Рабочая программа по байкаловедению 6 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 71 г. Иркутска
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МОУ СОШ № 71 г. Иркутска
________________ И.И. Артамонова
«________»________________2014 г. СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР МОУ СОШ №71 г. Иркутска
_________________________(Ф.И.О.)
«________»________________2014 г. РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей ______________________________
Председатель МО
_____________________ (Ф.И.О.)
«________»________________2014 г.
Рабочая программа по байкаловедению для 6(7) класса на 2014/2015 учебный год
Учитель Кабенко Марина Юрьевна, высшая квалификационная категория
Количество часов: 34 часов
Учебно-методический комплекс:
Учебник Байкаловедение Е.Н.Кузеванова. Иркутск ,2011г.
Методическое пособие Байкаловедение Е.Н.Кузеванова. Иркутск ,2011г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе авторской программы Кузевановой Е.Н., Мотовилова Н.В. Байкаловедение. Программа спецкурса для учащихся 5(6), 6(7) классов общеобразовательных учреждений. – Иркутск. -2011г.
Структура документа
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.
Цель курса:
Подготовка детей природоохранному и ресурсосберегающему поведению, содействие осознанию уникальности озера Байкал.
Задачи курса:
формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве воды
формирование знаний и умений по оценке состояния озера и прибрежных территорий
формирование понятий и представлений о методах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на природу
воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у детей
Содержание программы учебного курса
6 КЛАСС
(34 часов)
№
раздТематическое планирование часы Деятельность учащихся
Жизнь на байкальских берегах 9 Изучение природных зон Прибайкалья и основных природных комплексов растительности, животного мира, особо охраняемых территорий.
Жизнь озера Байкал 16 Изучение условий обеспечивающих уникальность биологической жизни на Байкале.
Характеристика видов растительности и видов животных.
Изучение пищевых связей и круговорота органических веществ
Человек на Байкале 9 Изучение древнейших, древних и современных людей на берегу Байкала.
Изучение видов загрязнения озера и государственной системы охраны
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 6 класса
Учащиеся должны знать:
методы изучения Байкала (перечислить и кратко характеризовать);
как люди открывали и исследовали Байкал (приводить примеры, называть имена 3-5 путешественников-открывателей и исследователей Байкала, кратко характеризовать их заслуги)
изменения на побережье Байкала и в самом Байкале, вызванные деятельностью человека (на уровне общих представлений)
важнейшие природоохранные проблемы на Байкале (перечислить и кратко характеризовать)
Учающиеся должны уметь:
выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях;
пользоваться простейшими измерительными приборами и лабораторным оборудованием (лупой, учебным микроскопом и др.);
показывать на карте Прибайкалья основные природные зоны;
составлять небольшие рефераты на основе собственных наблюдений за природными процессами и явлениями, практической работы, материалов учебника и дополнительной литературы, порекомендованной педагогом и подобранной самостоятельно;
оценивать по определенным критериям состояние качества прибрежных вод;
оценивать по определенным критериям степень воздействия человека на озеро Байкал и его побережье.
Календарно-тематическое планирование 6 класс
Дата (месяц) № урока Раздел, тема Кол-во часов Мате-риал учеб-никаФорма учеб-ного занятия Требования к уровню подготовки учащихся
Базовые знания Развитие познавательных умений Формирование ценностно-мировоззренческих ориентаций
Жизнь на байкальских берегах – 9 часов
Природные зоны Прибайкалья. 1 10-15 Урок с элементами лекции, практическая работа С картой.
Практикум
п/р «Природные зоны Прибайкалья.» Природные зоны Прибайкалья. Причины существования зон, расположение природных зон в районе Прибайкалья. Знакомятся природными зонами Байкала, расположением каждой из них, причинами неравномерного распределения природных зон.
Отмечают на карте основные природные зоны Прибайкалья Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Степь. 1 40-45 Урок изучения нового материала.
Практикум
п/р «Степь» Приспособленность к среде обитания растительности и животного мира. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Знакомятся особенностями климата, животного и растительного мира степей. Отмечают по сообщениям учащихся на контурной карте места обитания редких и исчезающих растений и животных Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Горная Тайга 1 27-39 Практикум
п/р «Горная тайга» Приспособленность к среде обитания растительности и животного мира. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Знакомятся с особенностями климата, животного и растительного мира, горной тайги. Отмечают по сообщениям учащихся на контурной карте места обитания редких и исчезающих растений и животных Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Альпийские луга. 1 17-26 Практикум
п/р «Альпийские луга» Приспособленность к среде обитания растительности и животного мира. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Знакомятся с особенностями климата, животного и растительного мира альпийских лугов.
Отмечают по сообщениям учащихся на контурной карте места обитания редких и исчезающих растений и животных» Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Горная тундра. 1 20-21 Практикум
п/р «Горная тундра» Приспособленность к среде обитания растительности и животного мира. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Знакомятся с особенностями климата, животного и растительного мира.
Отмечают по сообщениям учащихся на контурной карте места обитания редких и исчезающих растений и животных Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Птицы Байкала. 1 62 Практикум
п/р «Птицы Байкала» Птицы, обитающие на берегах Байкала Учатся узнавать птиц по рисункам, голосам.
Выступают с рефератами о птицах Байкала Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Особо охраняемые территории. 1 47-50 Урок-путешествие. Работа в группах. Национальные парки, заповедники, заказники. Знакомятся с особо охраняемыми территориями.
Составляют таблицы с информацией об охраняемых территориях Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Памятники Природы на побережье Байкала. 1 76-82 Урок изучения нового материала Памятники природы на побережье Байкала. Познакомить учащихся с памятниками природы на Байкале.
Составляют таблицы с информацией об охраняемых территориях Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Урок обобщения. 1 84 Урок-путешествие. Конкурс между командами. Природные зоны Прибайкалья и их характеристика. Систематизируют знания по теме. Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Жизнь озера Байкал – 19 часов
Уникальность Байкальского водоёма. 1 86 Урок изучения нового материала. Температура, содержание кислорода, химический состав, течения, характеризующие уникальность Байкала. Разнообразие условий обитания в Байкале. Знакомятся с уникальностью Байкальского водоёма, как средой формирования эндемичных видов. Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Фитопланктон. 1 97-100 Урок изучения нового материала
Практикум
п/р «Фитоплан-ктон» Сообщество поверхностного слоя Байкала.
Доминирующие виды фитопланктона и его роль. Знакомятся с фитопланктоном Байкала, его компонентами и ролью. Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Микробные сообщества. Роль в Байкале. 1 101-103 Урок изучения нового материала с элементами лекции Бактериопланктон. Донные микробные сообщества. Их роль в деятельности байкальских организмов. Знакомятся с разными группами микробных сообществ и их ролью в Байкале.
Работают с картами Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Донная растительность 1 92-93 Урок изучения нового материала
Практикум
п/р «Донные водоросли Байкала.» Сообщество донных растений, особенности во времена года, эндемичные виды донной растительности, гигантизм некоторых видов. Знакомятся с донными растениями.
Работают с определителем водорослей Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Зоопланктон. 1 122-126 Урок изучения нового материала
Практикум
п/р «Зоопланктон» Простейшие одноклеточные организмы. Знакомятся с зоопланктоном Байкала, его ролью в жизни озера.
Работают с микроскопом, рассматривают обитателей байкальской воды Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Гаммариды. 1 107 Урок изучения нового материала
Практикум
п/р «Гаммариды.» Представители, особенности строения, биологии развития и поведения. Знакомятся с представителями гаммарид.
Работают с раздаточным объектами, рисунками Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Губки. 1 107-110 Урок изучения нового материала
Практикум
п/р «Байкальские губки.» Особенности строения, среды обитания, представители, пищевые связи. Роль в экосистеме Байкала. Познакомить учащихся с особенностями строения губок, их жизнедеятельностью, представителями губок.
Работают с раздаточным объектами, рисунками Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Планарии. 1 118-121 Урок изучения нового материала
Практикум
п/р «Планарии» Байкальские черви. Плоские черви на примере планарии. Особенности жизнедеятельности, строения, роль в экосистеме Байкала. Знакомятся с особенностями строения и жизне-деятельности планарии – санитаров Байкала.
Работают с раздаточным объектами, рисунками Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Олигохеты. 1 119-120 Урок изучения нового материала
Практикум
п/р «Олигохеты.» Малощетинковые черви, особенности их строения, жизнедеятельности. Эндемичные представите ли олигохет. Знакомятся с представителями олигохет Байкала на примере эндемичных видов.
Работают с раздаточным объектами, рисунками Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Моллюски. 1 111-115 Урок изучения нового материала
Практикум
п/р «Моллюски.» Моллюски Байкала, их строение, жизнедеятельность, биологическая роль в экосистеме Байкала. Знакомятся с моллюсками, обитающими в Байкале, их ролью.
Работают с раздаточным объектами, рисунками Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Рыбы Байкала 1 131-142 Урок изучения нового материала
Практикум
п/р «Рыбы Байкала» Общая характеристика обитающих в Байкале рыб. Промысловые рыбы. Эндемики. Соровые рыбы. Знакомятся с рыбами, обитающими в озере.
Составляют классификационной схемы рыб, обитающих в Байкале Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Байкальские бычки. 1 131-142 Урок изучения нового материала
Практикум
п/р «Байкальские Бычки» Особенности строения видов в связи со средой обитания (донные, пелагические). Голомянка. Особенности биологии, участие в пищевых взаимоотношениях. Знакомятся с байкальскими бычками и их уникальным представителем-голомянкой.
Работают с определителем байкальских бычков Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Омуль. 1 132-134 Урок изучения нового материала
Практикум
п/р «Байкальский омуль.» Омуль, популяции омуля, особенности биологии и миграций, Омуль как основная промысловая рыба. Знакомятся с особенностями биологии, миграций омуля, его значимости для местного населения как промысловой рыбы.
Работают с картой.
Заполняют таблицы Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Нерпа. 1 142-145 Урок изучения нового материала
Практикум
п/р «Нерпа» Морфологические характеристики. Гипотезы о происхождении.
Особенности биологии. Миграционные пути. Роль в пищевых связях. Знакомятся с единственным млекопитающим Байкала - нерпой. Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Пищевые связи. 1 152-154 Урок-конкурс Взаимосвязь живых организмов, обитающих в Байкале в круговороте органического вещества. Составляют пищевые цепи, приводят примеры организмов - эндемиков Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Обобщение по теме 1 155 Урок-путешествие. Конкурс между командами. Природные зоны Прибайкалья и их характеристика. Систематизируют знания по теме. Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Человек на Байкале – 9 часов
Древнейшие люда на берегу Байкала. 1 158 Урок изучения нового материала Стоянки древнейших людей, заселение людьми байкальского побережья. Знакомятся с историей заселения побережья Байкала человеком. Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Древние люди. 1 162 Урок изучения нового материала Представители, формировавшие бурятскую национальность. Занятия рыболовством, охотой, с/х. Продолжают знакомится с историей заселения побережья озера человеком Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Современные народности. 1 162 Урок изучения нового материала Легенды, сказания, народы, населяющие район Байкала, занятия рыболовством, охотой, с/х. Знакомятся с культурой народов, населяющих побережье озера Байкал Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Хозяйственное использование озера. 1 194 Комбинированный урок
Практикум
п/р «Влияние туризма на Байкале» Рыболовство, охота, с/х, туризм, санаторно-курортное лечение. Изучают использование озера в хозяйственных целях Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Загрязнение озера Байкал. 1 171-178 Урок изучения нового материала
Практикум
п/р «Экологические проблемы Байкала» Загрязнение воды, воздуха, почв. Источники загрязнения. Последствия загрязнения для экосистемы Байкала и для
человека. Учатся выступать с материалами по экологическим проблемам.
Высказывают свою точку зрения. Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Биологическое загрязнение. 1 191-193 Комбинированный урок Микробное загрязнение.
Элодея канадская, пелядь, амурский сом Описывают биологические загрязнения, их влияние на Байкал.
Описывают условия биологического загрязнения Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Закон об охране озера. 1 200-201 Комбинированный урок История его создания. Виды деятельности, запрещённые и ограниченные на байкальской территории. Рассматривают закон об охране озера Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Государственная система охраны озера. 1 199-207 Урок изучения нового материала в форме решения экологических задач Ознакомление с функциями государственных структур по охране озера. Рассматривают государственную систему охраны озера Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Байкал -участок мирового наследия. 1 207-209 Урок изучения нового материала
Обобщение знаний полученных в ходекурса «Байкаловедение». Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.