Доклад на тему: Роль учителя-логопеда ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО
Доклад Роль учителя-логопеда ДОУ в условиях внедрения ФГОС
дошкольного образования
Подготовила учитель-логопедпервой квалификационной категорииМБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №9 «Ласточка»Соколова Г.А.ФГОС дошкольного образования разработан и утверждён советом впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»Предметом регулирования ФГОС дошкольного образования являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность.При разработке Стандарта учтены: особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.Стандарт утверждает основные принципы: поддержки разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.Стандарт утверждает основные принципы: содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.Стандарт преследует следующие цели: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.Стандарт решает задачи: обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей.Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе: к структуре Программы; к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде; к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе: к структуре Программы; к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде; к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.Программа коррекционной работы в группах компенсирующей направленности в соответствии с ФГОС направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе.Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной программы дошкольного образования.Цель коррекционно-логопедической работы – возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении. Планируемые итоговые результаты усвоения Программы едины, как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи.Раздел Программы «Содержание коррекционной работы» входит в обязательную часть Программы, поэтому объём раздела «Содержание коррекционной работы» рассчитан в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, со спецификой дошкольного образования, реализуется в группах компенсирующей направленности, построен в соответствии с режимом пребывания детей в образовательном учреждении, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности.На сегодняшний момент существует достаточное количество методик и методов для обследования речи ребёнка-дошкольника. Это пособие по диагностике речевых нарушений под редакцией Г.В. Чиркиной «Методы обследования речи детей» и практическое пособие Филичевой и Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», в котором имеется глава «Изучение детей с общим недоразвитием речи». Также существуют: «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» авторы О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова, где тестовые задания разработаны для детей 4–5, 5–6, 6–7 лет; «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3–6 лет с речевыми нарушениями», авторы Кабанова Т.В., Домнина О.В.; «Методика диагностики языковой способности (для детей 3-7 лет)» Микляевой Н.В.; для раннего выявления интеллектуального развития существует методика Стребелевой Е.А. «Ранняя диагностика умственного развития». Сюда относятся различные авторские методики (например: «Методика обследования речевого развития старших дошкольников» Хваловой В.В..), нейропсихологические методы диагностики речи (к примеру, Фотековой Т.А. и Т.В. Ахутиной). Так какова же роль учителя-логопеда в процессе введения ФГОС нового поколения? Что делать, чтобы не оказаться в стороне от инновационных процессов?Инновации, изменяющие образование в нашей стране, предполагают активную деятельность всех участников образовательного процесса, анализировать свою работу и вносить в неё необходимые коррективы: работа с литературой по своей специальности, просматривание сайтов для изучения и обмена опытом, посещение курсов и изучение нормативных документов. Также учитель-логопед должен периодически осваивать новые образовательные программы профессиональной переподготовки не реже, чем раз в пять лет; владеть информационно-коммуникационными технологиями и уметь применять их в воспитательно-образовательном процессе. Какие основополагающие принципы и положения этих документов отражаются в нашей работе? В тексте ФГОС отмечено, что- «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды» . Образование в любых формах неразрывно связано с речью. Значит, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить «неуспех», негативизм, обеспечить возможность освоения программы;- «Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ» и предполагает системно-деятельностный подход, лежащий в его основе.Важно то, что отмечено: предметные результаты по русскому языку должны отражать «сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека».Как должна измениться работа учителя-логопеда?Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей, чтобы ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, был коммуникабелен, мог работать в группе, вести диалог – «взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе», «обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение». Наши «трудные звуки», «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач». В нашей работе должно быть место и инновациям, и традициям. Изменились цели образования, меняется ситуация в стране. "Ребёнок не должен. "Взрослые должны "- готовить ребёнка к жизни, учить учиться».Как сформировать учебную деятельность? Если дети сказок мало слышали, книги редко видели, на русском языке говорят плохо. А в первом классе им нужно усвоить объём знаний, который ребёнок обычно получает в течение двух лет. Содержание работы учителя-логопеда должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально - ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо-физического развития. Учитель-логопед должен обязательно взаимодействовать со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками.Определены цели, задачи, направления деятельности учителя-логопеда по организации сопровождения детей-логопатов в условиях внедрения ФГОС. Рассмотрены условия эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, в рамках требований и показателей новых стандартов.Ключевые слова: деятельностный подход; универсальные учебные действия; компоненты логопедического сопровождения; цели, задачи и направления логопедического сопровождения.Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадёт в дошкольном образовательном учреждении и школе. Учитель-логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он – своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым. Целью образования становится личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей. ФГОС строится на деятельностном подходе. Учителям-логопедам важно ориентироваться на следующие показатели деятельностного подхода стандартов:- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;- более гибкое и прочное усвоение знаний детьми; - существенное повышение мотивации и интереса к учению;- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.
Компонентами логопедического сопровождения являются:- профилактика речевых нарушений;- логопедическая диагностика;- коррекция речевых дефектов;- формирование всех сторон (компонентов) речи;- развитие невербальных психических функций;- развитие эмоционально-волевой сферы;- формирование нравственных установок ребёнка.Определим цель, задачи, направления деятельности учителя-логопеда по организации сопровождения детей-логопатов в рамках требований и показателей новых стандартов.Целью логопедического сопровождения в ДОУ является коррекция и развитие устной речи.В процессе логопедического сопровождения в соответствии с индивидуальным речевым профилем и особенностями личности ребёнка-логопата специалист самостоятельно ставит перед собой перечень задач: 1. Провести логопедическую диагностику:- своевременно выявить речевые нарушения;- предупредить возможные вторичные дефекты, вызванные первичными речевыми нарушениями;- определить параметры и периодичность логопедического мониторинга.
2. Скоррегировать и развить фонетико-фонематическую сторону речи детей-логопатов:- исправить дефектное звукопроизношение,- сформировать звукослоговую структуру слова,- развить фонематические процессы (фонематическое восприятие, анализ и синтез) 3. Сформировать лексический компонент речи:- уточнить, расширить, обогатить словарный запас до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;- сформировать семантическую структуру слов;- развить лексическую системность и семантические поля;- сформировать парадигму словообразования;- закрепить учебную лингвистическую терминологию;- избавить словарный запас от слов – паразитов, жаргонизмов, ненормативной лексики.Расширение словарного запаса рекомендуется осуществлять тематически с использованием разных частей речи. 4. Сформировать грамматическую сторону речи:- устранить имеющиеся аграмматизмы;- закрепить категориальное значение различных частей речи; - отдифференцировать категориальное значение различных частей речи;- уточнить грамматическое значение слов;- сформировать грамматические и морфологические обобщения;- сформировать парадигму словообразования; 5. Сформировать синтаксический компонент речи и связную речь:- сформировать синтаксическую структуру простого и сложного предложения;- расширить фразу до необходимого объёма;- развить навык построения связного речевого высказывания, смыслового программирования.6. Развить невербальные психические функции в единстве с коррекцией речи:- мышление - способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению на языковом материале, операций классификации;- звуковой анализ и синтез;
- свойства внимания (объём, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение;- зрительную и речеслуховую память;
- временные и пространственные представления;
- мелкую моторику;- динамическую организацию двигательного акта;- сенсомоторные взаимодействия.7. Воспитать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию:- Создать на занятиях общую эмоционально позитивную атмосферу.Для достижения эмоционального комфорта необходимо положительно воспринимать даже незначительные положительные достижения ребёнка, психологически поддерживать его в виде поощрительных прикосновений.Возбуждать эмоции удивления, новизны, сомнения. Рекомендуем приём шутливой формулировки целей заданий и упражнений, Важно широко использовать игры, игровые упражнения, загадки, кроссворды, ребусы.Формировать смысловую мотивацию к участию в совместной с учителем- логопедом деятельности.
8. Формирование коммуникативных умений и навыков:- самостоятельно планировать речевое высказывание;- точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;- диалогические и монологические высказывания;- умения, необходимые для осуществления эффективного взаимодействия (вступать в контакт, поддерживать контакт, прерывать контакт).- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии;- обращаться к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;- воспитание толерантности, культуры речевого общения.9. Сформировать нравственные установки ребёнка через смысловое содержание речевого материала.Логопедическое сопровождение ведётся по следующим направлениям:1. Диагностическое.К диагностическому направлению могут быть отнесены следующие виды деятельности учителей-логопедов:- обследование речи детей; с целью определения индивидуального коррекционного маршрута.По результатам диагностики составляется речевая карта. 2. Коррекционно-развивающее.К коррекционно-развивающему направлению относятся:- индивидуальные и групповые занятия по коррекции речи;- работа в составе психолого-медико-педагогического консилиума;- проведение промежуточной коррекционной диагностики, отслеживание динамики развития детей.3. Методическое. Повышение профессиональной компетентности.К данному направлению логопедического сопровождения относятся:- консультирование педагогических работников;- консультирование родителей;- выступления на МО учителей-логопедов;
- проведение открытых логопедических занятий;
- выступления на родительских собраниях;- публикации статей в СМИ, участие в форумах на логопедических сайтах; - работа по теме самообразования;- осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОУ и школой;- пополнение кабинета новинками методической литературы, изготовление и обновление наглядных пособий.Обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения детей. Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.