КЛАССНЫЙ ЧАС «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИКУ ШКОЛЬНИКА» (5-9 класс)


КЛАССНЫЙ ЧАС
«КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИКУ ШКОЛЬНИКА»
5-9 класс
Ткаченко О.Н. – учитель истории и обществознания
МКОУ СОШ № 251 г. Фокино Приморский край
Цель: пропагандировать здоровый образ жизни; расширять знания учащихся о вреде компьютерных игр.
Педагогические задачи: проинформировать школьников о вреде и пользе компьютерных игр; выделить направления профилактических мер при работе с компьютерными играми, воспитывать у учащихся уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенность в себе; способствовать формированию у учащихся отрицательного отношения к компьютерным играм.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся получат первоначальный опыт здоровьесберегающей деятельности, знания о негативном влиянии компьютерных игр на здоровье человека.
Личностные: учащиеся осознают необходимость ведения здорового образа жизни, проявляют познавательный интерес к учебному материалу.
Ход занятия
1.Вступительное слово.
Педагог: Проблема компьютерных игр и их влияния на психику человека рассматривается и обсуждается с появления компьютера. Ученые бьют тревогу.
Компьютерная зависимость — болезненное увлечение ролевыми компьютерными играми, в которых играющий принимает на себя роль виртуального персонажа и живет его жизнью, ощущая себя в реальности дискомфортно.
Основными причинами компьютерной зависимости могут быть: недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми; недостаток внимания со стороны родителей; неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении. Увлечение компьютерными играми может повлиять на дальнейшую судьбу: уменьшается круг общения и, как следствие, отсутствие жизненного опыта; ухудшается зрение, состояние здоровья; может нарушиться психика ребенка, его мировоззрение; ребенок рискует выпасть из социума и навсегда остаться без друзей, которые так важны во взрослой жизни; у детей развивается тяга к агрессии и даже кровопролитию. Итак, сегодня мы поговорим с вами о вреде компьютерных игр и мерах профилактики.
2.Основная часть.
Как вы думаете, в чем причины компьютерной зависимости?
Как компьютерные игры могут повлиять на здоровье школьника?
Что такое компьютерные игры?
Ученик 1. Компьютерная игра — это компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса. Игры создаются на основе фильмов и книг. С 2011 года компьютерные игры официально признаны в США отдельным видом искусства. Первые примитивные компьютерные игры были разработаны в 1950-х годах. Выделяют следующие виды компьютерных игр: приключенческая игра, боевики. Боевики подразделяются на: «шутеры», «файтинги», «ужасы» и т.д. Существуют ролевые игры, игры стратегии, головоломки, забавы и т.д.
Ученик 2. Не все игры могут хорошо влиять на подростка. Существует много обучающих и познавательных игр, где ребенок может развивать свой интеллект. Компьютерные игры развивают: быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов в комплексе, память, внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию. Компьютерные игры учат: классифицировать, анализировать и обобщать, находить нестандартные решения в сложной ситуации, добиваться своей цели, совершенствовать интеллектуальные навыки. Компьютерные игры выполняют важную психотерапевтическую роль, они помогают ученику изживать свои страхи, тревоги, агрессивные состояния, поднимают настроение и дают положительный эмоциональный заряд.
Ученик 3. Многие игры – если им посвящать ограниченное время – полезны для формирования разных умений. Так, ролевые игры (например, Baldur’s Gate) развивают социальные навыки, игры-стратегии (Heroes 3 или Warcraft) тренируют способности к анализу, а «стрелялки» (Quake или Counter-Strike) отрабатывают навык работы в команде, тактические решения и реакцию. Игры-симуляторы (гонки, полеты на самолетах, как «Ил-2» или NFS) расширяют кругозор и помогают разобраться в технике, логические игры развивают пространственное мышление.
Выделяют и минусы компьютерных игр: компьютерные игры влияют на здоровье; на психику; на зрение; на кисти рук; на тазовые органы; на пищеварение; на опорно – двигательные аппараты; на лишение индивидуальности.
Диспут (3-4 мин.).
А сейчас выскажите свое мнение, согласившись или не согласившись со мной:
- Я играю в компьютерные игры, потому что они познавательные.
- Мне интересно с друзьями, а не с компьютером.
- Я прихожу из школы и сразу же сажусь за компьютер.
-Я не могу жить без компьютерных игр.
- Я считаю, что компьютерные игры мешают мне учиться.
Педагог.
Какой вывод вы можете сделать? У большинства ребят – компьютерная зависимость!! Таким образом, компьютерные игры дают возможность перенестись в мир иллюзий и грёз. Рассмотрим влияние компьютерных игр подробнее.
Ученик 4. Психологи замечают, что чем больше проблем у нас в жизни, тем мы быстрее погружаемся в виртуальную реальность, особенно это касается мальчиков. Игра наполнена примитивными действиями, такими как нажатие кнопок. Дети отвыкают от книг и много смотрят мультфильмы, начинают мыслить технологически, а не творчески. Результаты многочисленных тестов, которые проводили психологи с детьми, играющими подолгу в жестокие компьютерные игры, таков: компьютерные игры блокируют процесс позитивного личностного развития, делает ребенка безнравственным, черствым, жестоким и эгоистичным.
Ученик 5. Психологи обнаружили еще одно заболевание - маниакально-депрессивную зависимость от виртуального мира глобальных сетей (например, Internet, Fidonet и другие). Воспаленные, покрасневшие глаза, высокая степень нервного и физического истощения, слезоточивость, зевота - вот лишь некоторые симптомы новой болезни. "Сетеголики", так их называют, испытывают страстное желание вновь и вновь погружаться в мир виртуальной реальности и подолгу не выходить из него. Согласно полученным данным, зависимостью обладает всякий, кто по несколько раз в день проверяет свой "ящик", кто в разговорах использует жуткий жаргон, напоминающий речь уголовников, кто в своих виртуальных странствиях забывает о времени, кто ест перед монитором, а не за столом и на обращение к нему отвечает лишь кивком головы или пожатием плеч. Педагог. Таким образом, компьютерные игры блокируют процесс позитивного личностного развития, делает ребенка безнравственным, черствым, жестоким и эгоистичным. У вас формируется психологическая зависимость от игры, она отчуждает от общения с взрослыми в семье, со сверстниками. Вы живете в иллюзорном мире и чувство самосохранения у вас притупляется или отсутствует после постоянного контакта со смертью на экране.
Но это еще не все. Перед вами методика МюнстербергаМетодика направлена на определение избирательности внимания. Инструкция: среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова.
Пример: рюклбюсрадостьуфркнпВремя работы: 2 мин.
Тестовый материал
Фамилия испытуемого ___________________________________
бсолнцевтргщоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщшгцкппрокуроргурсеабетеориямтоджебьамхоккейтроиаафцуйгахттелевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжипдргщхщнздвосприятиейцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфырплослдспектакльячсинтьбюнбюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэшщгиернкуыфйшрепортажэкдорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджинэрплаваниедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлньячвтлджэхьгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснованиезхжьбшдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтмИнтерпретация (33 слова)
Если вы обнаружили не более 15 слов, то вам следует уделять больше времени развитию своего внимания. Читайте, записывайте интересные мысли в вашу записную книжку, время от времени перечитывайте свои записи.
Если вы обнаружили не более 20 слов, ваше внимание ближе к норме, но иногда оно вас подводит. Вернитесь к тесту, повторите его еще раз. сверьте свои результаты с ключом к тесту.
Если вам удалось обнаружить 24–25 слов, ваше внимание в полном порядке. Хороший уровень развития внимания помогает вам быстро учиться, продуктивно работать, запоминать информацию и воспроизводить ее в нужный момент.
Данные результаты говорят, что увлекаясь компьютерными играми, втягиваясь в виртуальный мир в напряжении, ребенок подрывает психику, становится нервным, импульсивным, раздражительным. У него появляется стрессовое состояние. Иногда увлечения компьютерными играми может перейти в психологическую зависимость. Особенно опасны они для школьников и молодых людей с неокрепшей еще психикой. Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги. Следовательно, необходимы профилактические меры для профилактики зависимости у школьника от компьютерных игр.
Как вы думаете, какие меры нужно предпринимать для профилактики? (отвечают школьники)
Ученик 6. Выделяют следующие аспекты профилактики компьютерной зависимости:
1.познакомить ребенка с временными ограничениями, нормами;
2.контролировать разнообразную занятость ребенка (кружки, секции);
3.приобщать к домашним обязанностям;
4.культивировать семейное чтение;
5.ежедневно общаться, говорить об отрицательных явлениях жизни, вырабатывать устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несет в себе энергию разрушения и деградации личности;
6.контролировать круг общения
7.учить правилам общения, способам снятия эмоционального напряжения, выходам их стрессовых состояний.
8.осуществлять цензуру компьютерных игр и программ;
9.контролировать выход в интернет, установить запрет на некоторые программы;
10.привлекать в настольные и другие игры;
Педагог.
Запомните следующие правила
Если вы подозреваете, что у вас компьютерную зависимость и игромания:
настройтесь на спокойное преодоление болезненного состояния;
читайте, гуляйте, сходите в гости;
3. выйдите на диалог с родителями, друзьями;
4. установите норму нахождения за компьютером (не более 15-30 минут);
5. если данные правила не помогают, необходимо обратиться к специалисту.
Молодцы. Сейчас я вам раздам небольшую анкету, ответьте на вопросы данной анкеты:
анкета
1 Чем ты обычно занимаешься в свободное время?
а) общаюсь в сети; б) читаю книги; в) посещаю кружки, секции; г) играю в компьютерные игры; д)общаюсь по телефону е)провожу время с друзьями; ж) смотрю телевизор.
2.сколько часов в день ты сидишь за компьютерными играми?
а) от 1 – до 2 часов; б) от 2 – до 4 часов; в) от 4 – до 10 часов
3.с лёгкостью ли вы можете оторваться от компьютерной игры?
а) да; б) нет; в) не знаю
4.придя, домой вы сразу садитесь за компьютерные игры?
а) да; б) нет; в) не знаю
5. конфликтовали вы c родителями, угрожали, шантажировали в ответ на запрет сидеть за компьютерными играми?
а) нет; б) да в)
6.устают ли глаза при работе с компьютером?
а) да; б) нет; в) не придаю значения
7.в какие компьютерные игры вы предпочитаете играть:
а) развлекательные б) стратегии; в) логические г) шутеры д) не играю
8. как ты считаешь: с приобретением компьютерных игр твой интеллект? а) повысился; б) остался на том же уровне; в) не замечаю.
Результаты анкеты, вы узнаете на следующем классном часе.
Итог.
Итак, давайте подведем итог нашего классного часа.
Скажите, компьютерные игры влияют на здоровье школьников? Докажите свою точку зрения.
Рефлексия
а теперь давайте оценим себя!
Анализ классного часа учащимися
Примерные вопросы: Чем вы занимались на классном часе? Какие трудности вы испытали? Что нового узнали? Какие формы работы на уроке вам нравятся больше всего?
-Давайте составим синквейн к слову «Компьютерные игры»
Пример: 1.Компьютерные игры
2.интересные, вредные
3. играть, затягивать, скачивать\4.Наносит вред человеку
5. умное изобретение
Молодцы!!
Классный час наш закончился!!
Очень приятно было работать с вами. Всем огромное спасибо.