Рабочая программа 4 класс Литературное чтение программа Занкова


Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы «Литературное чтение» В.Ю.Свиридова
Программа составлена для обучающихся 4 классов общеобразовательной школы.
Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания. Главная цель этого цикла - развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного.
Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове. В связи с этим
система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования:
- развитие личности школьника, его творческих способностей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Одним из приоритетных направлений стандартов второго поколения выступает формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых являются культура и искусство. Прикосновение к литературе и искусству способствует развитию духовно-нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребенка. Формирование нравственного сознания начинающего читателя происходит преимущественно через приобщение его к миру духовно-нравственных и эстетических ценностей, эмоциональное принятие и осознание этих ценностей, содержащихся в художественных произведениях, а главное - через возрастание общей гуманистической и эстетической культуры личности. Итогом работы по курсу литературного чтения может стать воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, природе, животным), живущей «по законам красоты» (Л.Н. Толстой).
В процессе общения с художественной литературой и искусством ученики знакомятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами.
Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю.
Нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся происходит в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, в ходе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.
Цель курса литературного чтения - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности.
Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели.
Общая характеристика учебного курса

Грамотный читатель владеет техникой чтения, знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (ему присуще «жанровое ожидание», у него имеется общее представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), и знает, как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства. Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества. В основе данного курса лежит единый методологический подход – изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики – художественной образности. Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа это то общее, что характеризует разные виды искусства: литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, театр, кино.
Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства. Общность всех видов искусства – в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Ведется постепенное осознание существенных признаков понятия «художественный образ», формируется общее представление об этом понятии как определяющем для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед читателем пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Школьник учится полноценно воспринимать художественную литературу как особый вид искусства.
Важно, чтобы ученик начальной школы эмоционально отзывался на прочитанное, пробовал высказать свою точку зрения и при этом учился уважать мнение собеседника. Общение с литературой поможет ему осознать себя и как читателя, и как человека, расширит культурный кругозор, мотивирует его обращение к художественным произведениям в дальнейшей жизни.
В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.
Задачами курса литературного чтения, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:
1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;
2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;
3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;
4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;
5) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).
Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в изобразительной, музыкальной, игровой деятельности. Курс литературного чтения продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций.
Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведений разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа. Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению.
Работа с текстом, содержание которой отражено в программе, предусматривает:
1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;
2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;
3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Литературное чтение» в 4 классе рассчитан на 105 ч (3 ч в неделю, 35 учебных недель).
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного курса «Литературное чтение»
Реализация данной программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно-деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
В сфере личностных УУД создаются условия для того, чтобы в соответствии с требованиями ФГОС «искусство и литература осознавались как значимая сфера жизни, нравственный и эстетический ориентир». Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею красоты, ценности и хрупкости мира, чтобы воспитать ценностное отношение к природе, окружающей среде, к культуре и искусству. Важно научить воспринимать прекрасное: и в природе, и в сфере человеческих чувств, и в пространстве культурных ценностей, и в истории Отечества. Тексты, вопросы, задания к прочитанному показывают школьнику, как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.
Содержание курса «Литературное чтение» создает особые условия для развития познавательных УУД, поскольку школьники овладевают основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, учатся выделять существенную информацию из сообщений разных видов
(в первую очередь текстовых). При этом в процессе деятельности учащиеся осваивают широкий спектр логических действий, операций, приемов решения учебных задач, учатся воспринимать и анализировать не только тексты, но и внетекстовые компоненты, использовать знаково-символические средства и модели. Большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и пр.), так и вне его содержания - в справочной литературе. Школьники учатся использовать ресурсы библиотек, осуществлять поиск информации в сети Интернет; записывать, фиксировать ее с помощью инструментов ИКТ. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей.
Вырабатывается умение учащихся ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам с новыми задачами и на новых основаниях.
Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать умение работать с учебником, книгой (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст). При этом развивается умение сравнивать: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом.
В сфере предметных учебных действий особое внимание уделяется различным видам речевой и читательской деятельности, таким как аудирование (слушание), чтение вслух и чтение про себя, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменного общения). Прививается понимание разного типа информации в научном (понятие) и художественном тексте (образ).
От общего представления о разных видах текста: художественных, учебных, научнопопулярных - через их сравнение ученик - читатель продвигается к умению по-разному работать с художественными, научно-популярными, учебными и другими текстами.
Формируется библиографическая культура учащихся. На уроках литературного чтения задачи развития речи и обучение детей навыку чтения имеют предметный и метапредметные уровни и решаются комплексно: работа над техникой и выразительностью чтения связана воедино со смысловым анализом текста, творческой речевой деятельностью ученика. Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями. Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории.
Литературный анализ текста помогает углубить понимание его смысла, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы,
логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты.
Вопросы и задания к текстам направлены на мотивацию перечитывания: прочитай с разной интонацией, в разном темпе, меняя места пауз и логических ударений, с различной громкостью, с разным настроением - все эти задания помогают подобрать наиболее точную манеру чтения соответственно особенностям текста.
Отрабатывается выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации; практикуется чтение по ролям, чтение наизусть, драматизация произведений; развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме. Наблюдение за художественными особенностями текста связывает понимание литературы с навыком осознанного чтения. Дети читают, выражая то, что открыли и поняли в произведении.
Курс направлен также на воспитание умения осуществлять творческую деятельность, решать творческие задачи, импровизировать, инсценировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва), в формулировке основного смысла прочитанного (пропедевтика работы в жанре аннотации). При решении задачи развития речевой деятельности собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.
На уроках литературного чтения уделяется внимание воспитанию чувства юмора как показателя развития интеллекта, а также коммуникативной компетентности ученика. Чувство юмора уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литературного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения. Оно присуще и самому тону учебников (принципиально неакадемичный стиль, теплое обращение к юному читателю, подбадривание его в сложных ситуациях; игра, вовлекающая школьника в деятельность исследователя), размывает жесткую дистанцию, которая существует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает атмосферу творческой свободы.
Воплощению авторской концепции курса способствует ряд структурных элементов учебника: «Лента времени» и «Словарь» (с 1 класса), страницы режима дня (1 класс), «Твой год» (2 класс), «Картинная галерея» (3 и 4 классы).В курсе «Литературное чтение» актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Русский язык», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство». Так, программа 1 класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Интеграция с русским языком прослеживается как на уровне усвоения общих понятий, так и на уровне понимания смысла текста, его анализа, собственного сочинения. Знакомясь с разделом «Картинная галерея», школьники обращаются к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале изобразительного искусства. Учащиеся получают представление о связи литературы с музыкой (например, в главе учебника для 2 класса «Завязка, тайны искусства...»). Это делает все обсуждаемые проблемы общими для всей художественной культуры. В учебниках с 1 по 4 класс заложена единая логика развития мысли и познания.
Во 2 классе программа предусматривает дальнейшее формирование отношения к литературе как к искусству, включение литературы в ряд других видов искусства на основе практического сравнения произведений литературы, живописи, музыки. Углубляется работа над выявлением позиции автора, «вычитыванием» авторской оценки изображаемого. На протяжении второго года обучения происходит дальнейшее накопление читательского опыта, продолжается развитие техники чтения на основе смысловой работы с текстом.

Содержание программы «Литературное чтение»

4 класс (105 часов)

Виды речевой и читательскойдеятельностиАудирование (слушание). Адекватное понимание содержания звучащей речи, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос к учебному тексту, научно-познавательному и художественному произведениям.
Чтение вслух. Чтение про себя. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости,
позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Говорение (культура речевого общения).
Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью; формирование умений целенаправленного доказательного высказывания; творческого отношения к устной и письменной речи.
Умение вести диалогическое общение: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту;
выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Использование норм
речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монологическое речевое высказывание по предложенной теме или в виде ответа на вопрос. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей
монологического высказывания.
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку, использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение). Мини-сочинения (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Работа с разными видами текста. Различение разных видов текста: художественных, учебных, научно-популярных. Особенности фольклорного и авторского текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов мифов, былин, легенд (по отрывкам или небольшим текстам). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Работа с текстом художественного произведения.
Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа
художественного текста: подробный (с цитированием), выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор в тексте слов, выражений, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор в тексте слов, выражений, позволяющих составить данное описание на основе текста).
Вычленение и сопоставление эпизодов из разных прочитанных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Сопоставление поступков героев, мотивы поступка персонажа. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к родине в классической и современной литературе, литературе разных народов.
Библиографическая культура. Книга как источник знаний об окружающем мире и внутреннем мире человека. Книга учебная, художественная, справочная. Виды информации в книге с опорой на ее внешние показатели, справочно_иллюстративный материал книги. Типы изданий: произведение,
сборник, собрание сочинений, периодические издания, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам
в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Устное народное творчество. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Углубление представления о жанрах народного и авторского творчества. Общее представление о новом типе
отношений человека и мира. Зависимость человека от природных сил и стихий в мифе, пафос борьбы с ними в былине.
Былина. Характеристика героя (победитель в борьбе с природными силами;
защитник границ княжества и отечества;
человек, прославляющий своими подвигами свое отечество). Илья Муромец и Никита Кожемяка как герои былинных циклов. Основные герои русских былин. Героическая тональность былин. Сравнение с героикой мифов.
Волшебная сказка. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации, развязки. Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. От победы с помощью магической силы - к торжеству ума, смекалки.
Авторская волшебная сказка: сходство с народной сказкой и отличия.
Социально-бытовая сказка.
Позднее происхождение. Отличия от волшебной сказки и сказки о животных. Особенности проблематики, нравоучительный характер, присущее ей чувство юмора. Сатирическая интонация бытовых сказок. Народная и авторская социально-бытовая сказка.
Пословица. Связь с мифом и отражение зависимости человека от природы. Школа народной мудрости и жизненного опыта. Двучленная структура, отличие от поговорок. Способы вынесения нравственной оценки в пословице (иносказание) и поговорке (открытое суждение). Пословицы разных народов. Сочинение сюжетов к пословицам. Популярность пословиц в современной жизни и в произведениях авторской литературы. Жизнь жанров фольклора во времени. Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географическихназваний) в жанры устного народного творчества: волшебную сказку и былину.
Басня. Корни басни в сказке о животных. От сказочного схематизма древних басен, перечисления действий персонажей - к яркой зарисовке картинки из жизни. Нравоучение пословицы как прототип морали басни. Басня как жанр, объединяющий разные типы повествования. Отношение к изображаемому, скрытое в тексте басни. Явно высказанная авторская оценка, заключенная в морали басни.
Авторская литература.
Возможности разных видов повествования: прозы, поэзии, драмы.
Проза.
Преобладающая тональность повествования в разных жанрах. Выбор жанра
и интонации повествования как средство выражения авторского отношения. Выработка жанрового ожидания.
Сказочная повесть. Сосуществование реального и сказочного мира. Путешествия, превращения, испытания и подвиги героев. Волшебные помощники, предметы, числа. Реальность переживаний героя. Проявление
характера в поступках и речи. Развитие характера во времени. Нравственные коллизии повести, работа героя по преодолению своих недостатков. Воспитание и самовоспитание героя.
Рассказ. Событие в рассказе – яркий случай, раскрывающий характер героя;
сложность характера героя и развитие его во времени. Драматизм рассказа. Внутренний мир героя. Отличие авторской точки зрения от точки зрения героя.
Поэзия.
Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление о лирическом герое, образе поэта в лирике. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжет разворачивания переживания. Эмоциональное заражение читателя силой чувств. Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); использование повтора и риторических вопросов для создания образа. Общее
представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомства с «онегинской строфой»). Творческий портрет любимого писателя или поэта (его любимая тематика и проблематика, герои и характерные приемы изображения).
Драма.
Отличие зрителя от читателя: более активная позиция читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок. Наблюдение за особенностями драмы, композиционные особенности пьесы (драмы): деление текста на действия, действий на картины; наличие списка действующих лиц, авторских комментариев ремарок. Внешняя устраненность автора в драматическом произведении: основной текст пьесы - это прямая речь героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому. Авторское присутствие в ремарках. Авторская позиция, выраженная устами героя.
Творческая деятельность учащихся(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование; изложение с элементами сочинения,
создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников,
по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Круг чтения четвертого годаобученияУстное народное творчество
Малые жанры фольклора: считалки, загадки, заклички, пословицы, поговорки. Мифологические сюжеты Древней Греции. Подвиги Геракла.
Былины
«Как Илья из Мурома богатырем стал», «Илья Муромец и соловей_разбойник», «Святогор и Илья Муромец»*, «Никита Кожемяка», «Садко».
Русские народные волшебные и бытовые сказки
«Иван_царевич и серый волк», «Летучий корабль», «Марья Моревна», «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»*, «Семь Симеонов»*, «Что дальше слышно», «Кашица из топора», «Как Иван-дурак дверь стерег», «Мена»*, «Как мужик гусей делил»*, «Петухан Куриханыч»*.
Классики русской и зарубежной литературы
А. Пушкин, М. Лермонтов, В. Жуковский, А. Баратынский, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Блок*, С. Есенин*, К. Бальмонт, В. Хлебников, И. Бунин, М. Цветаева, А. Ахматова, В. Маяковский*, Саша Черный, Н. Асеев,А.К. Толстой, Д. Кедрин, Н. Рыленков*. И. Крылов «Слон и Моська»; М. Лермонтов «Бородино»; Н. Некрасов «Крестьянские дети»; А.К. Толстой «Илья Муромец». А. Чехов «Ванька», «Белолобый», «Каштанка»*; А. Толстой «Детство Никиты»*; С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»*;
Л. Андреев «Петька на даче»; А. Куприн «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях», «Слон»; Саша Черный «Дневник фокса Микки»; Л. Чарская «Сказки»*.В. Гюго «Гаврош»*; М. Метерлинк «Разум цветов»*; Э. Сетон_Томпсон «Уличный певец»*.
Русские и зарубежные авторские сказки и сказочные повести
Братья Гримм «Маленькие человечки»*; Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок»*, «Русалочка»*, «Елка»*, «Чайник»*; Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король»; В. Гауф «Карлик Нос»*; О. Уайльд «Мальчик-звезда»*; Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»*. С. Маршак «Двенадцать месяцев»; П. Бажов «Огневушка-Поскакушка»; С. Прокофьева «Лоскутик и Облако».Современная русская и зарубежная литература
С. Маршак, Б. Заходер, Ю. Мориц*, М. Бородицкая, В. Берестов, Тим Собакин*,Н. Матвеева, Д. Самойлов*, В. Соколов*,Б. Окуджава*, Ю. Левитанский*, Н. Матвеева, К. Некрасова*. М. Пришвин «Земля показалась», «Старый гриб»*; К. Паустовский «Барсучий нос»*, «Резиновая лодка»*; Г. Скребицкий «Счастливый жучок»*; Ю. Яковлев «Мама»; В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!», «Куриный бульон»; Н. Носов «Трудная задача»; Ю. Коваль «Самая легкая лодка в мире»; С. Козлов «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Лисичка»; Ф. Кривин «Часы, минуты, секунды»; Л. Петрушевская «Сказки»*; Ф. Искандер «Рассказы»*. Дж. Родари «Джельсомино в Стране лжецов»*; О. Пройслер «Маленькое Привидение»*; Т. Янссон «Ель», «Приключения Муми-Тролля»*. Японские трехстишия.Приключения и фантастика
В. Крапивин «Старый дом»; В. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»*; Е. Велтистов «Приключения Электроника»; А. Мошковский «Пятеро в звездолете»; Ю. Сотник*, В. Железников*, Л. Кассиль*,
Л. Лагин «Старик Хоттабыч»*; К. Булычев «Приключения Алисы»*.
М. Твен «Приключения Тома Сойера»*; Д. Дефо «Робинзон Крузо»*; Д. Свифт «Путешествие Гулливер
Учебно-тематическое планирование
№ п\пТема Тема урока Кол-во часов
1 I. «Волшебная старина» 21час Условные обозначения в учебнике. Обращение автора. Вращаем барабан времени. С.Маршак «И поступь, и голос у времени тише…», М.Шагала «Часы с синим крылом» 1
2 Пословицы и поговорки о времени и о природе. Портрет В.И.Даля кисти В.Перова 1
3 Знакомство с народной сказкой «Иван-царевич и серый волк». Признаки волшебной сказки 1
4 Законы народной волшебной сказки в сказке «Иван царевич и серый волк» 1
5 Художественные особенности народной волшебной сказки в сказке «Иван-царевич и серый волк». 1
6 Проникновение элементов конкретного исторического времени в сказку. Русская народная сказка «Летучий корабль» 1
7 Волшебные помощники в русской народной сказке «Летучий корабль» Испытания сказочного героя. 1
8 Язык сказки. Русская народная сказка «Летучий корабль» 1
9 Мифы о подвигах Геракла. 1
10 Подвиги Геракла, героя, который постепенно освобождается от власти богов и власти Природы. Образ Кербера. 1
11
Подвиги русских богатырей. Знакомство с жанром былины. «Как Илья из Мурома богатырём стал» Картина В.Васнецова «Гусляры» 1
12 «Как Илья из Мурома богатырём стал» Композиция и особенности языка, красота своеобразие русской былины. 1
13 «Илья Муромец и Соловей- разбойник», другие русские былины. Особенности былинного повествования. Черты древней сказки и исторические подробности в былине. М. Врубель «Богатырь»и В.Васнецов «Богатыри» 1
14 Былинные мотивы в художественном произведении А.К. Толстого «Илья Муромец» 1
15 Приметы исторического времени в былине «Никита Кожемяка» 1
16 Жанр бытовой сказки: время возникновения, проблематика. Отличие бытовых сказок от волшебных. Русские народные сказки: «Что дальше слышно», «Как Иван-дурак дверь стерёг », «Кашица из топора» 1
17 Мотивы бытовой сказки в художественном произведении. С.Маршак «Сказка про короля и солдата». Сравнение со сказкой «Кашица из топора» 1
18 Особенности авторской сказки. Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» 1
19 Особенности авторской сказки. Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» 1
20 Образ стойкого оловянного солдатика в произведениях современных писателей Сочинение-рассуждение «Кто может совершить подвиг» 1
21 Проверь себя по теме «Волшебная старина» 1
22 II. «Пленительные напевы»
21 час Понятие «классическая поэзия». Анализ портрета А.С.Пушкина работы О. Кипренского. В.А.Жуковский «Там небеса и воды ясны!» 1
23 Разные образы родины. А.Пушкин «Москва… Как много в этом звуке…». Картина А. Лентулова «Василий Блаженный» 1
24 Отечественная война 1812 года в стихотворении М.Лермонтова «Бородино». Образ рассказчика в стихотворении 1
25 Позиция автора, спрятанная за иносказанием. Басня И.Крылова «Слон и Моська» 1
26 Особенности жанра басни (обобщающий урок) 1
27 Выразительность поэтического образа, созданного Н.А.Некрасовым. Отрывок из поэмы «Крестьянские дети» 1
28 Судьба твоего ровесника, жившего в XIXвеке. Два мира Ваньки Жукова (по рассказу А.П.Чехова «Ванька») 1
29 Судьба твоего ровесника, жившего в XIXвеке. Два мира Ваньки Жукова (по рассказу А.П.Чехова «Ванька») 1
30 Эмоциональный тон и характер воспоминаний о детстве лирического героя стихотворения И.Бунина «Детство» сравнительный анализ картин А.Васнецова «Жнецы» и В.Маковского «Свидание» 1
31 Художественный мир рассказа Л.Андреева «Петька на даче». Композиция, система героев 1
32 Два мира в рассказе Л.Андреева «Петька на даче» 1
33 Главный герой рассказа Л.Андреева «Петька на даче», его возрождение и возвращение. Сравнительный анализ картин М.Добужинского «Окно парикмахерской» и М.Шагала «Окно» 1
34 Особое восприятие реального времени в стихотворении Ф.Тютчева «Смотри, как роща зеленеет…» С. 116-117 1
35 Образ реального мира в волшебной сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» Реальное и чудесное в волшебной сказке 1
36 Особенности волшебного мира в авторской сказке 1
37 Наедине с книгой. Вставная «Сказка о твердом орехе» 1
38 М. Бородицкая «В школу». Мир драмы. Общее представление о пьесе. С.Маршак «Двенадцать месяцев» 1
39 Характеры героев и персонажей пьесы 1
40 Характеры героев и персонажей пьесы 1
41 Сложное чувство единения со всем миром, понимание, любовь по стихотворению Саши Чёрного «Рождественское» 1
42 Фантастические существа с человеческими характерами в сказке Т.Янссон «Ель» 1
43 Проверь себя по теме «Пленительные напевы» 1
44 III. «Огонь волшебного рассказа» 30часов Поэтические образы, выражающие нежные чувства, сердечную привязанность к родным местам, по стихотворению Д.Кедрина «Я знаю, что на свете проще?». Необычный взгляд на мир. К.Петров-Водкин «Утренний натюрморт» 1
45 Особенности авторской сказки по сравнению с народной (по произведению П.Бажова «Огневушка-Поскакушка»). Основные мотивы и главная мысль 1
46 Особенности авторской сказки по сравнению с народной (по произведению П.Бажова «Огневушка-Поскакушка»). Нравственные проблемы, поднятые в произведении 1
47 Общее представление о жанре сказа (по сказу П.Бажова «Огневушка-Поскакушка»). Особенности авторского повествования 1
48 Особенности композиции авторских сказок в отличии от народных. (по сказу П.Бажова «Огневушка-Поскакушка») 1
49 Деталь как средство выражения авторского отношения (по сказу П.Бажова «Огневушка-Поскакушка») 1
50 Художественный мир стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога». Особенности рифмовки 1
51 Художественные образы в стихотворении А.Пушкина «Зима! Крестьянин, торжествуя…» Понятие о видах рифмы. Три вида рифм- три разных образа 1
52 Мир детей и мир взрослых. Комическое и драматическое в рассказе А.Чехова «Белолобый» 1
53 Мир детей и мир взрослых. Комическое и драматическое в рассказе А.Чехова «Белолобый» 1
54 Красота и выразительность пушкинского стиха (по стихотворению А.Пушкина «Зимнее утро») 1
55 Необычное восприятие мира в рассказе А.Куприна «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях» 1
56 Нравственные уроки рассказа А.Куприна «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях». Картина Б.Кустодиева «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой» 1
57 Бережное отношение к миру в шуточной интерпретации Саши Чёрного «Что ты тискаешь утонка?...» 1
58 Саша Чёрный «Дневник фокса Микки». Художественные особенности повествования. Главный герой. Его характер 1
59 Саша Чёрный «Дневник фокса Микки». Художественные особенности повествования. Событийный план повести 1
60 Исцеляющая сила мечты и любви (по рассказу А.Куприна «Слон») 1
61 Мир глазами ребенка. Взаимопонимание взрослых и детей (по рассказу А.Куприна «Слон») 1
62 Образы родной природы в картине А.Саврасова «Грачи прилетели». Сочинение по картине 1
63 Анализ сочинений. Необычный взгляд на мир. Н.Асеев «Февраль» 1
64 Эмоциональное состояние героя. Чудесное весеннее преображение. А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» 1
65 Эмоциональное отношение к пробуждающемуся миру, готовность к открытию: рассказ М. Пришвина «Земля показалась» 1
66 Мир семьи, истоки душевной открытости в рассказе Ю.Яковлева «Мама» 1
67 Искусство – мир сокровенных чувств, впечатлений. Картины П.Филонова «Семья крестьянина», А.Матисса «Семейный портрет», стихотворение Берестова «Семейная фотография» 1
68 Лирический герой В.Берестова В стихотворении «Разлука» 1
69 Разнообразие интонации в рассказе В.Драгунского «Сверху вниз, наискосок» 1
70 Мир дружбы, взаимопомощи, совместных приключений. М.Твен «Приключение Тома Сойера» 1
71 Юмористический рассказ Н.Носова «Федина задача»
1
72 Мальчишки и девчонки. Юмористические рассказы Н.Носова, И.Пивоваровой, В.Голявкина. 1
73 Проверь себя по теме «Огонь волшебного рассказа» 1
74 IV. «Всё, что сердцу мило»
32 часа Тайны поэзии. А.А.Фет «Это утро, радость эта…» 1
75 Образ весны и ручья в стихотворении Н.Матвеевой «В лощинах снег…» 1
76 Мир авторской сказки С.Г.Козлова «Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды». С.90-92 1
77 Сосредоточенность на эмоциональном состоянии героя С.Г.Козлов «Лисичка» 1
78 Секреты творчества. По стихотворению К.Д.Бальмонта «Как я пишу стихи» и картине М.Шагала «Над городом» 1
79 Выражение подлинных чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений, которыми поэт делится с читателем(по стихотворению М.Цветаевой «Красною кистью…»), хокку японских поэтов 1
80 Необычный герой и необычный мир в художественном произведении: Ю.Коваль «Писатель-путешественник» 1
81 Сложное чувство одиночества, душевного непокоя, творческого порыва в стихотворении М.Лермонтова «Парус» 1
82 Система образов в рассказе В.Куприна «Старый дом». Рождение творческого взгляда на мир 1
83 Романтический мир современного подростка. В.Крапивин «Старый дом» 1
84 Фантастический мир в рассказе В.Куприна «Старый дом». Говорящие детали 1
85 Строим воздушные замки (по стихотворениям Е.Баратынского «Чудный град…» и А.Фета «Воздушный город») 1
86 Строим воздушные замки (по стихотворению Б.Заходера «Воздушные замки» и картине М.Черлёниса «Корабли») 1
87 Авторская сказка-повесть С.Прокофьевой «Лоскутик и Облако». Проблематика и основное содержание 1
88 Композиция и система образов в авторской сказке-повести С.Прокофьева «Лоскутик и Облако» 1
89 Изобразительно-выразительные средства в авторской сказке-повести С.Прокофьева «Лоскутик и Облако» 1
90 Авторская сказка-повесть С.Прокофьевой «Лоскутик и Облако». Домысливание сюжета, развитие героев 1
91 Мир сказок С.Прокофьевой. Знакомство с отрывками из сказок « Желтый чемоданчик» , «Волшебник Алеша» 1
92 Жизненное кредо: Н.Матвеева «Я мечтала о морях и кораллах…», картина А.Матисса «Красные рыбы» 1
93 Поэтическое кредо: В.Хлебников «Мне мало надо!...», Т.Белозеров «Кладовая ветра» 1
94 Сочинение по картине В.Поленова «Московский дворик» 1
95 Сочинение по картине В.Поленова «Московский дворик» 1
96 Шутя говорим о серьёзном (на материале рассказа В.Драгунского «Куринный бульон») 1
97 Гуляем по просторам Интернета: Знакомство с интернет-ресурсами: литературным журналом «Кукумбер», электронными библиотеками 1
98 Гуляем по просторам Интернета: Знакомство с интернет-ресурсами: литературным журналом «Кукумбер», электронными библиотеками 1
99 Твоё место в мире школы, города, села, страны(по произведениям Е.Велтистова, А. Мошковского) 1
100 Твоё место в мире школы, города, села, страны(по произведениям Е.Велтистова, А. Мошковского) 1
101 Размышление об истории, о времени и о себе (на материале притчи Ф.Кривина «Часы, минуты, секунды»).Образ времени в скульптурах С.Дали 1
102 Нельзя терять высоту. Духовно–нравственный урок притчи В.Солоухина. Стихотворение «Мерцают созвездия» 1
103 Итоговая контрольная работа за второе полугодие 1
104 Анализ контрольной работы 1
105 Итоговый урок. Рекомендации на лето 1


Материально-техническое обеспечение
№ п/пНаименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
I Свиридова, В. Ю. Литературное чтение: учебник для 4 класса : в 2 ч. / В. Ю. Свиридова – Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013.
Свиридова, В. Ю. Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс / В. Ю. Свиридова, – Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2010.
Используется дополнительная литература:
Э.В.Березина, Поурочно-тематическое планирование. 3-4 класс / Э.В.Березина – М., 2013.
20
20
1
II Печатные пособия
1.Таблицы по развитию речи 1
III Технические средства обучения
1.Персональный компьютер 1
IV Экранно-звуковые пособия
1. Магнитофон. 1
V Оборудование класса
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 1