Методические рекомендации для воспитателей по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.


Методические рекомендации для воспитателей. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного.
«Методы и формы развития мышления старших дошкольников».
Составила: Воспитатель Полуяхтова А.В.
Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет. Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств.
Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь.
Развитию мышления дошкольников принадлежит особая роль. Дошкольный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятий, выведение следствия. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Многочисленные наблюдения педагогов показали, что если ребенок не овладевает примерами мыслительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, то в школе он обычно переходит в разряд неуспевающих. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Вот почему проблема развития мышления дошкольников является актуальной сегодня.
Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.
Использование педагогом разнообразных форм и методов развития мышления детей дошкольного возраста способствуют развитию мыслительных способностей детей, всестороннему и гармоничному развитию личности, что в свою очередь отвечает социальному заказу общества. Вместе с тем, следует отметить, что исследуемая нами проблема все еще недостаточно отражена в психолого-педагогических исследованиях.
Таким образом, налицо противоречие между необходимостью развития мышления у дошкольников в условиях современного ДОУ, обеспечивающего построение ими собственной картины мира, закладку фундамента детского мировоззрения с одной стороны и недостаточностью применения на практике оригинальных эффективных форм и методов, направленных на развитие мышления.
 
Комплекс коррекционно-развивающих игр
Игра 1. Составление предложений Цель: Развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами; создавать новые образы из отдельных элементов.
Игра 2. Поиск общего Цель: Формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов; дать представление о степени существенности признаков.
Игра 3. Исключение лишнего слова Цель: Развивать способность устанавливать неожиданные связи между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Формировать установку на то, что возможны разные способы объединения и расчленения предметов.
Игра 4. Поиск аналогов Цель: Формировать умение выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности; развивать способность классифицировать явления по их признакам.
Игра 5. Поиск «противоположных» предметов Цель: Формировать способность находить в предмете общее и различие.
Игра 6. Поиск предметов по заданным признакам Цель: Формировать способность быстро находить аналогии между различными, не похожими друг на друга предметами; оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков; переключаться с одного объекта на другой.
Игра 7. Поиск соединительных звеньев Цель: Формировать способность устанавливать связи между предметами, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга; находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими предметами.
Игра 8. Способы использования предмета Цель: Развивать способность концентрировать мыслительный процесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные возможности.
Игра 9. Формулирование
определений Цель: Формировать четкость и стройность мышления, умение фиксировать существенные признаки и отвлекаться от несущественных, а также способность одним мысленным взором охватывать разновидности одного и того же предмета.
Игра 10. Перечислить возможные причины Цель: Развивать способность при решении задачи или осмыслении какого- либо явления искать все возможные причины, чтобы можно было проработать самые различные версии и только после этого принять решение.
Игра 11. Сократить рассказ Цель: Учить концентрировать внимание на сути, отсекая все второстепенное.
 
Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям.
На каждом занятии с детьми обязательно проводились физкультминутки и пальчиковые игры. Поскольку дошкольники имеют различные психологические особенности, большой акцент в системе работы уделялся потенциальным возможностям каждого ребенка, а также осуществлялся индивидуальный подход к обучению детей.
 
Работа с педагогическим коллективом
Название мероприятия Цель Методы и приемы Форма проведения
«Эффективные методы развития мышления дошкольников» Определить наиболее эффективные методы и формы развития мышления дошкольников Сообщение, беседа, рекомендации Педагогический совет
 
Работа с родителями
Название мероприятия Цель Методы и приемы Форма проведения
«Как развивать мышление ребенка» Определить способы и приемы, с помощью которых можно развить мышление ребенка Сообщение, рекомендации, беседа Родительское собрание
 
Рекомендации для педагогов по развитию мышления дошкольников.
1. Для формирования наглядно-образного мышления используйте следующие игры: «Ну-ка отгадай!», «Картинки-загадки», «Парные картинки», «Определим игрушку», «Лишняя игрушка» и др.
2. Стимулируйте и направляйте ход рассуждений. Высокий уровень мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения и др.) дает возможность понять сущность предметов и явлений.
3. Учитывайте индивидуальные особенности дошкольников.
4. Для формирования логического мышления можно использовать следующие игры: «Составление предложений», «Поиск общего», «Исключение лишнего слова», «Поиск аналогов», «Поиск «противоположных» предметов» и др.5. Для того, чтобы правильно пользоваться операциями сравнения и противопоставления, обобщения и классификации, соблюдайте следующие правила:
- выделять существенные признаки предмета, явления;- выделяют несущественные признаки предмета, явления;
- объяснить, как они разграничиваются при нахождении главного существенного признака;
- абстрагироваться, отвлекаться от несущественных признаков и подвести понятие предмета, явления под общую категорию.
6. Развивайте пытливость дошкольников, формируйте у них потребность самостоятельно ставить вопросы и находить ответы на них.
7. Чаще ставьте детей в проблемную ситуацию.
 
Рекомендации родителям по развитию мышления ребёнка
Учите сравнивать пары предметов или явления – находить сходство и различия между ними;
- изучайте классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;
- находите «лишние» слова или изображения, не связанные общим признаком с остальными;
- разрезные картинки;
- последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
- осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
- задания на сообразительность, логические рассуждения.
Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.
Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.
 
Список литературы
1. Абрамова, Г. С. Общая психология: учеб. Пособие для вузов / Г. С. Абрамова. – 2-е изд. – М.: академический проект: Фонд «Мир», 2003.
2. Азаров, Ю. П. Игра в дошкольном возрасте / Ю. П. Азаров. – М.: Мысль, 2000.
3. Акулова, Е. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2008.
4. Алексеев, А. А. Психология развития / А. А. Алексеев. – СПб: Питер.
5. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А. 8. Белова, Е. С. Особенности диагностики творческого мышления у дошкольников // Психологическая диагностика. – 2008.