Статья на тему «Развитие эмоциональной выразительности речи и произносительных навыков у слабовидящих школьников при обучении английскому языку»
«Развитие эмоциональной выразительности речи и произносительных навыков у слабовидящих школьников при обучении английскому языку»
Целью обучения иностранному языку является речевая деятельность, а если рассматривать шире – общение на иностранном языке.
Экспрессивная речь, или, говорение – сложный вид речевой деятельности, позволяющий осуществлять устное вербальное общение. Предметом говорения выступает мысль, следовательно, говорение, как вид речевой деятельности – это выражение мысли. Владеть иностранным языком значит владеть иными способами и средствами выражения мысли.(Б.В.Беляев).
Частью структуры говорения является исполнительская часть, т.е. проговаривание или внешнее оформление высказывания.
В психологическом плане экспрессивная речь обладает некоторыми характеристиками,одной из которых является:
-эмоциональная окрашенность речи, поскольку говорящий выражает свои мысли, чувства, отношение к тому, что он говорит. Но это возможно лишь при условии внутренней мотивации речи, потребности, желания выразить свои мысли, а также владение учащимися различными языковыми средствами, умением применять имеющиеся навыки в различных ситуациях общения. Успешная реализация этих условий приводит к выразительности, эмоциональности речи говорящего. Интонационная оформленность звучащей речи имеет социальное значение, обеспечивает эффективность, лёгкость, быстроту общения, способствует лучшей передаче мыслей и чувств.
Не менее значима и эстетическая ценность интонационной стороны звучащей речи, являющейся ярким показателем речевой культуры, его общего культурного уровня.
Интонационные умения учащихся лежат в основе усвоения важнейших разделов школьной программы: изучения синтаксиса, формирования полноценного навыка выразительного чтения. Комплексное решение практических, образовательных и воспитательных и развивающих задач обучения иностранному языку возможно при условии воздействия не только на сознание школьника, но и проникновения в его эмоциональную сферу. Особенность психики школьника такова, что он качественно усваивает то, что для него эмоционально значимо. Повышение уровня требований к школьникам при обучении иностранному языку заставляют его усваивать огромное количество информации, ставит в условия продолжительных умственных нагрузок при дефиците положительных эмоций.
Эмоции выполняют регулирующую и организующую функции. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.
Развитие и совершенствование интонационных умений учащихся – одна из задач обучения иностранному языку как средству общения.
Анализ многочисленных психологопедагогических исследований показывают, что большинству детей с нарушением зрения трудно осознать и угадывать смысл поведенческих реакций окружающих по их внешним эмоциональным проявлениям и правильно реагировать на них. Эмоции детей с нарушением зрения развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны, однообразны. Учащиеся не располагают сведениями о сущности и назначении интонации, не владеют приёмами простейшего интонационно-смыслового анализа предложений и текста, не развиты контролирующие функции языкового чутья.
А так, как эмоции являются психической функцией детей (Л.С.Выготский) необходимо проводить систему мероприятий по развитию эмоциональной стороны.
Основные положения методики работы над интонационной выразительностью речи учащихся.
1. Основными условиями достижения успеха является развитие интонационного слуха ребёнка, которое должно идти в широком русле развития речевого слуха (включающего в себя слух физический и фонетический). Развитие интонационного слуха опирается на слуховую память, хранящую «эталоны» звуковых сигналов, интонационных рисунков. Важно помнить и о необходимости опоры на внутренний слух, на способность представления интонационных образцов без опоры на живое звучание.
Реализовать данное положение позволяет овладение аудированием. Аудирование учит школьников внимательно вслушиваться в звучащую речь, формирует умение понимать речь и её эмоциональную окрашенность на слух, тем самым оказывая развивающее воздействие на учащихся, которое заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти, прежде всего, слуховой, столь важной для изучения иностранного языка.
Аудирование даёт возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой.
2. Воспитание у школьников произносительно-слуховой культуры предполагает организацию семантической тренировки в прослушивании интонационных образцов и подражании им, а также, в самостоятельном синтезировании интонационного оформления собственных высказываний учащихся.
3. Работа над эмоциональной интонацией как средством общения имеет свою специфику и будет эффективной, если поддерживается специальной работой, направленной на накопление словаря эмоциональных состояний: начинается с первичных эмоциональных состояний (радость, гнев, страх, печаль, удивление); опирается на приём речевой ситуации.
Данные базовых наук и достижения методической науки, опора на принципы обучения иностранному языку помогают определить специальные принципы интонационной пропедевтики, её методы и конкретные приёмы.
Принципы, методы и приёмы интонационной пропедевтики:
1. Принцип развития интонационного слуха, требованиям которого отвечает метод интонационно-смыслового анализа звучащей речи. Этот метод реализуется через следующие приёмы:
– элементарный графический разбор, предварительное обдумывание высказывания (развивает «интонационный синтез»);
- графический диктант.
2. Принцип обучения «от диалога к монологу», основным методом которого является коммуникативный (продуктивно-творческий), реализуемый через систему коммуникативных упражнений, построенных на основе создания речевой ситуации. Приёмы данного метода:
- осознание эмоционального состояния человека (персонажа иллюстрации) по его позе, жесту, мимике, воссоздание речевой ситуации по воспринятому (в звукозаписи) высказыванию;
- оценка интонационного оформления высказываний учащихся, выполненных в контексте речевой ситуации;
- накопление словаря эмоциональных состояний.
3. Принцип одновременного усвоения интонации и синтаксиса; интонации и пунктуации. Этот принцип находит выражение в следующих приёмах:
- расстановка пропущенных пунктуационных знаков;
- устный пунктуационный диктант с использованием индивидуальных карточек с изображением пунктуационных знаков;
- письменный пунктуационный диктант с фиксацией на письме только пунктуационных знаков;
-приём попутных замечаний учителя;
- графический диктант.
4. Принцип наглядности в работе над интонацией. Он согласуется с принципом внимания к материи языка. Ведущим методом их осуществления является метод наблюдения, реализуемый как традиционными приёмами (сравнение, сопоставление, выделение, обобщение), так и частными примами интонационной пропедевтики. Среди них:
-наблюдения за особенностями звучащей речи с целью распознавания по интонации, эмоциональному состоянию говорящего;
- игры, направленные на развитие слухового внимания;
-наблюдения собственной звучащей речи (записанной);
- приём имитации образцовой речи.
Применение метода моделирования призвано помочь учащимся преодолеть абстрактный характер учебного материала и реализуется через следующие приёмы:
- «дирижирование»;
- работа с картинками-схемами настроений;
- разметка текста с помощью условных знаков элементов интонации и пр.
5. Принцип оценки выразительности речи и развития языкового чутья (А.П.Федоренко) находит выражение в методах мотивации, конструктивном, поисковом и реализуется через следующие приёмы:
-замена интонационного оформления высказывания с учётом изменения речевой ситуации;
-сравнение и оценка интонационного оформления звучащих образцов и высказываний говорящих;
-исправление интонационных недочётов (редактирование);
-соотнесение интонационного оформления высказывания с различными сюжетными иллюстрациями и пр.
Знание принципов интонационной работы, её конкретных методов и приёмов помогает учителю перевести процесс формирования и развития интонационных умений учащихся из стихийного в управляемый.