реферат на тему: Личностно-ориентированный подход в обучении физике



ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ
«ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ»





Выполнила: Насипова
Гузель Ульфатовна
учитель физики
МОБУ СОШ №8




г. Нефтекамск 2013 год
Тема "Личностно-ориентированный подход в обучении физике"
Два мира есть у человека.
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий
Добрый день уважаемые члены коллеги. Представляю опыт своей работы по теме: "Личностно-ориентированный подход в обучении физике"
Сегодняшний день требует от выпускника не столько умение выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно, проводить исследования, давать экспертные заключения, создавать проекты.
Наша основная задача, подготовка конкурентноспособного выпускника.
Действительно, изменившееся качество жизни требует от нас давать школьникам такое образование, которое подготовит их к жизни динамичного общества, меняющегося мира, причем это касается и личной и профессиональной сфер.
“Любое действие, - утверждает И.С.Якиманская, - признается качественным только тогда, когда за ним стоит личностный смысл, внутренняя составляющая, что и обеспечивает внешнее, признаваемое другими качество этого действия”.
Мне, как и любому учителю, необходимо ориентироваться в широком спектре современных инноваций. Изучив весь обширный арсенал образовательных технологий, я выбрала свой путь.
Безусловно, приоритет за технологиями развивающего обучения, где объяснительно – иллюстративный способ заменен на активно – деятельностный, поскольку развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд новых образовательных технологий.
В своей работе, учитывая запросы времени, считаю, более приемлемой систему развивающего обучения с личностно-ориентированным подходом.
Используя личностно-ориентированный подход в обучении, я преследую 
Цель обучения
– создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития их индивидуальных способностей
– обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей и субъектного опыта.

Организация личностно-ориентированного урока
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК –
это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников, как к опыту их собственной жизнедеятельности (раскрыть, согласовать, перевести)
Основные особенности личностно-ориентированного урока
Цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников
На данном этапе работы для достижения намеченной цели я решаю следующие задачи:
1. Использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка.
2. Создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
3. Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
4. Использовать в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
5. Поощрять стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
6. Создать ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность, создать обстановку для естественного самовыражения ученика.
Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.
На традиционном уроке учитель:
1. Обучает всех детей уставленной сумме ЗУНов.
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий.
3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам.
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми.
5. Планирует и направляет детскую деятельность.
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки.
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми.
8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых.

На личностно-ориентированном уроке :
1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта.
2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.
3. Стремиться выявить реальные интересы детей и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала.
4. Ведет индивидуальную работу с каждым учащимся.
5. Планирует и направляет детскую деятельность.
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки.
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми.
8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых.

Компоненты учебной деятельности:
1.     Учебный интерес.
2.     Целеполагание.
3.     Учебные действия:
а) принятие учебной задачи;
б) преобразование учебной задачи;
в) планирование;
г) моделирование;
д) соотнесение результата с образцом;
е) контроль;
ж) оценка.
Формы учебной деятельности:
групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Я стараюсь всегда помнить об этом, подбирая формы и методы работы на уроке.
“Уж лучше совсем не помышлять об отыскании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода”, - сказал Рене Декард.
Использую:
1. метод проблемного изложения, рассчитанный на вовлечение учащихся в познавательную деятельность. “Познавательная самодеятельность, - поясняет психолог Д.Б.Богоявленская, - это стремление к постоянному углублению в проблему”. Так на уроке по изучению силы трения в ходе обмена мнениями учащиеся сами поставили проблему: “Трение – польза или вред?”, которая была разрешена после изучения темы.
2 частично-поисковый (эвристический) – готовящий к самостоятельному решению познавательных проблем. Так, в курсе физики 9-го класса, ряд тем знакомит учащихся с действием магнитного поля на движущийся заряд, на проводник или рамку с током. Предлагаю проработать полученную информацию и представить ее в виде таблицы, указав закон или правило, которое это явление описывает или характеризует.
3  исследовательский - организация поисковой, творческой деятельности по решению новых познавательных проблем. “Слушаю – забываю, смотрю – запоминаю, делаю – понимаю. Например, при изучении темы “Блоки. Другие простые механизмы” учащиеся, выдвинув гипотезу, делятся на группы и, используя лабораторные установки, начинают экспериментировать. По окончании работы они обобщают полученные данные и делают выводы. И бесспорно, знания, полученные таким методом, будут усвоены на самом высоком (творческом) уровне.
Выбор формы организации личностно – ориентированного урока в условиях развивающего обучения диктуется поставленными задачами и уровнем владения учащимися методами учебной деятельности.
Считаю, что на уроках в системе развивающего обучения с личностно – ориентированным подходом преобладающими формами работы учащихся являются:
индивидуальные,
парные,
групповые
Методы формирования учебной деятельности:
1.     Иллюстративно-объяснительные.
2.     Репродуктивные.
3.     Исследовательские:
а)  частично-поисковый;
б)  поисковый;
в)  проблемный.
4.     Творческие методы.
Ну а что же фронтальная форма? Она также используется мной при коллективном обсуждении отдельных вопросов темы, в основном проблемного характера, при проведении дискуссий, при анализе результатов учебной деятельности. Но фронтальная форма уже не является главной и ведущей. На современном уровне она реализуется в форме мозговой атаки, как одного из элементов критического мышления.
Для реализации личностно-ориентированного подхода, необходимо особо строить образовательный процесс.
Например, при работе с текстом, который надо сообщить на уроке, я, помимо характера изложения, цели усвоения, учитываю личностное отношение детей к работе с этим текстом.
При этом я нацеливаю детей на развитие не памяти, а самостоятельности мышления.
В содержание заданий ввожу описание приемов их выполнения, которые задаю через:
1. ввод правил и предписаний, 2. алгоритмов действий, или путей организации самостоятельного , творческого поиска:
3. нахождение рациональных способов решения задач, 4. Сравнение и оценивание полученных результатов.
Один и тот же учебный материал усваивается через активное включение различных сенсорных систем: не только зрения и слуха, но и через моторику, тактильные восприятия, мыслительные операции, которыми пользуются ученики, работая с учебным материалом.
Я убедилась, что чем разнообразнее субъектный опыт ребенка, тем больше у меня возможности его использовать в обучении, но для этого я должна предоставить ученику возможность воспользоваться этим опытом. Каждое задание, где это возможно, должно иметь словесное, графическое, символико-числовое, предметно-иллюстративное решение. Ученик знает, что он вправе выбирать и рассчитывает на успех, что усиливает его учебную мотивацию.
В процессе реализации личностно-ориентированного подхода в обучении необходимо менять функцию и форму организации урока.
Дети не просто слушают мой рассказ, а постоянно сотрудничают со мной в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим мнением, обсуждают то, что предлагают одноклассники. Я часто обращаюсь к классу с вопросами:
Что вы знаете об этом? Где наблюдали?
Какие свойства, признаки можно выделить?
Где в жизни это можно использовать?
Я нацеливаю ребят на то, что в ходе такой беседы нет правильных и неправильных ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения,. Рассуждая во время дискуссии ученики сами приходят к точке зрения, которая предлагается с позиции научного знания. Результатом такого общения является развитие ключевых компетенций.
Ученики, в этом случае, не просто усваивают готовые образцы, а осознают, как они получены, через что, почему в их основе лежит то, или иное содержание.
Совместное открытие знаний, в ходе которого рождается понимание, происходит в ситуации, где присутствует и эмоциональное сопереживание, встреча личностных смыслов педагога и ученика.
На уроках особое внимание уделяю развитию мышления и речи учащихся. Предлагаю такие задания, для выполнения которых необходимо, прежде всего, творческий, самостоятельный подход в решении. Эта деятельность требует мыслительных усилий, обсуждения, групповых и парных формы работы, в рамках которых можно организовать конструктивное общение и сотрудничество.

Одним из эффективных технических средств, при помощи которого можно существенно разнообразить и активизировать процесс обучения является компьютер.
Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей. Компьютер предоставляет широкие возможности для проведения групповой работы, в ходе которой ученик, уже знакомый с компьютером, становится консультантом для остальных ребят.
Самостоятельная работа за компьютером – основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой деятельности к новой, более сложной учебно-познавательной деятельности.

Какова роль компьютера в оптимизации процесса обучения?
1.     Формируется высокая степень мотивации, повышается интерес к процессу обучения;
2.     Повышается интенсивность обучения;
3.     Достигается индивидуализация обучения;
4.     Обеспечивается объективность оценивания результатов;
5.     Увеличивается доля самостоятельной работы;
6.     Использование информационных технологий на уроках в начальной школе позволяет реализовать принцип наглядности в обучении, повышает интерес к учебе и эффективность обучения.

Игра является средством развития умений и навыков коллективной деятельности. Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность, позволяет проверить себя в различных ситуациях.
С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, принятия навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.
Игра – это почти всегда соревнование. Дух соревнования в играх достигается за счет разветвленной системы оценивания деятельности участников игры, позволяющей увидеть основные аспекты игровой деятельности учащихся.
Классифицируя физические игры в зависимости от игровой цели, можно выделить 4 типа игр.
Творческие игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации и используемые с целью повторения и обобщения изучаемого материала.
Игры-соревнования, связанные с выявлением победителя. Здесь могут быть индивидуальные и коллективные победители (команда, звено). Это эстафеты на знание формул, единиц измерения и др.
Игры, направленные на выполнение занимательного задания, например начертить на доске горизонтальную прямую с помощью сообщающихся сосудов, опустить яйцо в бутылку
Игры с раздаточным материалом.
В «Рабочей тетради» составленной мною для учащихся 7-го класса, предлагаются такие дидактические игры, как «Крестики-нолики», викторины и т.д.
Например:
1.Поиграйте в ,,крестики – нолики”, покажите выигрышный путь, который составляют названия: а) тел:
Вилка
Пластмасса
Воск

Линейка
Свеча
Капля

Воздух
Соты
Железо

б) веществ:
Глина
Полиэтилен
Снежинка

Мяч
Свинец
Стакан

Книга
Чугун
Стол


2. Подчеркните те фразы, в которых говорится о физическом явлении. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название самого твердого в природе вещества.








а) падение капель дождя А
б) гниение картофеля Б
в) слышны раскаты грома Л
г) в бидоне прокисло молоко О
д) в бидоне с молоком отстоялись сливки М
е) таяние льда А
ж) азот не имеет запаха Р
з) эхо З
Составьте таблицу по схеме:
г
гекто
100 или 102

к



М



Д
деци
0, 1 или 10-113 EMBED Equation.3 1415

с



м




4. Соотнесите название физической величины с единицей ее измерения, вы составите название известного вам вещества








Единица физической
величины



Физическая величина
с
м/с
м3
М
кг
м2

длина
А
Г
Е
Д
Н
С

масса
Ж
К
Л
И
У
Т

объем
Ч
Б
В
Ш
Ф
У

скорость
И
З
Г
Ю
Ц
Р

время
О
Ж
Ф
С
Т
Ч

площадь
К
Е
М
Н
П
Х

5. Выберите правильные дополнения предложений (правильный путь укажите стрелочкой).
1) Все молекулы одного а ) не отличаются друг от
и того же вещества друга.
Молекулы различных б ) отличаются друг от
веществ друга.
2) При нагревании воздуха, а) не изменяется
воды, металлов их объём б) увеличивается
в) уменьшается.
3) При нагревании вещества, а) уменьшаются
промежутки между частицами б) увеличиваются
в) не изменяются.
6. Подчеркните те фразы, которые являются верными. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название физической величины.

*Между молекулами существует взаимное притяжение В
*Взаимное притяжение существует только между молекулами твердых тел О
*Притяжение между молекулами становится заметным лишь на расстояниях, которые
сравнимы с размерами самих молекул Р
*Между молекулами нет промежутков А
*Между молекулами существует взаимное отталкивание Е
*Притяжение и отталкивание действуют одновременно М
*Явление смачивания объясняется отталкиванием молекул У
*Явление смачивания объясняется притяжением молекул друг к другу Я

7. Укажите, какие из перечисленных свойств, каким состояниям вещества принадлежат. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одного из металлов.










Свойства вещества
Состояние вещества


Твердое тело
жидкость
газообразное

Сохранять постоянство
формы
С
Р
Б

Сохранять объем
Т
А
Г

Принимать форму сосуда
в котором находится
Д

Л

Ж

Занимать весь предоставленный объем
К
Ш
Ь


8. Найдите фразы, которые правильно отражают понятия силы тяжести, веса, определения единицы измерения силы. Из букв, соответствующих правильным изречениям, составьте слово, часто употребляемое при изучении сил









1) Сила – причина движения тел А
2) Сила – причина изменения скорости тел В
3) Сила тяжести не зависит от массы тела Г 4) Сила тяжести прямо пропорциональна массе тела Е
5) Сила тяжести действует на опору или подвес Д
6) Сила тяжести действует на само тел К
7) Вес тела действует на опору или подвес Р
8) За единицу силы принимают килограмм. Сокращенно – кг Л
9) За единицу силы принят ньютон. Сокращенное обозначение Н Т
10) Ньютон – это сила, которая за 1с изменяет скорость тела на 1м/с Х
11) Ньютон – это сила, которая за 1с сообщает телу массой 1кг
скорость 1м/с О

Перспектива
1.   У детей должно быть сформировано желание и умение учиться.
2.   Овладение самоконтролем и самооценкой в учебной работе.
3.  Должны владеть умением моделировать учебный материал.
4. Должна осуществляться преемственность между начальным образованием и последующей её ступенью.

Я считаю, что обучение с личностно-ориентированным подходом:
обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика;
предоставляет каждому ученику, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности;
подразумевает подбор средств, методов их организацию так, что ученик может проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;
Использование данной технологии способствует превращению ученика из объекта в субъект учебной деятельности, вносит значительный вклад в формирование самостоятельной познавательной деятельности, тем самым, повышая у ребенка мотивацию к обучению, а значит и его результативность.
Личностно- ориентированный подход в обучении является продолжением теории развивающего и проблемного обучения, Информационно - коммуникативныхтехнологий и метапредметности.
Как сказал Антон Макаренко: «Метод обучения – это не только инструмент учителя, но и инструмент прикосновения к личности ученика».
Спасибо за внимание.














:ђ Заголовок 115