Технологическая карта урока Умножение на круглые десятки, сотни, тысячи 4 класс, УМК Перспектива 
Технологическая карта урока математики.
Учитель Шерстова Татьяна Александровна
Образовательное учреждение МБОУ СОШ №15 г. Мичуринск
Предмет математика
Класс 4 класс
Автор УМК УМК « Перспектива»
Тема урока Умножение на круглые десятки, сотни, тысячи. 
Цель и задачи Знакомство с письменным приёмом умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
 Личностные: – воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, умение оценивать свой труд, воспитывать активную личность.
Предметные: – познакомить детей с письменным приёмом умножения на числа, оканчивающиеся нулями; углублять знания детей в выбранной предметной области; формировать информационную культуру учащихся; развивать правильную математическую речь, творческие способности, логическое мышление учащихся; развивать познавательные процессы.
Метапредметные:
Познавательные: –   учить использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач; учить осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; учить осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
Регулятивные: – учить проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; учить самостоятельному учёту выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале; обучать навыкам самоконтроля, самооценке; научить учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
Коммуникативные: – формировать умение учитывать разные мнения и интересы; учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; учить строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.
Тип урока
Урок формирования первоначальных предметных умений
Ход урока
№ Этапы
урока Цели Приемы,
методы Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты (УУД)
I Cамоопределе-ние (мотивация)
 к деятельности              
( Орг. момент) Включение
уч-ся в деятельность
на личностно-
значимом уровне Учитель создает эмоциональный настрой на урок, высказывает добрые пожелания.  -Здравствуйте, дорогие ребята.
Я рада видеть ваши  добрые лица. Думаю, сегодня мы с вами хорошо поработаем.
 - Пусть девизом нашего урока станут слова: 
Слайд 1
В мире много интересного, Нам порою неизвестного.Миру знаний нет предела,Так скорей, друзья, за дело!   
-Чтобы с вами была связь,  будем  использовать сигнал КОПИ КЛЭП, синхронно будем хлопать в ладоши.    
-А теперь откройте тетради и запишите число и классная работа.
Подготовка учащихся к уроку.
Хлопки в ладоши Личностные:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе
II Актуализация знаний.
Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого уч-ся. - Над какой большой темой по математике вы сейчас работаете? 
- Что уже знаете и умеете по данной теме? 
-Какие арифметические действия вы умеете выполнять с многозначными числами?
- Итак,    мы уже много знаем о многозначных числах и сейчас чем
 займёмся?
- Молодцы! Первая наша остановка «Повторялкино» 
 Слайд 2
- Будем повторять все подряд?  ,  
    Обратите внимание на  слайд 3: даны цифры 1, 0, 0, 6. Подумайте, какие числа можно записать с помощью этих цифр? Подумали?  А теперь в свои тетради и запишите  любые многозначные  числа с помощью этих цифр. Записываем  числа строчкой, через запятую. Записывать будем молча. Даю вам время 1 минуту.
-А теперь  с партнёром по плечу обсудите и запишите те числа, которых у вас в записи нет. Одной минуты хватит? 
 У кого получилось больше десяти чисел? 
-На какие группы можно разбить эти числа? Подумайте и запишите каждую группу на отдельную строку. Даю вам 2 минуты.
-Обсудите в группе и попробуйте объяснить свою классификацию.
(если не будет отдельной группы круглых чисел, самой вывод)
  - Ребята, посмотрите на числа, почему я их подчеркнула?
-Какие это числа?
-Почему мы их называем круглыми? 
-На партах у каждой группы лежит карточка с числом.
 Попробуйте их разложить на множители, используя сочетательное свойство умножения
 160= (16х1)х10
6100=(61Х1)х100
1600=(16х1)х100
Сочетательный закон умножение Слайд 4
(а • б) • с  = а • (б • с)
Множители можно объединять в группы любым способом
- Что вы сейчас повторили? если не ответят подвести к итогу. Мы работаем с многозначными числам
-Умеем читать, записывать, сравнивать, раскладывать на сумму разрядных слагаемых, умеем устно и письменно складывать и вычитать многозначные числа; умножать на 10 и 100…
Повторением.
-   Нет, только то, что пригодится при открытии нового знания.
Составляют многозначные числа.
Обсуждение в паре, запись тех чисел, которые ещё не записаны
Ученик (по желанию или по просьбе учителя:  стол №1 участник №3) зачитывает все числа, а учитель записывает их  на доске. 
(10,  100, 1006, 160,  1600,  61,  610, 6100, 601, 6001 ,106,1060, 16,6010,6001)
Варианты ответов:
10,16;
100,106,160,161,601.610,;
1006,1600,6100,1060,6010,6001;
10,100,160,610,1600…;
1006,1600,6100,1060.
-Потому что оканчиваются нулями.
Работа с карточками. 
-Способы умножения  многозначного  числа на круглые числа, используя сочетательное свойство  
Регулятивные:
 постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
III Постановка учебной задачи Обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. Метод постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог. - А мы с вами отправляемся на следующую станцию, которая называется «Пыхтелкино».
Слайд 5
- Как вы думаете, почему она так называется? 
- А, значит, какое задание я предложу вам сейчас?  
На доске карточка с пробным заданием   601  40   601х400   601х4000    Слайд 6
- Что нового в этом задании?   
        
 -Попробуем решить эти примеры. Как быстрее можно их решить?
- Какой ответ вам кажется разумнее?
- Кто сможет объяснить запись и решение у доски?
 Решить в тетрадях   примеры. 
-Примеры на карточке по одному для каждой группы. Из каждой группы партнёр №1 решает у доски.
-Если потребуется помощь друга, посовещайтесь в паре.
- Возникли ли трудности при решении? Давайте сверим.
- Почему возникли трудности? А с чем это связано?
- Определите тему урока. Какова же цель  нашего урока?
Будем думать
Задание, которое поможет нам понять, чего мы ещё не знаем. 
-Второй множитель круглое число
  Варианты ответов:
- посчитать на калькуляторе – быстро, точно. Но наша задача научиться самим;
- записать в строчку, представить в виде разрядных слагаемых – долго;
- записать выражение столбиком – быстрее.
Регулятивные:
целеполагание
Познавательные:
самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.
Коммуникатив-ные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
IY Коррекция и тренинг изученных понятий. Решение устной задачи и обсуждение её решения. Подводящий к открытию знания диалог. - Мы отправляемся на следующую станцию. «Строилкино» слайд 7
-Значит, что будем делать на этой станции?
 - Нам нужно построить способ умножения  многозначных чисел на числа, оканчивающие нулями. и научиться применять построенный способ.
- Я предлагаю вам выйти из затруднения по следующему плану: слайд 8
1.  Написать алгоритм умножения многозначных чисел.
2. Сформулировать вывод, записав его в общем виде.(модель или схема)
3. Сравнить свой вывод с готовым алгоритмом. 
- Поработать по первым двум пунктам я предлагаю в группах.
-Можно будет работать по учебнику.
- Вспомните правила работы в группах (правила лежат у каждой группы).
Группы работают на  ватмане А5 с маркерами.
Работа учащихся в группах  2-3 минуты.
Все варианты вывешиваются на доску. Если будут разные варианты, то предложить каждой группе обосновать свои результаты, если у всех групп результаты одинаковые, то предложить представителю одной из групп рассказать, как они получили результат, остальные группы работают на дополнение, уточнение.
Защита проекта.
- Какой первый шаг вы выполняли? 
Эталон фиксируется на  слайде .- Каков второй шаг? (Сформулировали вывод и записали в общем виде.)   слайд 8
- Удобно ли будет найти значение выражения этого выражения строчкой?    
- Какой записью можно воспользоваться, чтобы решить это выражение гораздо быстрее? 
- О чем должны помнить при записи чисел столбиком? 
- Вы справились с затруднением? 
- Давайте ещё раз проговорим наш алгоритм.
-Строить
Работают группой по созданию алгоритма и модели умножения чисел, оканчивающихся нулями.
Бумага А5,маркеры
Модели- схемы  вывешиваются.
Дополняли алгоритм умножения многозначных чисел.)1.Записываем числа, не глядя на нули.
2.Припишем столько нулей, сколько во втором множителе.
0 ∙ 0 = 00
           .     00   .
      00
-Нет, слишком громоздкая запись. 
-Столбиком в столбик?
 (Нули  записываются в стороне)
 
-Да.
-Умножаем, не глядя на нули, затем приписываем столько нолей, сколько во втором множителе. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; 
- составление плана и последовательности действий
Y Повторение материала для последующего включения его в изучение нового. Проговаривание нового знания; решение типовых заданий на новый способ действия. -И наша следующая станция «Тренировалкино»
-Что мы будем на ней делать?
 
-Значит, чем мы с вами займёмся? Для каждой группы даны карточки. Возьмите по одной карточке. Вам даны 3 примера по каждому виду умножения. Нам нужно будет их решить.  Даю вам 2 минуты.
- Итак, используя структуру РЕЛЛИ РОБИН с партнёром по лицу проговорите алгоритм умножения на круглые числа и сравните ответы. Начинает партнёр у кого волосы светлее.
физминуткаРешают типовые задания  с проговариванием алгоритма вслух
Тренироваться
Решают.
Проговаривают алгоритм , используя структуру РЕЛЛИ РОБИН
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.
 Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
YI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Каждый для себя должен сделать вывод  о том, что он уже умеет; создание мотивации на успех для каждого ребёнка. - А сейчас я хочу предложить вам выполнить самостоятельную работу. Как вы думаете,  с какой целью? (чтобы понял каждый – знает он это или нет)
- Проверить свои знания вы сможете, решив выражения . На работу отводится 3 мин.
Учащиеся работают самостоятельно по карточкам. Проверка проводится по эталону для самопроверки пошагово.  
- Какое правило использовали?
- Кто допустил ошибки в первом примере?
- В каком месте?
- В чём причина, допущенной ошибки? У нас ещё будет время на других уроках потренироваться, чтобы ошибок не было.
Аналогично разбираются второй пример.
- Кто сделал все правильно? Молодцы!
Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку. 
Самостоятельное решение примеров с многозначными числами  по эталону. Регулятивные:
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;  ;
YII Включение нового знания в систему знаний и повторение Решение задач на повторение и закрепление изученного материала. -Наша cледующая станция Пригодилкино»
- Решите задачу:
Для проведения зимней олимпиады был выделен участок размером  1723 м и  500 м. Найдите площадь этого участка.    
- Работаете в группах.
Работа в группах.
Практическая задача. Регулятивные:
выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные:
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаковYIII Рефлексия деятельности
(итог урока).
Осознание уч-ся своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и всего класса; дифференцированное домашнее задание.  - Какая тема урока была у вас сегодня?
- Какую цель вы перед собой ставили?
- Какое правило вы вывели?  
-В начале урока мы с вами проговорили наш девиз урока: «В мире знаний нет предела…»
- Где пригодится, полученное знание? 
 -А сейчас, ребята, встаньте и подойдите к тому плакату, которую вы считаете наиболее подходящим для вас.
Я всё понял(а) на уроке!
Мне нужно немножко поработать!
Мне это пригодится ….
Теперь я могу…
- Молодцы, спасибо за работу!
-Умножение чисел, оканчивающихся нулями. 
-Построить способ умножения многозначных круглых чисел и научиться применять новый способ 
-  При умножении круглых многозначных чисел, надо сначала умножить числа, не глядя на нули, а затем приписать столько нулей, сколько во втором множителе.).- При решении задач, уравнений, примеров.
Я всё понял(а) на уроке!
Мне нужно немножко поработать!
Мне это пригодится ….
Теперь я могу… Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
 Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность
Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов.
Домашнее задание