Доклад на тему Толерантное отношение к детям с ОВЗ как одна из составляющих образовательного пространства
Толерантное отношение к детям с ОВЗ как одна
из составляющих образовательного пространства
Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач в развитии любого образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение друг к другу.Что же такое толерантность?
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia — терпимость) — качество, характеризующее отношение к другому человеку. Это не только милосердие, терпимость, а главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по всей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранить свою индивидуальность
Педагогическая толерантность - способность понять и принять ребенка таким, какой он есть.
Задачи: укрепление здоровья детей; обеспечение прав в получении коррекционно-образовательных услуг; осуществление социальной адаптации и интеграции; компенсация нарушений развития; развитие когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей.
Мы всегда должны понимать, что дети с ограниченными возможностями - это просто дети, которым нужна забота, понимание. Да, жизнь нас сейчас не балует. Но эти дети иногда переносят невзгоды куда мужественней, чем мы. Поэтому толерантность - это сострадание, эмпатия, говоря научным языком. Много равнодушных людей, но сострадающих беде - еще больше.
Технологии достижения успеха педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Педагогам следует способствовать созданию доброжелательной атмосферы во всех классах, где дети могут обсуждать свою жизнь и чувства, где развита взаимная поддержка и коллективная работа. Презрение к инвалидности и другие предрассудки, могут быть объяснены так, чтобы у детей развилось сочувствие (сопереживание), и они смогли бы осудить дискриминацию и привлечь к себе тех, кто чувствует себя изгоями, поддерживая их в классе и вне школы. Маленьких детей можно обучить этому, опираясь на их чувство справедливости.
Важно понимание раздражения, которое может принимать множество форм (от того, чтобы слегка отодвинуться от ребенка на ковре, до физического насилия), то есть нежелания сидеть рядом с ребенком, который выглядит, действует или ведет себя по-другому или не играть с ребенком, который не может говорить или у него какая-то видимая форма инвалидности. Это можно сравнить с преследованием ребенка из-за его этнического происхождения.
Следует обсуждать и на первый взгляд, более мелкие прецеденты и делать это следует открыто, так, чтобы тому, кто пострадал от них, была оказана поддержка, и весь класс оценил значение этого. Следует понимать, что дети разные по своему развитию, следовательно, и стиль обучения и воспитания в классах должен быть разнообразным. Следует придавать значение обучению изобразительному искусству, музыке, драматическому искусству, танцам и физкультуре не меньше, чем другим предметам, так как навыки и достижения в этих областях, и как следствие этого, самооценка, ведут к достижению больших успехов по всем предметам. Не случайно такое широкое общественное признание получили различные соревнования и олимпиады среди детей с ОВЗ.
Педагоги должны избегать использования стереотипов и не комментировать предрассудки на уроках и даже после уроков при детях. Они не должны допускать обзывания, объясняя детям, почему это обидно, а также стирать оскорбительные надписи.
Следует оказывать поддержку ученикам, которые сталкиваются с оскорблениями, понимая, что дети, которые живут в страхе, не могут учиться.
Необходимо отмечать достижения ребенка относительно его прошлых успехов, нестандартные достижения. Следует использовать возможности внешкольной работы, например, во время занятий в кружках, игровых занятий.
Для того чтобы внедрить в жизнь то, что было описано выше, педагоги должны стараться ежедневно находить возможность говорить с детьми на любые темы, которые их интересуют или беспокоят.
Во всех группах и классах, если кого-то обидели (даже слегка), педагог может остановить занятие и обсудить это. Группа может обсуждать вопрос, и целью обсуждения является - развить позитивное отношение. Ребенок, который подвергся унижению, на первый взгляд, небольшому, должен знать, что педагог на его стороне, и что весь класс/группа знает об этом. Педагоги должны использовать свой авторитет для того, чтобы разобраться в происшедшем.
Следует разбить класс на группы, по парам, дать индивидуальные задания. Убедитесь в том, что состав групп варьируется (принимая во внимание интересы детей) - необходимо присутствие в группах детей разного социального и этнического происхождения и пола.
Педагог должен показывать, что ценит каждого ребенка, открыто хваля индивидуальные усилия каждого и достижения класса в целом, также призывая класс развивать эти достижения. Так следует поступать во всех областях - творческой, физической, социальной и академической - давая понять, что конкуренция между детьми неприемлема. Это создаст в классах большой моральный комфорт.
Традиционные представления о детях с нарушениями в развитии в последнее время значительно изменились. Если раньше такой ребенок мог вызвать лишь сочувствие и рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь он считается равноправным, независимым, но нуждающимся в направлении и поддержке. С учетом современного подхода необходимо изменить отношение педагогов, специалистов и всего общества к ребенку с ограниченными возможностями. Финская Ассоциация организаций для лиц с нарушениями интеллектуального развития предложила делать это на основе следующих принципов:
В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать;
Каждый ребенок является уникальной личностью;
Неудовлетворительное окружение превращает особые потребности детей в недостаток, значит, это проблема окружения;
Ребенок с особыми потребностями растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как и у других людей;
Ребенок с особыми потребностями имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь.
В преодолении трудностей, связанных с особенностями работы с нетипичными детьми, педагогам поможет выполнение некоторых рекомендаций. При этом немаловажное значение имеет психологическая готовность педагогов к работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, которая выражается в следующем:
психологически настроить себя на то, что трудности в работе с данной категорией детей неизбежны, но вам под силу их преодолеть;
не опускать руки при первых же неудачах, попытаться понять их причины;
верить в себя и в учеников, видеть и уважать в них индивидуальность, сотрудничать с ними, быть всегда доброжелательным и внимательным к ученику, готовым менять что-то в себе.
Поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.
А на современном этапе перехода к инклюзивному образованию формирование толерантного отношения к лицам с особенностями является важнейшей стратегической задачей образования. Каждый ребёнок хочет быть счастливым, в том числе и ребёнок с особенностями. И в первую очередь он счастлив от той психологической среды, в которой живёт и растёт, когда он окружён заботой и вниманием со стороны окружающих его людей.
Детей сравнивают с цветами.Ребёнок с особенностями тоже цветок.Цветок полыни.Горький, но такой необходимый для здоровья. Окружающих.
Уважаемые коллеги, своё выступление я хочу завершить притчей.
Притча о слове
У школьного учителя был весьма тяжелый характер, и придумали мальчики, как от него избавиться.
На следующий день, входя в класс, каждый из них сочувственно сказал учителю, что тот выглядит совершенно больным.
Учитель был совершенно здоров, но в сердце его закралось сомнение.
Он собрал книги и ушел домой.
Когда жена открыла дверь, то вид у него был бледный и больной.
Жена постелила ему постель,…
Учитель слег и перестал ходить на занятия.
Прошло несколько дней. Учителю становилось все хуже.
Он совсем перестал вставать с постели.
Глаза его ввалились, все болело.
Тогда дети его пожалели и решили исцелить.
Они стали проведывать его по - одному…
И каждый говорил, что сейчас учитель прекрасно выглядит.
После всех пришел самый старший из учеников и предложил учителю прогуляться вместе по улице, чтобы окончательно выздороветь.
На улице каждый, кто встречался учителю, поздравлял его с выздоровлением!
Учитель радовался. Хвори перестали его мучить.
Словом можно как убить, так и лечить!
Литература:
http://inclusive-edu.ru/http://muko.edusite.ru/p131aa1.htmlhttp://www.razvitkor.ru/information/materiali/111-psihtechhttp://festival.1september.ru/articles/580261/