностно-ориентированного характера обучения.Психологами было доказано, что совместная деятельность самих учащихся, учителя и школьников является исходной формой индивидуальной учебной деятельности, а равноправное взаимодействие со сверстниками обусловливает овладение такими действиями, как целеполагание, планирование, контроль и оценка, без которых невозможно учение.Итак, проект представляет собой самостоятельно планируемую учащимися работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, анкетирования, выпуска журнала и т.п.). Таким образом, он позволяет реализовать межпредметные связи в обучении иностранному языку, расширить «узкое пространство» общения в классной комнате, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, типичные для обучаемых каждой возрастной группы. Во-вторых, работа над проектом – творческий процесс. Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Это требует от учащегося самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Следовательно, у школьников развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком. В-третьих, в ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творческий интерес и не является пассивным исполнителем воли учителя. Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения учащимися языка (по принципу «надо знать») и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата обучения языку, В-четвѐртых, проект в принципиальном плане меняет функциональные обязанности ученика и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения иностранным языкам и конкретного урока; второй – выступает в роли консультанта, помощника, участника игры.
Можно выделить следующие типы проектов:
исследовательские проекты
творческие проекты
ролево-игровые проекты
информационные проекты
практико-ориентированные проекты
По количеству участников проектов можно выделить проекты: личностные - между двумя партнерами разных школ, регионов, стран; парные - между парами участников; групповые - между группами. В этом случае роль педагога-координатора особенно важна.
По продолжительности проведения проекты могут быть:
краткосрочными - для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы;
средней продолжительности - один-два месяца;
долгосрочный - до года.
Мы подготовили совместно с учащимися нескольких проектов:1. Проект «Я и моя семья» (4 класс)2. Проект «Золотое кольцо России» (тип проекта: информационный, 4 класс).3. Путешествие по Англии (тип проекта: информационный, 4 класс).Таким образом, можно утверждать, что проектная методика имеет широкий спектр учебных возможностей и придаѐт процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер, даѐт возможность использовать современные аксиологический и культурологический подходы к воспитанию, активизировать педагогическую поддержку, включение ученика в различные среды, а также в личностно-ориентированную ситуацию средствами предмета «Иностранный язык».