Роль детского сада и семьи в формировании здорового образа жизни ребенка
РОЛЬ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Шайдуллина Р.Ф.
Ягафарова Г.И.
МБДОУ №1 г.Нижнекамск
На сегодняшний день задача сохранения и укрепления здоровья детей самая актуальная и приоритетная в дошкольном образовании.
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. В настоящее время отмечается ухудшение состояния здоровья и физического воспитания детей дошкольного возраста. Одна из причин неблагополучного физического состояния дошкольников кроется в недооценке родителями значимости физической культуре для ребенка.
Главной задачей в ДОУ - является взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей по воспитанию здорового ребёнка и приобщению его к ЗОЖ.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему совместно с родителями. Взаимодействие родителей, хорошо знающих особенности своих детей, педагогов и медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики, психологии и медицины позволит эффективно решать проблемы оздоровления дошкольников.
Вопрос о Физическом воспитании дошкольников стоит очень остро и чрезвычайно заботит многих родителей.
К физическому воспитанию ребёнка, в первую очередь, относится сохранение и укрепление здоровья малыша. Ваш ребёнок ещё очень мал и не может без помощи взрослого беречь и укреплять своё здоровье. Поэтому именно взрослый, а именно, вы родители должны создать для своего ребёнка необходимую благоприятную среду, которая обеспечит ему полноценное физическое развитие (безопасность жизнедеятельности, правильное питание, режим дня, организация двигательной активности и т.д.).
Аспекты понятия о здоровом образе жизни:
1.Соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается. Необходимо объяснить детям, что нужно рано ложиться и рано вставать.
2.Культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать.
Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Вместе с детьми посчитайте, сколько раз в день им приходится мыть руки;
3. Культура питания..Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны
Целенаправленное, физическое воспитание оказывает положительное влияние на умственное развитие малышей: обогащаются знания об окружающих предметах и явлениях, совершенствуется ориентировка в пространстве и времени; складываются положительные черты характера. Правильно организованный режим, выполнение необходимых правил гигиены, достаточная двигательная активность - все это благоприятно влияет на самочувствие ребенка.
С этой целью растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении эмоционально -положительного состояния, радостного настроения.
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
В течение года нашем детском саду мы организуем работы с родителями -это консультации, клубы, наглядные информации, совместные досуги, день открытых дверей, домашние задания, выставки поделок ,соревнования, веселые старты «Папа,мама и я».
Главной задачей этих мероприятий - доставить радость общения и единения детям и родителям; повышать интерес детей к физической культуре, расширять представления родителей о формах физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ; побуждать родителей к активному участию в праздниках и развлечениях.
Многолетний опыт подобной работы показывает, что результат занятий физической культурой и спортом бывает высоким тогда, когда возникает взаимодействие между семьёй и детским садом.
Совместная деятельность воспитателей и родителей позволяет:
- повысить эффективность работы по оздоровлению детей;
- получить необходимые знания о физическом развитии ребёнка;
- сформировать потребность в здоровом образе жизни в семье;
- снизить «дефицит» положительных эмоций, создать атмосферу
праздника при совместной спортивной деятельности;
- увидеть, узнать работу детского сада по физическому развитию;
- обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания
детей в семье и в детском саду.
Таким образом, разнообразие форм сотрудничества с семьей по проблеме здорового образа жизни позволяет привить детям чувство ответственности за своё здоровье, желание поддерживать спортивную форму и стремиться к достижению новых знаний и умений. Активизирую роль родителей через организацию совместной деятельности детей и взрослых, можно достичь наилучших результатов в физическом развитии и оздоровлении дошкольников. Мы убеждены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.
Совместные занятия ребенка вместе с родителями спортом - один из основных аспектов воспитания.