Программа по профилактике экстремизма в подростково-молодежной среде «Мы живем на Югорской земле»
-471805-102870
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Программа
по профилактике экстремизма в подростково-молодежной среде
«Мы живем на Югорской земле»
Срок реализации программы: 1 год
Социальный педагог МБОУ СОШ№3,
Грызунова Галина Геннадьевна
1023620309245
Радужный
2016 год
Паспорт Программы
Наименование Программы Программа по профилактике экстремизма в подростково-молодежной среде «Мы живем на Югорской земле».
Участники программы Обучающиеся 1-11 классов, классные руководители, социальный педагог, психологи, педагоги дополнительного образования, библиотека, родители.
Обоснование программы Конституция РФ. 12.12.93;
Закон РФ «Об Образовании»
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года №537;
Целевая программа Ханты Мансийского автономного округа - Югры «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в ХМАО – Югре на 2011-2015 годы»;
Конвенция ООН о правах ребёнка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995 года;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4. 1251-03 (зарегистрировано в Минюсте 27.05.03 г. №4594);
Устав МБОУ «СОШ №3».
Цели программы Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических, межкультурных отношений через воспитание культуры толерантности учащихся и формирование общероссийской гражданской идентичности.
Задачи программы воспитание толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде;
содействие национально-культурному взаимодействию в школе на основе изучения культурного наследия, краеведческого материала;
развитие у обучающихся духовно-нравственных и социальных ценностей;
развитие навыков позитивного общения, эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, родителей обучающихся;
совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений в школе и за её пределами; развитие навыков законопослушного поведения.
Ожидаемые результаты реализации программы повышение социальной и гражданской активности обучающихся, их готовность принять практическое участие в развитии гражданского общества, местных инициатив;
рост заинтересованности всех субъектов учебно-воспитательного процесса в деятельности, направленной на развитие межэтнического взаимодействия и профилактику экстремизма;
рост гражданского и правового самосознания обучающихся;
сформированность умений и навыков законопослушного поведения;
рост информационной культуры обучающихся, способствующей позитивному восприятию социальных явлений в обществе.
Сроки реализации программы 2016 год
Пояснительная записка
Данная программа по профилактике экстремизма в подростково-молодежной среде «Мы живем на Югорской земле» имеет профилактическую направленность.
Правовая основа разработки программы:
Программа профилактики экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укрепления толерантности в МБОУ СОШ№3 на 2016 год «Мы живем на Югорской земле» разработана на основании:
Стратегий национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года №537;
Целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в ХМАО – Югре на 2011-2015 годы»;
Конституции РФ. 12.12.93;
Закона Российской Федерации «Об образовании»;
Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
Конвенции ООН о правах ребёнка, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года;
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4. 1251-03 (зарегистрировано в Минюсте 27.05.03 г. №4594);
Устава МБОУ «СОШ №3».
Программа направлена на укрепление в школе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, подержание межнационального мира и согласия.
Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных изменений чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Растет число подростков, причисляющих себя к неформальным молодежным течениям. Существенный отрыв молодежной субкультуры от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций и менталитета несет угрозу снижения уровня культуры общества. В то же время необходимо учитывать, что на ситуацию в школе, существенное влияние оказывают многонациональный состав. Требуется принятие дополнительных мер по формированию позитивных ценностей и установок на уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур, традиций и этнических ценностей различных народов, формированию мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимодействия, основанных на принципах уважения прав и свобод человека.
Осуществление указанных мер, направленных на повышение эффективности деятельности по противодействию экстремизму, невозможно без совместной работы администрации, педагогов школы, родительской общественности и органов системы профилактики правонарушений. Все это обусловливает необходимость применения комплексного программного подхода.
В школе немало делается для того, чтобы сформировать у детей и молодежи установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа жизни их представителей. Существующая система работы с обучающимися в значительной степени направлены на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие национализма, шовинизма и экстремизма. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей других народов и религий, в сочетании демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни Ханты-Мансийского автономно округа – Югры.
Актуальность данной программы состоит в гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления самовыражения и проявления человеческой индивидуальности в школе. Таким образом, связывает процессы воспитания культуры толерантности, профилактики экстремизма, создания условий для гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, формирования общероссийской гражданской идентичности в единую цепь факторов, необходимых для достижения поставленных целей.
Новизна программы - постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса, что позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Принятие Программы и ее реализация позволят повысить уровень профилактики экстремизма в школе и принять дополнительные меры по совершенствованию деятельности в сфере противодействия экстремистским проявлениям, укрепить основы и систематизировать методы процесса формирования толерантного сознания и поведения школьников.
Цели программы:
Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических, межкультурных отношений через воспитание культуры толерантности учащихся и формирование общероссийской гражданской идентичности.
Для достижения указанной цели Программа предусматривает решение следующих задач:
воспитание толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде;
содействие национально-культурному взаимодействию в школе на основе изучения культурного наследия, краеведческого материала;
развитие у обучающихся духовно-нравственных и социальных ценностей;
развитие навыков позитивного общения, эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, родителей обучающихся;
совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений в школе и за её пределами; развитие навыков законопослушного поведения.
Данная программа ориентирована на учащихся 1-11 классов (7-17 лет). Этот возрастной период характеризуется стремлением подростков к признанию их способностей сверстниками и взрослыми, к самореализации профессиональной ориентации.
Программа является составной частью Программы развития воспитательной системы школы на 2015-2016 учебный год. Программа модифицирована, составлена по принципу типовой. За основу берется примерный план мероприятий. Она предусматривает групповые и индивидуальные занятия.
Сроки реализации программы:
Реализация Программы рассчитана на 2016 год.
Формы занятий: лекции, семинары, беседы, выставки, практические работы.
Формы работы: групповые, индивидуальные.
Методы и приемы:
словесные (лекции, беседы, семинары, родительские собрания, библиоуроки) ;
анализ, обобщение, систематизация материалов;
практические (организация разъяснительной работы по теме, проведения викторин, кинолекториев, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов, конкурсов рисунков);
наглядные (оформление стендов, буклетов, наглядной агитации, выпуск тематических газет);
экскурсии.
Способы проверки реализации программы заключаются в проведении общешкольных массовых мероприятий по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических, межкультурных отношений через воспитание культуры толерантности учащихся и формирование общероссийской гражданской идентичности, игр, конкурсов, викторин, в выпуске тематических газет, информационных сообщений.
Программа реализуется при наличии:
Реальными механизмами осуществления Программы являются комплексные меры, направленные на воспитание гражданской и социальной идентичности, патриотизма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии.
Механизм реализации Программы включает:
формирование перечня программных мероприятий на учебный год;
управление и контроль реализации Программы;
анализ эффективности выполнения программных мероприятий
Программа содержит следующие направления:
совершенствование нормативно-правовой базы по профилактике экстремизма;
организационное обеспечение;
информационно-методическое обеспечение профилактики экстремизма и формирование законопослушного поведения;
профилактико-просветительские мероприятия с педагогами, родителями, учащимися;
воспитание преданности своей Родине;
проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде экстремизма, гармонизации межэтнических, межкультурных отношений;
участие в конкурсах и соревнованиях, в работе детских кинолекториев;
выпуск специального приложения к газете «Школьный курьер»;
организация видеороликов по пропаганде экстремизма, гармонизации межэтнических, межкультурных отношений.
Ожидаемые результаты:
По итогам реализации мероприятий Программы ожидается достижение следующих результатов:
повышение социальной и гражданской активности обучающихся, их готовность принять практическое участие в развитии гражданского общества, местных инициатив;
рост заинтересованности всех субъектов учебно-воспитательного процесса в деятельности, направленной на развитие межэтнического взаимодействия и профилактику экстремизма;
рост гражданского и правового самосознания обучающихся;
сформированность умений и навыков законопослушного поведения;
рост информационной культуры обучающихся, способствующей позитивному восприятию социальных явлений в обществе.
Условия реализации программы:
создание единой творческой команды педагогов, родителей и учащихся;
создание материально–технической базы для работы;
выделение средств для досуговых мероприятий, создание видео, стенгазет и компьютерной газеты, баннеров.
Структура программы
Добровольное объединение школьников, которое создается с целью воспитания у них гражданственности, высокой общей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения их к организации пропаганды экстремизма, гармонизации межэтнических, межкультурных отношений.
План мероприятий
№ п/п Мероприятия Сроки Ответственные Классы
1. Городские мероприятия Координационного совета по вопросам межнациональных отношений, взаимодействию с национальными общественными объединениями и религиозными организациями на 2016 год Январь-
декабрь Координационный совет МБОУ СОШ№3
2. Городские мероприятия УО и МП Январь-
декабрь УО и МП МБОУ СОШ№3
3. День знаний 01.09.2016г Воспитательная служба 1-11 классы
4. Митинг «День солидарности в борьбе с терроризмом» АУК «ДК нефтяник» 03.09.2016г Воспитательная служба 10 классы
5. Встреча с представителями БУ «Радужнинская городская больница» сентябрь Социальный педагог 10 классы
6. Промоакции «Дом, который строим мы» сентябрь Социальный педагог 1-6 класс
7. Добровольное тестирование учащихся. октябрь Социальный педагог 9-11 классы
8. Мероприятие «Разноцветный букет России» АУК «ДК Нефтяник» ноябрь Социальный педагог 1-11 классы
9. Проведение инструктажей с учащимися «Действия при угрозе теракта» сентябрь Классные руководители 1-11 классы
10. Выпуск информационных листов по вопросам противодействия экстремизма. ноябрь - декабрь Педагог -организатор,
социальный педагог 8-11 классы
11. Добровольное тестирование среди учащихся. ноябрь, январь, февраль Социальный педагог 9-11 классы
12. Проведение профилактических бесед работниками правоохранительных органов по профилактике правонарушений, противодействию экстремизма. сентябрь-октябрь Социальный педагог 8-11 классы
13. Проведение акции «Телефон доверия» под девизом: «Информирование о телефоне доверия – шаг к безопасности ребенка!», «О деятельности школьного телефона доверия в школе». декабрь Социальный педагог, психолог 5-11классы
14. Конкурс рисунков и плакатов «Дети - за культуру мира, ПРОТИВ терроризма» декабрь Педагог-организатор 5-7 классы
15. Цикл занятий коммуникативного тренинга «Учимся договариваться» февраль Психолог 5 классы
16. Разъяснительная работа среди учащихся об ответственности, предусмотренной ст.205.5., 208, 359 УК РФ. март Социальный педагог 9-11 классы
17. «Поговорим о дружбе» (декларация принципов толерантности принята ЮНЕСКО в 1995 г.) февраль апрель Библиотекарь 5 классы
18. Дискуссия по вопросу «Терроризм-угроза обществу» февраль Библиотекарь 10 классы
19. На сайте школы размешать социальные ролики. январь-декабрь Социальный педагог 1-11 классы
20. Систематическое обновление информационного стенда для родителей и учащихся. январь-декабрь Социальный педагог 1-11 классы
21. Беседа «Учимся жить в многоликом мире» май Социальный педагог 5 классы
22. Беседа «Земля без войны» май Социальный педагог 6 классы
23. Беседа «Уроки Холокоста - путь к толерантности» май Социальный педагог 7 класс
24. Родительские собрания ноябрь, январь Социальный педагог 1-11 классы
Список литературы
Дополнительная образовательная программа «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма», Москва, 2015 г.
Методические рекомендации (по совершенствованию пропагандисткой работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах РФ). Москва, 2013г.
Методические материалы для использования в образовательном процессе. Москва, 2015г.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года №537.
Терроризм – ты под прицелом: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2011г.
Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в ХМАО – Югре на 2011-2015 годы».
Экстремизм – идеология и основа терроризма: пособие для учащихся. – М.: Просвещение. 2011 г.