Перспективный план работы по развитию образной речи в подготовительной группе.


Согласовано Утверждаю
Зам. завед. по ВМР д /с «Солнышко» Заведующая д /с «Солнышко»
_______________АлексееваЛ.Ф. __________Субханкулова Р.В.
«_» __________ 2016г «___» _________2016г
Приказ №______________
План работы по самообразованию в подготовительной группе № 11 «Капитошка»
на 2015-2016 учебный год.
Тема: «Развитие образной речи средствами художественной литературы в подготовительной группе».
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад «Солнышко» р.п. Чишмы
Муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан
Выполнила: Муллаянова Л.А.
Месяц Неделя Тема Цель Литература
Сентябрь 1 неделя
Изучение материала по теме. Изучение литературы по теме. 2 неделя Составление плана на учебный год по работе с детьми. Составить план для работы. 3 неделя Вспоминаем пословицы, загадки, поговорки. Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц («Где лад, там и склад»). Воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний («водой не разольешь», «бросать слова на ветер», «играть в кошки – мышки»). Формировать умения анализировать образные выражения в загадке («живой порхает огонек»). Упражнять в подборе эпитетов, сравнений в загадке. О.С. Ушакова з. 13, с. 175.
4 неделя Чтение В. Крупинина «Отцовское поле»
М. Глинская
«Хлеб». Расширять знания детей о хлебе, познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу.Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу. В.Ю. Дьяченко з. 3 с. 186.
Октябрь 1 неделя
  Ш. Перро
«Мальчик – с пальчик» -
рассказывание сказки. Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки. Совершенствовать умение осмысливать характеры персонажей. Формировать образность речи, понимание образных выражений. Развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки. Хрестоматия
2 неделя Гернет и Д. Хармс
«Очень – очень вкусный пирог» -
работа по содержанию стихотворения. Совершенствовать умение чувствовать ритм стихотворения. Эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения. Развивать умение выразительно читать наизусть стихотворение. Побуждать к размышлению над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть. Е.В. Вальчук з. 32, с. 115
3 неделя С. Маршак
«Кошкин дом» (отрывки) -
чтение в лицах.
  Продолжать совершенствовать умение детей внимательно слушать произведение (стихотворение). Отвечать на вопросы по содержанию. Определять настроение, выраженное в стихотворении;
Читать наизусть небольшое литературное произведение, спокойно, не торопясь. Сочувствовать героям стихотворения, переживать. Хрестоматия.
4 неделя Л. Фадеев
«Зеркало в витрине»
чтение стихотворения. Продолжать совершенствовать умение детей внимательно слушать стихотворение. Развивать интерес к художественной литературе. Чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. Хрестоматия.
Ноябрь 1 неделя
 А.С. Пушкин – знакомство с творчеством.
  Познакомить с творчеством великого русского поэта. Расширять представления о пейзажной лирике А.С. Пушкина. Вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения А.С. Пушкина. Совершенствовать умение детей выразительно читать наизусть отрывок из поэмы «Евгений Онегин» А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…». Развивать умение передавать интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения. Воспитывать любовь к природе. О.С. Ушакова з. 8, с. 168.
2 неделя Фольклор народов мира
«Кораблик», пер с англ. С. Маршак. -
песенка Продолжать знакомить детей со значением и содержанием малых фольклорных форм (песенок). Совершенствовать умение выразительно и ритмично рассказывать наизусть песенку «Кораблик». Формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Хрестоматия
3 неделя Д. Мамин – Сибиряк – знакомство с творчеством.
«Медведко» -
чтение рассказа. Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина – Сибиряка. Помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя. Совершенствовать умение определять, к какому жанру относится каждое произведение. Развивать интерес к любой книге. Хрестоматия
4 неделя «Что за прелесть эти сказки!»
  Уточнить и обогатить представление о сказках А.С. Пушкина. Помочь в своеобразие их языка;
- вызвать желание услышать сказочные произведения поэта
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зеленый…», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»). Ушакова О.С.
Декабрь 1 неделя
И. Суриков
«Зима» -
работа по содержанию стихотворения. Совершенствовать умение детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор. Упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы («Сонные, укрытые снегом, словно в белых шубах»). О.С. Ушакова с. 99; В.Ю. Дьяченко с. 207.
2 неделя «Семь Симеонов – семь работников»,
обр. И. Карнаухова -
чтение русской народной сказки. Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями. Повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка). Совершенствовать умения осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ. Развивать умение пересказывать сказку по плану. Хрестоматия
3 неделя Стихотворения к новогоднему празднику -
работа по содержанию стихотворений. Продолжать учить выразительно, рассказывать стихотворения наизусть. Формировать умение интонационно передавать радость в связи с предстоящими праздниками. Воспитывать любовь к праздникам, художественной литературе. Хрестоматия
4 неделя Г. Скребицкий«Как белочка зимует» -
пересказ рассказа. Совершенствовать умение детей отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста. Понимать и использовать в речи слова в их переносном значении («бойкий рыжий мячик»). Подбирать по смыслу глаголы. Совершенствовать умение детей пересказывать текст рассказа. Е.В. Вальчук з. 6, с. 27.
Январь 2 неделя «Коляда! Коляда! А бывает коляда…» -
обрядовые песни.
  Познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождеством, Святками), объяснить их происхождение и назначение. Продолжать различать жанровые особенности обрядовых песен. Совершенствовать умение детей понимать главную мысль песен. 3 неделя  «Гуси – лебеди» - рассказывание русской народной сказки.
  Совершенствовать умение детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте. Развивать творческое воображение. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. 4 неделя Г. Скребицкий«Как галчонок есть научился» -
пересказ произведения. Совершенствовать умение пересказывать текст без пропусков и длительных пауз, передавать прямую речь, совершенствовать интонационную выразительность речи, упражнять в подборе существительного к глаголу. Развивать выразительность речи. Воспитывать интерес ко всему живому, потребность охранять и защищать природу. В.Ю. Дьяченко с. 195.
Февраль 1 неделя
Знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена.
«Гадкий утенок» -чтение сказки.
  Уточнить знания детей о творчестве датского сказочника Г.Х. Андерсена. Совершенствовать умение осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки. Формировать умение обращать внимание на поэтические образы. Развивать творческие способности детей. Воспитывать доброту, внимание, заботу об окружающих. В.Ю. Дьяченко с. 197, О.С. Ушакова з. 32, с. 203.
2 неделя П. Воронько
«Лучше нет родного края» -
работа по содержанию стихотворения.
  Совершенствовать умение выявлять идейное содержание произведения в ходе его коллективного обсуждения. Участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании. Воспринимать смысл пословиц, выраженный образно («Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша»). Воспитывать любовь к родному краю. Е.В. Вальчук з.34, с. 122.
3 неделя С. Алесеев«Первый ночной таран» -
пересказ рассказа. Продолжать совершенствовать умение детей понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, басни. Развивать навыкипересказа литературного текста. Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину. Хрестоматия
4 неделя С. Топелиус«Три ржаных колоска» - чтение литовской сказки.
  Совершенствовать умение различать жанровые особенности рассказа. Осмысливать содержание прочитанного. Связно передавать содержание прочитанного средствами игры. Формировать оценочное отношение к героям сказки. Хрестоматия
Март 1 неделя
С. Маршак
«Перчатки» -
работа по содержанию стихотворения. Продолжать совершенствовать умение детей понимать содержание стихотворений. Помочь осмыслить значение образных выражений в тексте. Упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности. Развивать образность речи. Хрестоматия
2 неделя  Чтение рассказов, стихотворений о весне. Рассматривание иллюстраций.
  Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления. Совершенствовать умения эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов. Воспитывать любовь к природе. О.С. Ушакова з. 25, с. 192.
3 неделя  «Айога» -
чтение нанайской сказки.
  Совершенствовать умение детей понимать и оценивать характер главной героини. Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведения. Совершенствовать умение понимать переносное значение пословиц, поговорок («Лениться да гулять – добра не видать», «Ленивому и лениться лень»). О.С. Ушакова з.20, с. 105.
4 неделя  «Снегурочка» -
рассказывание русской народной сказки. Совершенствовать умение понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку. Развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы. В.Ю.Дьяченко с. 212; О.С. Ушакова з. 14 с. 177.
Апрель 1 неделя
Н. Носов
«Автомобиль» -
чтение рассказа. Совершенствовать умение понимать жанровые особенности рассказа, видеть его начало, основную и завершающую часть, оценивать поступки героев. Развивать пантомимические навыки, учить создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. Хрестоматия
2 неделя  М. Зощенко
«Великие путешественники» -
пересказ рассказа. Познакомить детей с литературным произведением М. Зощенко. Совершенствовать умение определять характер персонажей. Связно пересказывать литературный текст. Развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы. Хрестоматия
3 неделя В. Орлов
«Ты лети к нам, скворушка…» -
работа по содержанию стихотворения.
  Формировать умение выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение, читать поэтическое произведение в лицах. Побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть. Прививать любовь к природе. Хрестоматия
4 неделя  Ознакомление с малыми фольклорными формами.
 
  Совершенствовать умение понимать обобщенное значение пословиц и поговорок («Что посеешь, то и пожнешь» «Грозен Семен, а боится Семена одна ворона»). Уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста. О.С. Ушакова з. 6, с. 164.
Май 1 неделя
С. Маршак
«Откуда стол пришел?» -
работа по содержанию стихотворения. Развивать умение подбирать рифмы к различным словам, выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать напевность рифмованных фраз. Формировать образную речь. Развивать память и внимание. О.А. Скоролупова с. 36
2 неделя  А. Твардовский
«Рассказ танкиста»
- чтение рассказа. Расширять знания детей о защитниках Отечества. Уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов. Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину. В.Ю. Дьяченко с. 215.
3 неделя М. Михалков
«Лесные хоромы» -
чтение сказки.
  Познакомить детей с авторской сказкой. Помочь найти сходное и отличительное от русской народной сказки «Теремок». Научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей. Развивать пантомимические навыки. О.С. Ушакова з. 27, с. 195; В.Ю. Дьяченко с. 232.
4 неделя  Итоговая литературная викторина.
  Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений. Закрепить знания о малых фольклорных формах. О.С. Ушакова з. 34, с. 205
Согласовано Утверждаю
Зам. завед. по ВМР д /с «Солнышко» Заведующая д /с «Солнышко»
_______________АлексееваЛ.Ф. __________Субханкулова Р.В.
«_» __________ 2016г «___» _________2016г
Приказ №______________

План работы по самообразованию во второй младшей группе № 11 «Капитошка»
на 2016-2017 учебный год.
Тема: « Развитие речи младших дошкольников через сказку».
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад «Солнышко» р.п. Чишмы
Муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан
Выполнила: Муллаянова Л.А.
Месяц Неделя Тема Цель
Сентябрь 1- 2 неделя
Изучение материала по теме. Изучение литературы по теме.
3-4 неделя Составление плана на учебный год по работе с детьми. Составить план для работы.
Октябрь 1 неделя
Чтение сказки «Курочка Ряба» Познакомить с содержанием сказки, воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к семье. Формировать умение у детей сопереживать героям сказки.
2 неделя Рассказывание сказки «Курочка Ряба» Развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
3 неделя Драматизация сказки «Курочка Ряба» Воспитывать умение подражать, согласовывать свои действия с другими детьми, вводить в активный словарь новые глаголы и прилагательные, развивать наблюдательность, внимание, память.
4 неделя Лепка по сказке «Курочка Ряба» Вызвать желание детей помочь бабушке и дедушке - слепить для них простые   (белые) яйца.
Работа с родителями Консультация «Родителям о речи ребенка»
Ноябрь 1 неделя
Чтение сказки «Репка» Воспитывать умение слушать и не перебивать.
2 неделя Рассказывание сказки «Репка» Формировать грамматический строй речи, умение составлять разные словосочетания, использовать местоимения в речи, подбирать определения к предмету, явлениям; Активизировать словарь.
3 неделя Драматизация сказки «Репка» Развитие интонационной выразительности речи (эмоциональность).
Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей, свободного общения с взрослыми и детьми.
4 неделя Рисование сказки «Репка» Продолжать формировать умение  детей рисовать предмет круглой формы (репка) и овальной формы (листья), закреплять навык держания карандаша. Поощрять попытки детей к простому пересказу сказки «Репка».
Работа с кадрами Консультация "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников".
Декабрь 1 неделя
Чтение сказки «Колобок»  Познакомить со сказкой «Колобок» (обработка К. Ушинского). Продолжать совершенствовать умение детей внимательно слушать воспитателя; понимать и употреблять в своей речи слова, обозначающие эмоциональные состояния (весёлый, печальный, этические качества (хитрый, добрый).2 неделя Рассказывание сказки «Колобок» Развивать интонационную выразительность  речи детей. Закрепить умение детей строить предложения, используя описательные прилагательные. Воспитывать интерес к родному языку.
3 неделя Драматизация сказки «Колобок» Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов. Развивать умение составлять связное высказывание.
4 неделя Аппликация сказки «Колобок»  Формирование умений выполнения поделок из мятой бумаги. Знакомить детей со свойствами  бумаги, с новым приемом конструирования игрушек из мятой бумаги.
Работа с родителями Консультация «Воспитание сказкой»
Январь 2 неделя Чтение сказки «Маша и медведь» воспитывать интерес к художественной литературе. Познакомить со сказкой.
3 неделя Рассказывание сказки «Маша и медведь» Повторить сказку «Маша и медведь», продолжать совершенствовать умение детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, развивать слуховое восприятие, внимание.
4 неделя Драматизация сказки «Маша и медведь» Совершенствовать умение в использовании разной интонации.
Работа с кадрами Консультация «Формы работы по развитию словесного творчества дошкольников»
Февраль 1 неделя
Чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»  Воспитывать любовь к сказке, художественному слову. Совершенствовать умение детей оценивать поступки героев.
2 неделя Рассказывание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» Формировать умение детей внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы воспитателя полным предложением. Формировать умение пересказывать сказку по мнемотаблице. Вводить в активный словарь детей антонимы.
3 неделя Драматизация сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» формировать умение детей анализировать и пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалоги персонажей. Продолжать совершенствовать умение детей пользоваться точными наименованиями для названия детенышей животных, употреблять в речи вежливые слова 
4 неделя Аппликация сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» Закреплять умение пересказывать  р.н.сказку «Пузырь, соломинка и лапоть» с опорой на мнемотаблицу. Развивать у детей творческие способности, воображение, мышление.
Работа с родителями Консультация «Учим детей рифмовать»
Март 1 неделя
Чтение сказки «Гуси Лебеди»  Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Совершенствовать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки, оценивать поступки героев. Закрепить правила поведения детей. Закрепить знания о домашней птице - гусе, где живёт, чем питается.
2 неделя Рассказывание сказки «Гуси Лебеди» Обучение полному элементарному последовательному выразительному пересказу сказки «Гуси-лебеди». Расширять словарный запас за счет имен прилагательных глаголов способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи; Формировать умение использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей.
3 неделя Драматизация сказки «Гуси Лебеди» Формировать устойчивый интерес к сказкам и театрально-игровой деятельности.
Развивать речь у детей средствами театральных представлений и чтением сказок: расширять словарный запас, развивать артикуляцию, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Уметь запоминать тексты сказок с помощью взрослого.
4 неделя Рисование сказки «Гуси Лебеди» Формировать у детей уверенность в себе и своих возможностях при создании изображения простых предметов, доступным им средствами выразительности.
Работа с кадрами Консультация «Иннoвациoнные фoрмы рабoты по развитию речевой активности дошкольников»
Апрель 1 неделя
Чтение сказки «Заюшкина избушка» Воспитывать интерес к русской народной культуре на примере сказки, доброжелательное отношение, умение сопереживать героям и приходить им на помощь.
2 неделя Расказывание сказки «Заюшкина избушка»  Развивать речевую активность детей, умение вести диалог: слушать друг друга; вступать в диалог поочерёдно; развивать наблюдательность и умение подражать движениям зверей; развитие сострадания и взаимопомощи. Формировать умения отвечать на вопрос, повторять несложные фразы.
3 неделя Драматизация сказки «Заюшкина избушка» Развитие у детей желания участвовать в драматизации сказки
Напомнить содержание русской народной сказки «Заюшкина избушка»; вызвать интерес к театрализованной деятельности; создать эмоционально положительный климат в группе; порадовать детей; развить умение следить за действиями сказочных героев.
4 неделя Лепка по сказке «Заюшкина избушка» Раскрытие и развитие творческих способностей детей, закрепление навыков лепки.
Работа с родителями Консультация «Развивающие речевые игры»
Май 1 неделя
Чтение сказки «Вершки и корешки» Познакомить детей со сказкой. Совершенствовать умения осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей.
2 неделя Рассказывание сказки «Вершки и корешки» Обогащать словарный запас детей. Упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос. Поощрять попытку высказать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос педагогом. Воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточняя их ответы
3 неделя Драматизация сказки «Вершки и корешки» Формирование навыков коммуникативного поведения на основе использования средств вербальной и невербальной коммуникации.Формирование умений воспроизводить тексты художественных произведений с использованием средств коммуникации.
4 неделя Аппликация по сказке «Вершки и корешки» Познакомить с аппликацией. Дать представление о видах аппликации, способах создания; - развивать память, воображение, мышление, мелкую моторику.
Работа с кадрами Презентация «Развитие речи младших дошкольников через сказку»