: «Использование приемов и методов развития критического мышления как одна из составляющих улучшения качества знаний учащихся».
Тема доклада: «Использование приемов и методов развития критического мышления как одна из составляющих улучшения качества знаний учащихся».
Там, где думают одинаково – никто не думает слишком много!
Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию. Поэтому, на мой взгляд, каждый педагог, планируя свою деятельность, должен сделать выбор и четко ответить на вопрос: каким ему видится ребенок – человеком, который выполняет, не задумываясь, требования старших, или же думающей личностью, способной к принятию самостоятельных решений, отвечающей за свои поступки.
Я за ученика думающего, творческого, целеустремленного. Мне, как и всем учителям, хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них, умея отстаивать собственное мнение. Для этого, безусловно, необходимо творчески мыслить.
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.
Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Поэтому я считаю, что развитие мыслительной деятельности школьников – это актуальная проблема, которую необходимо решать. Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно и творчески.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников, является технология развития критического мышления.
Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. Учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для её применения, рассматривать возможности решения проблемы и т.д.
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Мной, учителем информатики школы- гимназии №20 имени Титова, была проведена работа по сравнительному анализу успеваемости параллели 7 классов до использования в преподавании инструментов развития критического мышления и после их использования.
Исследованию подверглись учащиеся двух классов: 7-Б и 7-Д . Начальные данные показали следующие результаты:
По итогам первого полугодия 2014-2015 учебного года в 7-Б классе обучалось 25 учащихся. Из них учебное полугодие на «отлично» закончили 6 учащихся, на «хорошо»- 9, и «удовлетварительно»-10 учащихся качество знаний составило 60%, средний балл-3,84.
7-Д класс : из 28 учащихся полугодие на «отлично» закончили 7 учащихся, на «хорошо»- 10, и «удовлетварительно»-11 учащихся качество знаний составило 60,71%, средний балл-3,86.
класс количество учащихся "5" "4" "3" % качества знаний средний балл
7-Б 25 6 9 10 60,00 3,84
7-Д 28 7 10 11 60,71 3,86
Вывод: по своему качественному составу классы практически ни чем не отличаются друг от друга: успеваемость учащихся в этих классах практически на одном уровне. Хорошее качество знаний обусловлено несложностью учебного материала, который в основном представлял пользовательский аспект.
Более сложный материал учащимся предстояло изучить позднее. По моим прогнозам и анализу успеваемости учащихся прошлых лет, при изучении раздела «Программирование на языке Pascal», который предстояло освоить ребятам, успеваемость учащихся должна заметно ухудшиться.
По окончании 3-х месячных курсов переподготовки учителей в Центре педагогического мастерства, я задумался над проблемой: «Как использование методов и приемов развития критического мышления влияет на повышение мотивации учащихся к обучению, и как следствие на степень усвоения учащимися знаний по такому сложному разделу информатики как «Программирование»?»
Для проведения исследования в выбранных мной классах я использовал следующую стратегию: в 7-Б классе я преподавал раздел «Программирование линейных алгоритмов» традиционно, а в 7-Д классе новая тема давалась с использованием приемов и методов развития критического мышления учащихся.
В 7-Б классе я использовал традиционный тип комбинированного урока, на котором происходило формирование новых знаний (изучение операторов языка программирования ), формирование умений и навыков решения задач (вырабатывались навыки составления программ по указанному учителем шаблону), закрепление полученных знаний (нарабатывались указанные выше навыки).
На уроках в 7-Д классе при прохождении материала были использованы: групповая работа, работа в малых группах, приемы: «Горячий стул», «Инсерт», метод Джиксо . Наибольший эффект от применения вышеперечисленных приемов был от метода Джиксо.
Суть использования этого приема: класс делился на две группы по 5-6 учащихся (причем группы из урока в урок были скользящими). В качестве вызова учащимся озвучивалась проблема, к примеру, условие задачи, разбирались случаи применения решения этой задачи в жизни.
Далее группам предлагалось найти решение этой задачи. На относительно простую задачу отводилось небольшое количество времени. Требовалось не просто раскрыть этапы ее решения и отобразить их в виде блок-схемы, но и написать программу. Работа должна была быть красочно отражена на кластере. Затем спикер команды представлял работу своей группы группе одноклассников, выслушивал их замечания, предложения. По возвращении в свою группу, спикер озвучивал комментарии к работе со стороны второй команды. Команда, обсудив выдвинутые замечания к работе, анализировала их, оценивала их валидность.
По окончании обсуждения учащиеся апробировали составленные ими программы на компьютере.
Затем по разработанным ранее совместно с учителем критериям оценивали работу группы и каждого из ее участников отдельно.
На каждом уроке ребята рефлексировали.
Итоги промежуточного контроля пройденной темы показали ясную картину: эффективнее уроки информатики прошли в 7-Д классе: качество знаний учащихся вопреки моим ранним прогнозам не только не ухудшилось, но и увеличилось на 17,8%. В 7-Б классе прогноз на ухудшение качества знаний учащихся по этому сложному разделу оправдался: качество знаний уменьшилось на 20 %.
класс количество учащихся "5" "4" "3" % качества знаний средний балл
7-Б 25 1 9 15 40,00 3,44
7-Д 28 12 10 6 78,57 4,21
Выводы можно сделать следующие: использование на уроках метода Джигсо при изучении новой темы, закрепления полученных знаний, формирования умений и навыков решения задач дает хорошие результаты в повышении мотивации учащихся к обучению, и, как следствие- повышению уровня знаний учащихся по изучаемой теме.
ДОКЛАД
на школьной методической конференции
тема доклада: «Использование приемов и методов развития критического мышления как одна из составляющих улучшения качества знаний учащихся».
докладчик: Варенов В.В., учитель информатики