Статья: «Личностно-ориентированный подход на уроках литературы»
«Личностно-ориентированный подход на уроках литературы»
(из опыта работы учителя русского языка и литературы
Мавриной Ольги Григорьевны,
МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов»)
Ничему тому, что важно знать,
научить нельзя – все,
что может сделать учитель,
- это указать дорожки.
Р.Орлингтон
В соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы на первый план выступает обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, и ведущим стратегическим направлением этого образования становится личностно ориентированный подход к учащимся.
Назначением личностно ориентированного подхода к образованию является содействие становлению человека, развитию его индивидуальности, творческого начала.
Сегодня в центре образования - свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Это может быть достигнуто лишь при личностно ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает в качестве активного субъекта учения.
Цель личностно-ориентированного обучения - создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в классе работать с ориентацией не на “среднего” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных возможностей, потребностей и интересов.
Как подготовить и провести такой урок, на котором каждый учащийся имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества и пережить успех? Как активизировать деятельность учеников? Над этим задумывается каждый педагог. И, я думаю, что у каждого педагога есть свои методы и приемы решения этой проблемы.
Рекомендации из опыта работы по организации и проведению урока литературы с личностно-ориентированным подходом:
Используйте наводящие вопросы, направляющие учащихся к самостоятельной формулировке целей и задач урока.
Подбирайте дидактический материал, позволяющий выявлять индивидуальную избирательность учеников к содержанию, виду и форме учебного материала, облегчающего его усвоение.
Создавайте в начале урока положительный эмоциональный настрой на работу.
Создавайте проблемные ситуации, позволяющие ученику быть не только слушателем, но и исследователем.
Используйте творческие дифференцированные задания (подготовка сообщения на определенную тему, анализ эпизода, рассказ от лица героя произведения, выразительное чтение самостоятельно выбранного произведения с обоснованием своего выбора, дословный пересказ, краткое изложение своими словами, выполнение проблемных, творческих заданий).
Применяйте задания, позволяющие ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно - символическую).
Используйте выразительное чтение, особенно по ролям (это позволяет свободно выражать свои мысли, расширять словарный запас, уметь слушать и слышать других).
8) Ведите к достижению цели разными способами:
- через работу со всем коллективом одновременно (фронтальная форма).
- через работу микрогруппами (учебные пары вспоминают, что им известно по теме, затем идет поиск верного ответа на поставленный вопрос).
- через индивидуальную или самостоятельную работу.
9) Используйте разные формы общения (монолог, диалог, полилог (разговор многих участников, где роль говорящего переходит от одного лица к другому) с учётом конкретных целей урока.
10) Создавайте Ситуацию общения», позволяющую каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность.
11) Создавайте «Ситуацию успеха» (ученик достигает особого успеха: удачно ответил на трудный вопрос, высказал интересную мысль, нашёл необычное решение, получает хорошую оценку, я его хвалю, прошу дать пояснения, на нём на некоторое время сосредотачивается внимание всего класса).
Во-первых, у ребёнка возникает прилив энергии, он стремиться ещё раз отличиться. Возникает неподдельный интерес к самой работе.
Во-вторых, успех, выпавший на долю ученика, производит большое впечатление на его одноклассников. У них возникает стремление подражать ему в надежде на такую же удачу. На уроке стараюсь предложить для начала лёгкое и занимательное задание, не обращая внимания на его важность. Пусть ребёнок познает радость успеха, захочет повторить его, поверит в свои силы. Это позволит незаметно (в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка) повысить требования к нему.
12) Создайте атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
13) Стимулируйте учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
14) Поощряйте стремления ученика предлагать свой способ работы (решения проблемы), анализируйте в ходе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирайте наиболее рациональные, оригинальные.
15) Уделяйте внимание домашним заданиям, дозируйте, делайте разноуровневыми, творческими.
16) В конце урока подводите итоги, чтобы каждый ученик смог оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. (Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы: – Сегодня я узнал– Было интересно– Было трудно– Я выполнял задания– Я понял, что).
17) Обсуждайте с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому.
18) При опросе на уроке (при выставлении отметок) анализируйте не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность.
19) При задании на дом называйте не только содержание и объём задания, но и давайте подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания.
Виды классных и домашних заданий:
«Зеркальные задания»- обнаружение своих личностных или учебных характеристик в персонаже (например, описательные портреты различных типов учеников с предложением прикинуть на себя).
Задания, предполагающие выбор уровня учебной работы.
Задания с аргументированным выбором способа учебной работы (как и с кем, делать учебные задания).
Выбор формы отчётности учебной работы. Это может быть письменный или устный отчёт, досрочный, в намеченный сроки, с опозданием.
Выбор режима учебной работы (интенсивное, в краткий срок, освоение темы, распределённый режим – «работа порциями» и пр.).
Задание на самоопределение, когда от школьника требуется выбор нравственной, научной, эстетической позиции в рамках представления учебного материала.
Задание на «включение» самореализации («Проверяй себя!»):
- требующие творчества в содержании работы (сочинения, нестандартные задачи и т.д.);
- требующие творчества в способе учебной работы (переработка содержания в схемы, опорные конспекты);
- выбор различных «жанров» заданий (иллюстрации, инсценировка);
- задания, создающие возможность проявить себя в определённых ролях (автор, критик и т.д.).
Задания, ориентированные на совместное развитие школьников («твори совместно!»):
- совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы;
- «обычные» творческие совместные задания, без какого- либо распределения учителем ролей, функций, позиций в группе;
- творческие совместные задания со специальным распределением учебно - организационных ролей;
- творческие игровые совместные задания;
- совместные опыты;
- совместный анализ результата и процесса работы (например, совместная содержательная групповая оценка степени освоения учебного материала каждым участником групповой работы и групповая оценка качества групповой работы, слаженности, самостоятельности);
Задание и группа приёмов организации совместной работы, направленных на развитие стремления изменить себя, совершенствовать и саморазвивать («Меняй себя ради себя»).
Задания, создающие возможность добровольного принятия на себя учебной работы в безоценочной ситуации (например, рекомендация дома: решить задачи или сделать какую- то другую учебную работу);
- проанализировать на добровольной основе результаты самим учеником (добровольное оценивание);
- после серии решения тренировочных заданий по выбору, на основе заданных учителем критериев, оценить каждому ученику свою работу, обращая внимание на динамику оценок;
- широкий спектр заданий по выбору, требующих проявления различных качеств; терпение, творчества, практичности, умения взаимодействовать и т. д., с предложением школьникам выбирать задания в соответствии со своим идеалом, образом желаемого себе (эти задания безоценочные).
Вывод:
Итак, зачем же нужен личностно – ориентированный подход к уроку литературы?
С его помощью растёт результативность:
Повышается успеваемость учащихся по литературе за четверть, за год.
Повышается активность учащихся не только в урочной, но и внеурочной деятельности (участие в различных конкурсах).
Участие учащихся за 2013-2014 учебный год
№
ФИ ученика
класс
мероприятие
достижение
1
Керимова Карина
7г
Окружной конкурс ««Моя малая родина: природа, культура, этнос», публицистическая статья: «Что мы можем сделать, чтобы сохранить природу родной Югры?»
участие
2
5 учащихся
7г
Всероссийские дистанционные олимпиады по литературе на сайте: httpwww.45minut.ru
Итоги не подведены
3
11 учащихся
5г
Всероссийские дистанционные олимпиады по русскому языку на сайте: infourok.ru
Сертификаты участника
4
11 учащихся
5г
Всероссийские дистанционные олимпиады по литературе на сайте: infourok.ru
1 место
5
Гафиуллин Марсель
7г
Участие в I Международной конференции
«Развитие эффективной коммуникации в современном обществе» на сайте: me t e or - c i t y . c om
Итоги не подведены
6
Гафиуллин Марсель
7г
Всероссийский Конкурс проектных работ «Мой город-лучший город земли» на сайте: Юность наука культура
I место
7
Терещенко Игорь
11в
Урфо, олимпиада по русскому языку
Сертификат участника
8
Гафиуллин Марсель
7г
Районный конкурс сочинений «Моя мечта о будущей профессии»
III место
9
Новоселов Юра
Турбан Даша,
Керимова Карина.
7г
На сайте Центр развития молодёжи Конкурс «Почитай-ка»
Итоги не подведены
10
Новосёлов Юра
7г
школьный конкурс «Шаг в будущее» «Читательское досье 7Г класса».
Диплом
2 степени
11
Гафиуллин Марсель
7г
конкурс сочинений«Мой город – моя маленькая планета»
Итоги не подведены
12
Гафиуллин Марсель
7г
На сайте www.noosfera-center.ru . сочинение на конкурс «Мой любимый города»
Итоги не подведены
13
Березовский Евгений
7г
На сайте: nsportal.ru опубликовал совё сочинение «Моя мечта о будущей профессии»
сертификат
Личностно-ориентированный подход подразумевает обращение к личному опыту учащихся. В области литературы как ни в одной другой области, проявляются именно личностные, индивидуальные особенности человека. А это значит, что в процессе усвоения художественных произведений нельзя не учитывать личный опыт человека. Важно выслушать мнение каждого из детей, как бы ни были мы ограничены во времени. Ведь на уроках литературы развиваются не только ум, речь, но и чувства. Научить детей жалеть, негодовать, радоваться, сопереживать, правильно оценивать события, описанные в произведении, открыть им богатый, разнообразный мир человеческих переживаний через художественное слово – вот одна из самых трудных задач. Важно, чтобы на уроке не осталось равнодушных.
Личностно ориентированный подход предъявляет серьезные требования к учителю, ведь такой урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и педагогу. Личностно - ориентированное образование - это образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей. Оно базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития.
Список литературы:
Левитес Д.Г. Образовательные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование.– Мурманск: Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, НИЦ “Пазори”, 2001. – 8 с.)
Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе М: Сентябрь 2000.
ђЗаголовок 115