Урок по математике на тему Решение систем уравнений графическим способом

КГУ «Надеждинская основная школа»
Кызылжарского района
Северо – Казахстанской области

























Урок по математике в 6 классе
по теме «Решение систем уравнений графическим способом»








Учитель математики и информатики
Асташова Людмила Владимировна,
учитель первой категории, стаж работы 20 лет.
















Описание урока по математике в 6 классе
на тему «Решение систем уравнений графическим способом»
(Урок - новая тема).

Целью данного урока было – научить решать систему уравнений графическим способом. Урок из серии уроков был первый.
Моей целью применения данных семи аспектов модуля было: научить учащихся общаться в группе, спорить, задавать вопросы, быть активными, научить тому, как учиться, развить желание самостоятельно обучаться, уметь оценивать себя и товарища, подходя к этому критически, и попытаться научить детей рефлексии.
Результат обучения – понятие системы уравнений, понятие решения системы уравнений, применение алгоритма решения системы уравнений . Тип данного урока - изучение новой темы.
При устной работе идет фронтальная работа, диалог учитель-ученик, выбран прием критического мышления вопросы «Тонкие – толстые». Вопросы были даны на повторение прошлой темы, «Графики линейной функции» и «Взаимное расположение графиков». Нужно привести примеры линейной функции, когда их графики пересекаются, параллельны и совпадают.
При введении в тему группам были даны задания по карточкам, построить по два графика на одной координатной плоскости и после выполнения – защитить и объяснить свою работу. Задания были одинаковые, но уравнения в них – разные, у каждой группы должно было получиться 1 – графики параллельны, 2- пересекаются, 3 – совпадают. На данном этапе хорошо прослеживается саморегуляция, помимо диалогической беседы.
Новую тему объясняет сам учитель, опираясь на эти графики, так как объединив данные линейные уравнение в систему, мы и получим решение системы графическим способом. Понятие систему уравнений и его решение было новое для учащихся.
Закрепляя тему, прорешиваем три системы на доске, сильные учащиеся решают самостоятельно, с остальными решаем у доски и решение прослеживаем по алгоритму. Еще раз повторяем, что такое система, что значит решить систему, и что является решением системы уравнений.
Домашнее задание дается – составить системы уравнений трёх видов (графики чтобы пересекались, совпадали и были параллельны).
В конце урока детям предлагалось оценить себя по таблице: Понимаю, Знаю, Умею и выбрать себе балы, на сколько они понимают, знают и умеют решать систему уравнений графическим способом.







День
Урок 1 (Из цикла уроков: Решение систем уравнений)
Математика 6 класс

Тема занятия:
Решение систем уравнений графическим способом.

Ссылка:
Учебник 6 класса. Т.А. Алдамуратова – Алматы: Атамaра.
Дидакт. материал 6 класс. Т.А. Алдамуратова – Алматы: Атамaра.

Общие цели:
Научить решать систему уравнений графическим способом

Результаты обучения:
Понятие системы уравнений
Понятие решения системы уравнений
Применение алгоритма решения СУ

Ключевые идеи:
- определение системы
- что значит решить систему уравнений?
- определение решения СУ
- 3 случая решения СУ (пересекаются – одно решение, параллельны – нет решения, совпадают – множество решений)

Задания:
Организационный момент – общий
Устная работа (фронтальная)
3. Деление по группам (3гр – по 2 человека) (введение в тему)
4.Изучение новой темы
5.Первичное закрепление.
6.Рефлексия
7.Задание на оценивание.

Последующее задание

Д/з. Параграф учебника. Составить каждому 3 системы уравнений трёх видов.

Последующее чтение
Прочитать самостоятельно параграф - Способ подстановки.































Задания.
Время
Вид работы
Роль учителя
Роль ученика


1.Устная работа.
«Тонкие и толстые вопросы»
-Какие прямые называются параллельными, пересекающимися?
-Запишите общий вид линейного уравнения(ЛУ)
-Что является графиком ЛУ
-выразить из уравнения У через Х:
5х + 6у = 20
-назовите случаи расположения графиков?
-Приведите примеры (когда графики пересекаются, графики параллельны)
Учитель задаёт вопросы.
Ученики отвечают


2. Введение в тему.
Класс делится на 3 группы.
Дается задание на карточках
-построить на одной координатной плоскости графики двух функций.
-Защита своей работы и объяснение полученного результата. Почему?
Учитель делит детей получается по 2 человека.
1гр –графики паралл
2гр – пересекаются
3 гр – графики совпад.

Дети в паре строят графики данных функций.



Спикер у доски защищает задание.


3. Изучение новой темы
Учитель, опираясь на доказательство групп вместе с учениками выводят алгоритм решения СУ
Ученики записывают в свои тетради


4.Первичное закрепление.
Работа в группах.
Работая с учебником, выбрать из раздела А СУ трёх типов по виду, не решая с объяснением.
Заполнить таблицу.
Графики пересек
Графики паралл
Графики совпадают

1.



2



3




Учитель контролирует выполнение.
Дети работают с учебником и выписывают из него систему уравнений, распределяют в столбики.


5.Прорешать три системы возле доски, из тех номеров, которые не выбрали дети.
Если возникли вопросы, учитель решает их, задавая наводящие вопросы.
Дети решают три системы уравнений на три случая


6.Каждой группе составить СУ трех видов (пересечение, совпадение, параллельные).
Учитель проверяет
Дети обсуждают и составляют СУ.


7.Рефлексия - на анализ
Заполнить каждому таблицу
Понимаю
Знаю
Умею

1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4















Учитель раздает таблицы
Ученики ставят +, во всех трех столбцах по разбаловке


15