Рабочая программа по байкаловедению 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 71
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ г.Иркутска СОШ№ 71
________________ И.И. Артамонова
«________»________________2014 г. СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР МБОУ г.Иркутска СОШ №71
_________________________(Ф.И.О.)
«________»________________2014г. РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей ______________________________
Председатель МО
_____________________ (Ф.И.О.)
«________»________________2014 г.
Рабочая программа по байкаловедению для 5 класса на 2014\2015 учебный год
Учитель Кабенко Марина Юрьевна, высшая квалификационная категория
Количество часов: 34
Учебно-методический комплекс:
Учебник Байкаловедение Е.Н.Кузеванова. Иркутск ,2011г.
Методическое пособие Байкаловедение Е.Н.Кузеванова. Иркутск ,2011г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе авторской программы Кузевановой Е.Н., Мотовилова Н.В. Байкаловедение. Программа спецкурса для обучающихся 5(6), 6(7) классов общеобразовательных учреждений. – Иркутск. -2011г.
Структура документа
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.
Цель курса:
Подготовка детей природоохранному и ресурсосберегающему поведению, содействие осознанию уникальности озера Байкал.
Задачи курса:
формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве воды озера Байкал
формирование знаний и умений по оценке состояния озера и прибрежных территорий
формирование понятий и представлений о методах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на природу
воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у детей
Содержание программы учебного курса
5 КЛАСС
(34 часов)
№
раздТематическое планирование часы Деятельность учащихся
Введение 1 Изучение предмета, его уникальность.
Изучение легенд и сказаний о Байкале
География Байкала 11 Изучение географического положения, водного бассейна Байкала, заливов, бухт, остовов, растительного и животного мира, продолжительности сезонов года, их особенностей
Происхождение Байкала 7 Изучение возникновения и формирования Байкала, землетрясений и вулканов. Прогнозирование землетрясений. Изучение сейсмических зон, горных пород, минералов, полезных ископаемых.
Воды Байкала 9 Изучение водного баланса и водообмена озера, свойств воды, прозрачности воды. Сравнение воды Байкала с водами других озер.
Исследования на Байкале 6 Изучение истории открытия озера, первых ученых, современных исследователей и защитников Байкала, современных методов исследования озера.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 5(6) класса
Учащиеся должны знать:
разнообразие животного мира в Байкале и на его побережье
среды обитания живых организмов на Байкале и в Прибайкалье
основные жизненные функции важнейших групп растений и животных на Байкале, особенности пищевых отношений
как и когда человек появился на Байкале
методы изучения Байкала
как люди открывали и исследовали Байкал
изменения на побережье Байкала и в самом озере, вызванные деятельностью человека
важнейшие природоохранные проблемы на Байкале
Учащиеся должны уметь:
выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях;
пользоваться простейшими измерительными приборами и лабораторным оборудованием (лупой, учебным микроскопом и др.);
показывать на карте Прибайкалья основные природные зоны;
составлять небольшие рефераты на основе собственных наблюдений за природными процессами и явлениями, практической работы, материалов учебника и дополнительной литературы, порекомендованной педагогом и подобранной самостоятельно;
оценивать по определенным критериям состояние качества прибрежных вод;
оценивать по определенным критериям степень воздействия человека на озеро Байкал и его побережье.
Календарно-тематическое планирование 5 класс
Дата (месяц) № урока Раздел, тема Кол-во часов Мате-риал учеб-никаФорма учеб-ного занятия Требования к уровню подготовки учащихся
Базовые знания Развитие познавательных умений Формирование ценностно-мировоззренческих ориентаций
Введение 1 Стр.5 Урок изучения нового материала Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Легенды и сказания о Байкале Изучают уникальность озера и критерии его включения в список участков всемирного наследия Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
География Байкала – 11 часов.
Географическое положения озера 1 Стр. 7-14 Урок-путешествие Географическое положение озера, реки впадающие в Байкал, Ангара Знакомятся с географическим положением озера.
Вырабатывают навыки работы с картой
Формируют культуру учебного труда Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Береговая линия 1 Стр. 120-127 Урок-путешествие Заливы, соры, бухты Знакомятся с особенностями береговой линии озера
Развивают навыки работы с контурной картой
Формируют культуру учебного труда Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Острова 1 Стр. 131-133 Урок-путешествие Название островов и их расположение, их обитатели Знакомятся с островами, особенностью их положения
Развивают навыки работы с контурной картой
Формируют культуру учебного труда Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Горное окружение 1 Стр. 146-155 Практикум
п/р «ФГП» Ландшафтное разнообразие побережья Знакомятся с горным окружением озера.
Развивают навыки работы с физической картой Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Особенности климата на Байкале 1 Стр.
192-196 Практикум
п/р «Климат» Климат. Условия на Байкале. Температура воздуха и воды. Атмосферные осадки. Туманы. Знакомятся с особенностями климата и погоды.
Развивают логическое мышление. Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Ветры 2 Стр.
201-209 Практикум
п/р «Ветры» Ветры, шторма, легенды и сказки о ветрах Знакомятся с ветрами, штормами Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Сезоны года 1 Стр. 199-201 Урок-конкурс Продолжительность сезонов года, их особенности. Ледовые явления. Знакомятся с временами года, климатической характеристикой времен года Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Обобщение по теме: «География Байкала» 1 Урок-игра Краткое обобщение Систематизируют знания по теме Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Контроль знаний по теме 1 Тестирование Основной материал по теме Выявление уровня усвоения материала Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Происхождение Байкала – 7 часов
Геологическое происхождение Байкала 2 Стр. 54-67 Урок изучения нового материала История формирования Байкальской котловины Знакомятся с историей возникновения озера Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Полезные ископаемые 1 Стр. 134-145 Практикум
п/р «Полезные ископаемые» Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Знакомятся с горными породами и полезными ископаемыми Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Рельеф дна 1 Стр. 128-130 Урок изучения нового материала Вертикальный разрез Байкала. Глубины. Береговые склоны, подводные шельфы, каньоны, террасы Знакомятся с рельефом дна Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Землетрясения и вулканы 1 Запи-си в тетрПрактикум
п/р «Землетрясения» Причины землетрясений, сейсмические зоны, прогноз Знакомятся с причинами землетрясений Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Основы ОБЖ
Современное геологическое строение Байкальской котловины 1 Запи-си в тетрУрок изучения нового материала Горные породы, минералы, полезные ископаемые, глубины и рельеф дна, связь с мантией Земли Знакомятся с современным геологическим строением Байкальской котловины Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Обобщение по теме: «Происхождение Байкала» 1 Викторина История происхождения Байкала и рельефа дна Систематизируют знания по теме Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Контроль знаний по теме 1 Тестирование Контроль знаний Проверка уровня усвоения темы Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Воды Байкала – 9 часов
Водный баланс Байкала 1 Стр. 230 Урок изучения нового материала Поступление воды в озеро. Количество воды поступающей и вытекающей Знакомятся с формированием водного баланса Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Свойства воды 2 Стр. 235-237 Практикум
п/р «Свойства воды» Оптические свойства воды. Прозрачность воды Знакомятся с особенностями воды озера Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Уникальность Байкальской воды 1 Стр. 242 Урок-игра Уникальность воды в сравнении с другими озерами Знакомятся с уникальностью воды Байкала Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Температура Байкальских вод 1 Стр. 214-218 Практикум
п/р «Температура вод» Сезонная динамика температур. Вертикальный обмен тепла. Тепловой режим Знакомятся с температурным режимом Байкальских вод Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Течения в Байкале 1 Стр. 210-213 Практикум
п/р «Течения» Источник течений в Байкале. Виды течений Знакомятся с течениями в Байкале Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Ледовый режим 1 Стр. 219-221 Урок изучения нового материала Время замерзания, толщина льда, период таяния, связь с климатом Знакомятся с ледовым режимом Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Обобщение по теме: «Вода Байкала» 1 Викторина Уникальность, температура воды, течения и ледовый режим Систематизируют знания по теме Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Контроль знаний по теме 1 Тестирование Контроль знаний Проверка уровня усвоения темы Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Исследования на Байкале – 6 часов
История открытия Байкала 1 Стр. 16 Конференция История открытия озера Байкал Знакомятся с историей озера. Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Изучение Байкала в XIX веке 1 Стр. 16-17 Конференция Ученые, изучавшие Байкал в XIX веке Знакомятся с учеными байкаловедамиРасширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Изучение Байкала в XX веке 1 Стр. 18-19 Практикум
п/р «Методы исследования» Ученые, изучавшие Байкал в XX веке Знакомятся с учеными байкаловедамиРасширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Методы изучения Байкала 1 Стр. 20-21 Киноурок-экскурсия Методы изучения Байкала Современные методы изучения Байкала Знакомятся с методами изучения Байкала Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Обобщение по теме: «Изучение Байкала» 1 Викторина Краткое обобщение знаний Систематизируют знания по теме Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.
Контроль знаний по теме 1 Тестирование Контроль знаний Проверка усвоения изученного материала Расширение кругозора.
Формирование любви к природе.
Формирование основ экологических знаний.