Конспект меропрятия — Правила общения. Уроки доброты


Правила общения. Уроки ДОБРОТЫ
Учитель. Обращаем внимание на эпиграф к уроку:
Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения
Эти слова принадлежат французскому писателю Антуану де Сент Экзюпери. Вдумаемся в их смысл. Человек не может жить без общения, оно ему необходимо, это – радость, удовольствие, роскошь. Вспомните, какой литературный герой жил на необитаемом острове? (Робинзон Крузо) Он был многого лишен: еды, одежды, предметов домашнего обихода. Но больше всего Робинзон страдал не от голода и лишений, а от одиночества, ему не с кем было общаться. Без общения человек перестает быть человеком. (Это произошло с прототипом Робинзона – Александром Селькирком). Лишить человека общения – жестокое наказание, так поступают с преступниками, помещая их в одиночную камеру.
        Живя в обществе, люди учатся следовать общим законам, вести себя так, чтобы всем было удобно, комфортно. Поэтому появилось понятие «этикет».
     Вспомним, что это слово обозначает:
этикет
– правила вежливого поведения; речевой этикет – правила общения с использованием «волшебных» слов, формул вежливости.
      Учитель. Я хочу представить ребята Вам правила поведения за столом и с этикетом общения друг с другом.
Учитель. Надеюсь, что уже сегодня в школьной столовой Вы покажите мне и докажите сами себе, что Вы можете соблюдать правила поведения за столом и правила этикета при общении.
Учитель. А сейчас я хочу вам представить ещё одну небольшую брошюру, которая называется «Уроки доброты».
Учитель. Мне очень хочется, что бы то, что я сейчас вам ребята зачитаю, Вы будете стараться соблюдать.
В разные времена и у разных народов правила вежливого поведения, (т.е. этикет) отличаются. О некоторых отличиях нам расскажут наши знатоки этикета в рубрике «Знаете ли вы, что…»
Знаете ли, вы
Раньше говорили «покорнейше благодарю» вместо современного «спасибо»; «бью челом» говорили, если хотели обратиться с просьбой (потому что при этом кланялись до пола, ударялись лбом); а обращения «милостивый государь», «покорный слуга» отражали неравенство между людьмиБыло время, когда люди на Руси обращались друг к другу только на «ты». В 16 веке из Польши пришла мода на уважительное «вы». В 19 веке это обращение в дворянском обществе стало обязательным даже в семье. Этим подчеркивалось уважение к собеседнику.
Китайцы, японцы, индийцы не понимают традиции европейцев трогать друг друга руками при встрече, обниматься, целоваться – они считают это неприличным и оскорбительным для себя.
Англичанин, если он настоящий джентльмен, не может начать письма к своему врагу без слов «Дорогой сэр…». Представьте себе такое предложение: «Дорогой сэр, вы – подлец!».
Незнание обычаев другого народа может привести к курьёзам. Например, если спросить у болгарина: «Не хотите ли отведать этого блюда?», и ответ положительный – он покажет головой – «нет» и, наоборот, кивнет, если ответ отрицательный.
Вывод. Посещая ту или иную страну, полезно знать обычаи другого народа, в том числе,  правила речевого этикета. Почему? Чтобы не попасть в неловкое положение, не обидеть людей, с которыми будешь общаться.
Учитель. Теперь предлагаю вам рассмотреть конкретные примеры и ситуации, совместно составить памятку «Правила общения», записать ее в тетрадь, а также поместить ее в «Классном уголке», чтобы ею пользоваться.
Пример №1
Встретились Бяка  и Бука.
Никто не издал ни звука.
Никто не подал и знака –
Молчали Бука и Бяка.
И Бука думал со скукой:
«Чего он так смотрит – букой?»
А Бяка думал: «Однако
Какой он ужасный бяка…»
Вопросы:
Можно сказать, что они были приветливы?
Чем они могли расположить к себе друг друга?(Улыбнуться, поздороваться).
Говоря о доброжелательности – необходимо отметить, что при завоевании Америки – коренные жители выходили на встречу с иноземцами, с повёрнутыми к небу ладонями рук и при этом улыбаясь.
Правило №1. Будьте доброжелательны и вежливы.
Пример №2
Рассказ школьного портфеля.
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже 12 лет.
Но говорит он до сих пор
не «коридор», а «колидор»,
«Дилектор» входит в кабинет ...
«Закрыт магазин на обед ...»
«Хозяйка мой стаканы...»
«Секет, свеклу,
пекеш блины».
И до меня дошел черед:
«Портфель» он «портфелем» зовет. (Ю.Тимянский)
Учитель. Вы заулыбались: чем вас рассмешило стихотворение? Почему речь мальчика звучит смешно?
-         Неправильно ставит ударение
-         Не выговаривает звук [р]
Где же найти вариант правильного произношения? Конечно, в словаре. Каком? (Орфоэпическом)
Правило №2. Старайся говорить правильно.
Учитель. Как издавна приучали детей говорить, четко произнося все звуки? Хорошее произношение, дикцию отрабатывали скороговорками. Вспомните какие скороговорки вы знаете или вспомните какие мы проговаривали на уроке Литературного чтения?
Например.
Волки рыщут, пищу ищут.
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
В живом уголке жили ежи и ужи.
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Хвала халве.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
От топота копыт пыль по полю летит.
Пример №3
Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит на «01»,
Срочно сообщает:
-Я не знаю, как начать...
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться ...
В общем, значит, стало быть,
Тут такое дело...
Можно трубку положить:
Все уже сгорело!
Вопрос: почему же «все уже сгорело»? (Говорил долго, путано)
Учитель. Как нужно сообщить о пожаре? (Ясно, четко, быстро, потому что в экстремальной ситуации счет идет на секунды).
Правило №3. Говори ясно, четко, без лишних слов.
Учитель. В народе сложились свои неписаные правила поведения. Сейчас мы попробуем себя в роли знатоков фольклора. Поскольку пословиц много, то мы разделим их пополам. Нужно совместить «половинки», получить целое высказывание, понять его смысл и подумать, какое правило можно сформулировать.
1.Доброе слово / и кошке приятно.
2.Доброе слово / железные ворота откроет.
3.Ветры горы разрушают, / слово народы подымает.
4.От доброго слова / язык не усохнет.
Вывод. Слова, особенно добрые, хорошие, обладают большой силой.
Нужно почаще говорить их друг другу.
Правило №4. На доброе слово не надо скупиться…
1.Слово – не воробей / вылетит – не поймаешь.
2.От одного слова / да навек ссора.
3.Язык мой – враг мой / прежде ума глаголет.
4.Слово – не стрела / а пуще стрелы ранит.
5.Долго думал / да хорошо сказал.
 Анализируем пословицы, делаем вывод: необдуманные, обидные слова могут навредить, обидеть другого человека.
Правило №5: Взвешивай каждое слово, сначала думай, а потом говори. 
Пример №4.
Эпизод из мультфильма (Пух пришел в гости к Сове)
Обсуждение.
1.Что было хорошо? Поздоровались.
2.Что было неверно? Пух стучал ногой в дверь. Сова перебивала, не давала ему договорить.
Правило №6. Не перебивай, умей слушать
Пример №5
Эпизод из мультфильма (Пух и Пятачок в гостях у Кролика)
Обсуждение.
1.Он звал их в гости?
2.Кролику было интересно общаться с Пухом и Пяточком?
3.Не слишком ли они засиделись?
4.Можно сказать, что гости были навязчивы?
Правило №7. Общение должно быть интересно всем собеседникам, не будьте навязчивы.
Учитель. Российский писатель Григорий Остер открыл, как нужно воспитывать непослушных детей. Дело в том, что если давать им полезные советы, то они их не выполняют. Например, им говорят: «Мойте руки перед едой» - не моют; «Учите уроки» - не учат. Находчивый писатель понял, что нужно делать все по-другому: давать не полезные, а вредные советы. Непослушные дети сделают все наоборот и получится как раз правильно.
Книга Г.Остера «Вредные советы».
Если вы собрались  другу
Рассказать свою беду,
Брать за пуговицу друга
Бесполезно – убежит,
И на память вам оставит
Эту пуговицу друг.
Лучше дать ему подножку,
На пол бросить, сверху сесть
И тогда уже подробно
Рассказать свою беду.
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говорил.
Отвернись и на вопросы
 Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Если к папе или к маме
Тетя взрослая пришла
И ведет какой-то важный
И серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой! Сдавайся! Руки вверх!».
И когда со стула тетя
С перепугу упадет
И прольет себе на платье
Чай, компот или кисель,
То, наверно, очень громко
Будет мама хохотать,
И, гордясь своим ребенком,
Папа  руку вам пожмет.
Будь вежлив с мамами друзей,
Здоровайся входя.
Сердитых слов не говори.
По пустякам не спорь.
Ногами топать и кричать
На мам чужих нельзя,
Ведь есть у каждого из нас
Для этого своя.
Приближаясь к незнакомым мальчикам,
Девочка должна уже заранее
Им навстречу корчить рожи злобные,
Камни, палки, кулаки показывать
И угрозы разные выкрикивать.
Пусть издалека еще почувствуют,
Что не даст себя в обиду девочка.
Если все тебя хотят
Отучить кривляться,
Громко глупости кричать
Хныкать и плеваться,
Дергать кошек за хвосты,
Девочек за косы,
Незнакомым задавать
Дикие вопросы,
Бить ногами всех подряд,
Кашу есть руками
И показывать язык
Бабушке и маме,
Это трудно, но у них
Может получиться.
(все вместе)
Будь готов тогда всему
Заново учиться.
Учитель. Эти вредные советы рассчитаны на людей с хорошим чувством юмора. На самом деле, полезнее следовать нашей памятке и тогда общение с вами будет всем приятно.
(возвращаемся к плану урока и анализируем, чего мы достигли)
Вопросы к учащимся.
Что такое этикет?
Что узнали нового?
Пригодится ли вам памятка?
Понравились ли «вредные» советы?
В чем их смысл?
[так не надо делать!]
Оценивание.
Учитель. Нарисуйте, пожалуйста, рисунки – представляющие ХОРОШИЕ и ПЛОХИЕ ПОСТУПКИ. Какой поступок – вы выбираете сами.
Учитель. Ребята давайте вместе посмотрим, что же у нас получилось. Вы знаете я обратила внимание на то, что в почти все решили нарисовать ХОРОШИЕ ПОСТУПКИ.
Учитель. Ребята и в заключение я хочу привести вам слова советского писателя Чингиза Айтматова:
Добро не лежит на дороге, его случайно не найдёшь, добру человек у человека учиться