«Методические рекомендации по раннему выявлению и профилактике экстремизма в ученической среде».


Пояснительная записка

Выбор тематики методических рекомендаций по профилактике и пресечению проявлений терроризма и экстремизма был связан с необходимостью введения нового направления работы в деятельность психологов и социальных педагогов. Методические рекомендации содержат теоретическую и практическую часть, раскрывают смысловые особенности данного направления работы, а также примерную модель организации работы по данному направлению.
Представленные приложения содержат инструментарий по мониторинговому исследованию. Результаты анкетирования дадут возможность выявления проблемных вопросов по данной тематике в МОУ, и определят направленность профилактической работы.
Методические рекомендации направлены на распространение опыта работы среди психологов, социальных педагогов, зам.директоров ответственных за данное направление работы в муниципальных образовательных учреждениях.


Содержание
Теоретическая часть ……………………………………………………………5
Основные особенности экстремизма в молодежной среде…………………...5
Основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде ……………………………………………………………………………………….8
Практическая часть……………………………………………………………………...9
Модель взаимодействия объекта и предмета деятельности по профилактике экстремизма в молодежной среде ……………………………….9
Возможная модель работы по пресечению и профилактики проявлений экстремизма и терроризма в МОУ …………………………………………………10
Приложение 1 Психолого – педагогическое анкетирование ………………..13
Приложение 2 Кто такой неформал (анкета)…………………………………17
Приложение 3 Анкета для родителей ……………………………………………18
Тема: «Методические рекомендации по раннему выявлению и профилактике экстремизма в ученической среде»
Теоретическая часть
Тезариус: Экстреми́зм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны.
Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.
Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженных деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических интересах. Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала.
В настоящее время активизировались неформальные молодежные «антифашистские» группы, объединяющие представителей различных молодежных субкультур, основанных на увлечении каким-либо музыкальным течением или альтернативными видами спорта, основная деятельность которых заключается в проведении силовых акций и пропагандистского воздействия в отношении скинхедов и организации массовых общественно-политических акций. В этой связи при разработке методических рекомендаций были учтены современные взгляды на явление экстремизма в обществе.
Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде.
· Во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.
· Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.
· В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.
· В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности.
· В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.
Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы:
1. Обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.).
2. Криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.).
3. Изменение ценностных ориентаций (значительную опасность представляют зарубежные и религиозные организации и секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые обществу ценности).
4. Проявление так называемого «исламского фактора» (пропаганда религиозного экстремизма).
5. Рост национализма и сепаратизма (активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей).
6. Наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).
7. Использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности).
8. Использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).
При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:
1. На государственном уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, не востребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.
2. Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены:
· выходцы из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);
· «золотая молодежь», склонная к безнаказанности и вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;
· дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;
· носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;
· члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.
При организации профилактической работы важно учитывать социально-экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь. Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы»— «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). Молодые люди, продолжая образование, покидают школу, семью, уезжают в другой город или регион, оказываясь в ситуации и свободы, и социальной незащищенности. В итоге молодой человек мобилен, готов к экспериментам, участию в акциях, митингах, погромах. При этом готовность к подобным действиям усиливается из-за его низкой материальной обеспеченности, в связи с чем участие в проплаченных кем-либо акциях протеста может рассматриваться как допустимая возможность дополнительного заработка. Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта, дающая им простой и конкретный ответ на вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?».
В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:
· оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодое поколение, ее улучшение, создание в ней пространств, для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;
· формирование механизмов оптимизации молодежного экстремистского поля, разработку методов его разрушения, организацию на его месте конструктивных социальных зон;
· создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;
· разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.
Взаимодействие объекта и предмета профилактической работы может быть описано следующей моделью: представленная матрица позволяет оптимизировать деятельность по профилактике экстремизма в молодежной среде, распределив «зоны ответственности» между различными уровнями власти. На основе взаимодействия объекта и предмета профилактики могут быть сформулированы цели и задачи этой деятельности:
· создание условий для снижения агрессии, напряженности, экстремистской активности в среде молодежи;
· создание условий для воспитания успешной, эффективной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;
· создание условий для повышения жизненных шансов подростков и молодежи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
· развитие конструктивной социальной активности подростков и молодежи;
· развитие позитивных молодежных субкультур, общественных объединений, движений, групп;
· создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Модель взаимодействия объекта и предмета деятельности по профилактике экстремизма в молодежной среде
Предмет профилактики
Объект профилактики
Молодежь в целом
Молодежные группы, находящиеся в зоне риска
Улучшение среды
Оптимизация молодежной среды в целом
Разработка и внедрение методов разрушения экстремистского пространства, создание на его месте конструктивных социальных зон для молодежи
Воздействие на личность
Развитие толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма
Разработка системы психокоррекционной работы, ориентированной на профилактику ненормативной агрессии и экстремистской активности
При организации системной работы по профилактике молодежного экстремизма возможно использование нескольких моделей, оптимизирующих данный вид деятельности. Предлагаемые модели основаны на нескольких базовых предположениях.
· Во-первых, необходимо учитывать тот факт, что непосредственная, прямая профилактика не дает практически никакого эффекта. В связи с чем необходимо выстраивать систему этой деятельности с опорой на косвенные, «мягкие» методы и формы работы, оптимизирующие и среду, и личность.
· Во-вторых, как уже отмечалось, главное внимание должно быть сосредоточено на особой социально-психологической ситуации в жизни любого человека, которая приходится на возрастной период от 14 до 22 лет.
· В-третьих, в основе организации системы профилактической работы, особенно с группами лиц, пребывающими в кризисном возрасте, должна лежать идея управляемой социализации, когда социально-психологические процессы, происходящие с подростком, профессионально сопровождаются соответствующими специалистами, при чем не всегда являющимися представителями официальных институтов.Возможная модель работы по пресечению и профилактики проявлений экстремизма и терроризма в МОУ.
Для осуществления работы по данному направлению необходима планомерная система деятельности в которую будут включены все участники УВП с направленностью раннего выявления и осуществления профилактики экстремизма в ученической среде. Потому, что именно дети и подростки в силу целого ряда различных факторов являются одними из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию различных экстремистских проявлений.
Для более эффективной работы социального педагога, классных руководителей и психолога школы рекомендовано создание папки, к материалам которой всегда можно обратиться и найти ответы на все интересующие вопросы по этой тематике: экстремизм, рекомендации по проведению работы по профилактике экстремизма в школьной среде, социально-правовые проблемы профилактики экстремизма в молодежной среде, национальная культура в школе, ксенофобия, национализм, толерантность и т.д. Папка систематически обновляется, пополняется новыми материалами. В начале учебного года составляется план работы школы по выявлению и профилактике экстремизма среди учащихся школы.
Работа педагога - психолога ведется по двум направлениям:
Выявление и работа с выявленными учениками.
Профилактическая работа.
1-ое направление. Выявление и работа с выявленными учениками.
Одним из важных условий проявления детского экстремизма является участие подростка в неформальном молодежном объединении радикальной направленности.
Существует определенная группа подростков и молодежи, которая не скрывает своей принадлежности к определенному неформальному молодежному объединению. Это обнаруживается по высказываниям, манере поведения, внешнему виду.
Сюда входит мониторинговое обследование учащихся школы, анкетирование (приложение 1.).
С учащимися 8-11-х классов можно провести опрос по теме «Неформалы» (приложение 2).
Часть подростков и молодежи, участвующих в неформальных молодежных объединениях, прежде всего радикальной направленности, тщательно скрывает свою принадлежность, действуя тайно. В этом случае, выявление принадлежности подростка к определенному неформальному молодежному объединению в условиях образовательного учреждения требует организованного и регулярного наблюдения за действиями подростка. Проведение регулярных бесед с учащимися (как групповых, так и индивидуальных), в ходе которых обсуждаются способы организации досуга, жизненные проблемы ребенка, его желания и стремления, позволяет увидеть сферу жизненных интересов подростка и сделать выводы об участии его в неформальном молодежном объединении.
2-ое направление. Совместная профилактическая работа психолога и педагогв с учащимися школы, родителями.
1) Работа с несовершеннолетними. В школе большое внимание уделяется просветительской работе по профилактике экстремистской деятельности:
- классные часы («Патриотизм без экстремизма») ; - тренинги с учащимися;
- Дни Правовых знаний;
- патриотические общешкольные мероприятия (День Победы и др.);
- библиотечные уроки («Национализму скажем «НЕТ»!, «Мы разные, но мы вместе»);
- беседы («Преступление против личности, общества и государства», «Экстремизм – угроза человеку и государству»); - круглые столы («Истоки молодежного экстремизма», «Опасность экстремизма»);
- Клуб свободного общения для учащихся «группы риска»;
- организация спортивных праздников.
Так же особое внимание уделяется организации досуга детей из неблагополучных семей, находящихся в «группе риска
Информационно-просветительская работа с родителями:
- родительские собрания;
- тренинги;
- родительский лекторий («Неформальные объединения в молодежной среде»).
3) Информационно-просветительская работа с педагогическим составом школы.
Приложение 1.
Тест 1. «Насколько вы толерантны?»
Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.
Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что точно такой же план уже предложили ваши друзья?
а) да;
б) нет.
Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочитаете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости?
а) да;
б) нет.
Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом виде?
а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует;
б) вам всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи, другое положение?
а) вам очень трудно было бы это сделать;
б) вы не обращаете внимания на такие вещи.
Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет вам неприятна, то вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.
Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своем месте, делают не свое дело?
а) да;
б) нет.
Вы приводите в компанию друга (подругу), который (ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;
б) вы лишь радуетесь за нее (него).
В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы?
а) уходите пораньше под благовидным предлогом;
б) вступаете в спор.
Подсчет очков.
Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.
Ключ к тесту.
0-4 очка:
Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим. Чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
6-12 очков:
Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», если можно победить и более достойно?
14-18 очков:
Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.
Тест 2. «Проявляешь ли ты толерантность?»
Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.
1. Для того чтобы не было войны…
а) нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
б) нужно понимать, почему они происходят.
2. В школе проходит акция «Милосердие»…
а) это тебя не интересует;
б) пытаешься, чем можешь, помочь ветеранам.
3. Ты противостоишь насилию…
а) насилием;
б) ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать нет.
4. Один товарищ тебя предал…
а) ты мстишь ему;
б) ты пытаешься объясниться с ним.
5. Видишь, когда сильный обижает слабого…
а) равнодушно проходишь мимо;
б) вмешиваешься.
6. Ты не согласен с кем-то…
а) ты не даешь ему говорить;
б) ты все-таки слушаешь его.
7. Учитель ждет ответа учащегося…
а) кричишь с места;
б) даешь возможность ответить другому.
8. У тебя в классе беженец или беженцы из других республик…
а) ты не общаешься с ним;
б) помогаешь ему влиться в коллектив.
Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько ответов под пунктом «б» получилось.
Ключ к тесту.
Если у тебя одни «б»:
Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 5 «б»:
Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность, и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с не толерантностью.
Если у тебя менее 3 «б»:
Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично, и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.
Анкета №3 «Отношение к толерантности и экстремизму»
1. В Вашем понимании, толерантность – это…
2. По Вашему мнению, экстремизм – это…
3. Как Вы считаете, терроризм – это…
4. Каково Ваше отношение к представителям других рас, национальностей?
Положительное Нейтральное
5. Согласны ли Вы с тем, что каждая нация должна жить на своей исторической территории?
Да Нет не знаю
6. В чем, на Ваш взгляд, основная причина конфликтов между представителями разных народов?
Национальные интересы Политические разногласия
7. Считаете ли Вы, что террористические акты являются эффективным средством разрешения противоречий?
Да Нет
8. Что, на Ваш взгляд, заставляет людей совершать террористические акты?
Борьба за власть Принуждение Заблуждение другое
9. Есть ли у Вас друзья-иностранцы?
Да Нет
10. Как Вы относитесь к браку между представителями разных национальностей?
Положительно Отрицательно
11. Как Вы считаете, каковы причины возникновения конфликтов с иностранными лицами?
Расовая неприязнь Зависть к иностранцам
Провокации экстремистских организаций
12. Если бы Вы стали свидетелем конфликтной ситуации между представителями разных народов то:
Попытались разобраться в возникшем конфликте
Сообщили бы правоохранительным органам о конфликте
13. Хотели бы Вы больше знать о разных странах, народах мира, об их культуре, традициях?
Да нет
14.Знакомы ли Вы с деятельностью молодежных организаций экстремистской направленности в нашей области?
Да Нет
15. Есть ли среди Ваших знакомых члены таких организаций?
Да Нет
16. Знаете ли Вы о существовании организаций антифашистской направленности в нашей области?
Да Не знаю
17. Есть ли среди Ваших знакомых члены антифашистских организаций?
Да Нет
18.Каково Ваше отношение к людям-инвалидам?
Обычное отрицательное
19. Могли бы Вы в чем-либо безвозмездно помочь пожилому человеку?
Да нет
20. Как Вы относитесь к беженцам?
Искренне сочувствую им и готов помочь
Затрудняюсь ответить
Обработка осуществляется по каждому вопросу в соответствии с ответом и процентным соотношением ответов по группе обследованных.
Приложение 2.
Анкетирование проводится по следующим вопросам:
Кто такой неформал?
Какие причины, на Ваш взгляд, вынуждают молодых людей объединяться в неформальные группы?
Что объединяет людей, состоящих в неформальных группах?
Какие молодежные неформальные течения Вам известны?
Как Вы относитесь к тем или иным неформальным объединениям?
Причисляете ли Вы себя к какому-либо молодежному течению?
Как, по-вашему, общество воспринимает неформалов?
Обработка проводится по анкете каждого ученика, учитывается качественный ответ по каждому вопросу.
Приложение 3
Анкетирование родителей
1.Знаете ли Вы что такое экстремизм?
Знаю- Затрудняюсь ответить-
2.В чём, по Вашему мнению, заключаются основные причины экстремизма?
В многонациональности населения-
В недостаточном просвещении граждан в сфере противодействия, профилактике экстремизма-
В целенаправленном «разжигании» представителями экстремистско-настроенных организаций националистической агрессии -
3.Какие способы профилактики наиболее приемлемы с Вашей точки зрения?
Радикальные, допускающие ужесточение уголовной ответственности за экстремизм.-
Способы, основанные на опыте цивилизованных зарубежных стран в профилактике экстремизма.-
4.Насколько актуальной, по Вашему мнению, является проблема экстримизма в Вашем городе? Да- Нет- Затрудняюсь ответить-
5. Приходилось ли Вам сталкиваться с проявлениями экстремизма в повседневной жизни?
Сталкивалась однажды- Нет- Затрудняюсь ответить-
6.Сталкивались ли Вы с дискриминацией по национальному, религиозному или иному признаку в отношении Вашей личности?
Да- Нет- Затрудняюсь ответить-
7.Приходилось ли Вам лично участвовать в конфликтах на национальной почве?
Да- Нет- Затрудняюсь ответить-
8.Испытываете ли Вы раздражение или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности?
Да- Нет- Затрудняюсь ответить-
9.Как Вы относитесь к действиям представителей экстремистских организаций?
Осуждаю- Одобряю- Затрудняюсь ответить-
10. Знаете ли Вы, куда следует обратиться в случае обнаружения фактов проявления экстремизма? Да- Нет- Затрудняюсь ответить-
11.Готовы ли Вы оказывать помощь сотрудникам правоохранительных органов по противодействию экстремизму? Да- Нет- Затрудняюсь ответить-
Обработка проводиться в соответствии правил обрабатывания анкет (количественный анализ и качественный анализ в виде выводов).