Доскад Трудности электронного обучения (e-learning) при системе управлении классной комнатой (CRMS) и учебным процессом (LMS).

3 имени Ю. Гагарина КГУ










Трудности электронного обучения (e-learning) при системе управлении классной комнатой (CRMS) и учебным процессом (LMS).




Подготовила: учитель физики
и информатики Алтыбаева Г.А.



















Город Жетысай
Добрый день уважаемые коллеги. С недавнего времени нам стали известны такие термины как инновационные технолгии, электронное обучение и тд. Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан 2030». Казахстан в настоящее время является участником всех основных международных документов в области образования, защиты прав человека и ребенка. На этой стадии государство предприняло новый шаг в будущее.
Стратегической задачей казахстанского образования является интеграция в мировое образовательное пространство. В качестве приоритетного направления решения данной задачи государством рассматривается информатизация, способствующая получению высококачественного образования для любого человека, вне зависимости от его здоровья, местонахождения и проживания.
Для нашей республики развитие электронного обучения в школьном образовании имеет особую социальную значимость. Давайте остановимся на термине электронного образования.

Все-таки что такое «е - learning»?
Это система электронного обеспечения, пришедшая в систему образования всех стран мира с инфо - коммуникационными технологиями, без которых сегодня немыслима жизнь ни в одной сфере экономики и общества.
Электронное обучение ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] E-learning, сокращение от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Electronic Learning)  система электронного обучения, обучение при помощи информационных, электронных технологий.
Определение специалистов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: «e-Learning  обучение с помощью Интернет и мультимедиа».
К электронному обучению относятся электронные учебники, образовательные услуги и технологии.
Современные студенты и школьники  в основном сетевое поколение, для которых электронный способ получения информации (в данном случае именно учебной) является нормальной составляющей жизни. Информационные коммуникационные технологии стали их рабочим инструментом.
Информатизация образования была закреплена как важнейший механизм реализации государственной образовательной политики в Законе РК «Об образовании» (2007). Среди основных задач системы образования РК Законом определено внедрение и эффективное использование новых технологий обучения, в том числе кредитной, дистанционной, информационно-коммуникационных, способствующих быстрой адаптации профессионального образования к изменяющимся потребностям общества и рынка труда; развитие систем обучения в течение жизни, обеспечивающих взаимосвязь между общим обучением, обучением по месту работы и потребностями рынка труда и помогающих каждому максимально использовать свой личный потенциал в обществе, основанный на знаниях.
В Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года, учрежденном 1 февраля 2010 г. Указом Президента РК Н.А.Назарбаевым, экономические выгоды в будущем прочно связываются с инвестициями в образование, значительно повышающем качество и производительность рабочей силы. В числе приоритетных задач сферы образования по расширению предоставления качественных услуг поставлены задачи создания эффективной инфраструктуры образования, дающей возможность получать современные знания и использовать передовые технологии. Стратегический план определяет ориентацию на дальнейшую информатизацию всей системы образования и массовое внедрение электронного обучения.
К сети Интернет подключено 98% школ республики. Однако широкополосный доступ к Интернету имеют только 37 % школ.
В Казахстане принята Государственная программа развития образования, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, в которой впервые определена задача внедрения системы электронного обучения (e-learning). Цель создания системы обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям, направленного на массовое качественное образование.
Всему населению, независимо от возраста и социального положения будут предоставлены возможности приобрести и совершенствовать базовые навыки, включая приобретение новых базовых навыков посредством различных форм обучения системы технического и профессионального, высшего образования и частных поставщиков образовательных услуг (в том числе дистанционного обучения). Будет предусмотрено обучение без отрыва от производства, совместно с учебными заведениями, а также социальными партнерами. Человек сам сможет выбрать виды, темпы и сроки обучения, индивидуализировать процесс получения образования.
Будут разработаны эффективные меры по признанию результатов обучения государственных и частных поставщиков образовательных услуг, путем прохождения обучающими оценку уровня полученной квалификации в независимых агентствах с выдачей сертификатов.
К 2015 году планируется охватить электронным обучением 50% организаций образования, а к 2020 году довести этот показатель до 90%.
Достижение поставленной цели наверное повысит качество обучения, эффективность управления образованием, информационную интеграцию с внешней средой и создаст условия для:
для автоматизации системы управления образованием;
для технологизации образовательного процесса;
для создания индустрии отечественных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
Внедрение электронного обучения в систему образования предполагает решение целого комплекса взаимосвязанных задач, обеспечивающих нормативно-правовую, инфраструктурную, программно-контентную и кадрово-методическую основу.
Развитие технологической инфраструктуры предполагает подключение организаций образования к сети Интернет с пропускной способностью от 4 до 10 Мбит/сек. К сети Интернет будут подключены более 90% организаций образования, в первую очередь, школы, работающие по пилотной программе ресурсных центров.
Доступ  к Интернету может осуществляться на базе различных каналов связи: аналоговой, выделенной, беспроводной, спутниковой, мобильной и др. Перспектива интернетизации может быть ориентирована на создание зон беспроводного доступа Wi-Max и Wi-Fi в локальные образовательные сети и Интернет на территориях организаций образования с последующим их объединением и внедрением Wap-технологий доступа к Интернет-ресурсам через мобильную сотовую связь. Пропускная способность телекоммуникационного канала организаций образования должна быть достаточна для реализации электронного обучения по всем видам учебной деятельности и технологиям педагогического общения, предусмотренным учебным планом и календарным графиком учебного процесса.
Система электронного обучения должна предоставлять защищенный, масштабируемый и надежный доступ к большому количеству разнородных ресурсов.
Подключение к широкополосному Интернету, обеспечение оборудованием для системы электронного образования и выбор поставщиков услуг будут проводиться в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан в области государственных закупок.
Говоря об электронном образовании давайте остановимся на портале e.edu.kz. Единый вход в Систему обеспечивается через Казахстанский образовательный портал МОН РК. Интеграция должна осуществляться на уровне подсистем Системы и Казахстанского образовательного портала МОН РК посредством веб-сервисов, xml-стандартов и т.д.
Платформа системы e-learning должна обеспечивать работу в географически распределённой многоуровневой архитектуре.
Система должна выстраиваться по модульному принципу. Каждый модуль должен предоставлять пользователям Системы функциональность в соответствии с назначением отдельного объекта автоматизации.
Система должна содержать все данные относительно образовательной системы, действуя как:
Главный инструмент поддержки управления образовательной системы;
Инструмент информационного и научно-методического обеспечения развития образования;
Инструмент мониторинга образовательной системы, с централизованным накоплением сведений, доступный из любого узла Системы электронного обучения в соответствии с уровнем иерархии и правами доступа;
Инструмент для принятия решений, обеспечивающий формирование отчетности о различных аспектах и необходимой статистике по образовательной системе.
Система должна обеспечивать процесс обучения учащихся с ограниченными возможностями, а также всех желающих, не являющимися учащимися ОО, например людей, проживающих за рубежом и желающих изучать казахский язык. Регистрация таких пользователей должна происходить в автоматическом режиме. При этом все данные Системы должны находиться в единой базе данных, доступной для формирования отчётности и статистических выборок на портале МОН РК.
Система должна функционировать на базе единой ИКТ инфраструктуры МОН РК, подведомственных структур, различных уровней управления, организаций образования и интегрированная в образовательный портал МОН РК.
На уровне школы в случае размещения сервера непосредственно на территории школы, должны быть развёрнуты следующие системы:
Школьный портал;
Система управления школой (SMS);
Система управления классной комнатой (CRMS).
Система управления учебным процессом (LMS);
Система тестирования (TSM);
Электронная мониторинговая система физического и психологического здоровья учащихся;
Информационно-справочная система (IMS).
Давайте остановимся на системе управления классной комнатой, и системе управления учебным процессом
Система управления классом (Classroom Management System, далее – CRMS) – это программное обеспечение, позволяющее учителю получить полный контроль над ходом занятий и осуществлять основные функции по проведению уроков в мультимедийном кабинете: управление, наблюдение и общение с учениками.
Необходимость управления использованием информационно-коммуникационными технологиями в сегодняшних современных классах никогда не была такой огромной. Для внедрения автоматизации учебного процесса каждая организация образования будет оснащена необходимым оборудованием: компьютеры новой модификации, обеспечение широкополосного доступа к Интернету и др.
CRMS помогает учителям улучшить эффективность электронного обучения посредством максимального использования дидактических возможностей компьютера, позволяет поддерживать внимание учеников, контролировать использование ими приложений и веб-сайтов, использовать он-лайн помощь и чат-запросы, экономить время благодаря автоматическим рассылке и сбору рабочих файлов, быстрому опросу класса и немедленному показу результатов, осуществляет поддержку различных видов учебной деятельности.
Основными пользователями CRMS являются непосредственные участники образовательного процесса: учитель, ученик, администратор. Категории пользователей имеют разные права доступа к функционалу CRMS: администратор выполняет техническую поддержку пользователей, контролирует корректность функционирования системы; учитель владеет правами управления, наблюдения, полного контроля за действиями учеников; ученик может зайти в систему только с разрешения учителя и выполнять только те действия, к которым открыт доступ.
CRMS обеспечивает контроль и управление работой учеников с рабочего места учителя, их взаимодействие и передачу аудио- и видеоданных в реальном времени, позволяет эффективно использовать время занятия.
Вход в систему осуществляется с помощью логина и пароля, назначенных администратором. Авторизация ученика в системе служит для решения задачи учета статуса присутствия ученика на занятии.
CRMS обеспечивает поддержку файлов любого формата (текстовых, графических, аудио-, видео и т.д.), может иметь выход в Интернет и обеспечивает возможность применения различных методик обучения: работа в парах, группах, индивидуальный и фронтальный опросы, групповое обсуждение и др. Наблюдение со стороны учителя происходит незаметно для ученика и не отвлекает того от основной учебной деятельности.
CRMS включает основные 2 модуля: Модуль Учителя и Модуль Ученика.
Модуль Учителя устанавливается на компьютер учителя и обеспечивает основные функции по проведению занятий: управление, наблюдение, общение с учениками, что предоставляет учителю полный контроль над ходом занятий в компьютерном классе не отходя от своего рабочего места..
Модуль Учителя обеспечивает:
управление компьютером ученика, проведение всевозможных удаленных файловых операций (запуск приложений, управление клавиатурой и мышью, включение, перезагрузка и выключение компьютера);
управление схемой класса; возможность добавления или удаления компьютера из схемы класса;
автоматическое определение всех включенных компьютеров локальной сети и отслеживание присутствия учеников в классе через отражение доступных компьютеров на учительском компьютере;
объединение учеников в группы или пары через управление схемой класса;
удаленное наблюдение на своем мониторе за рабочим столом ученика; возможность отслеживания действий учащихся через мониторинг экранов как отдельных учеников, выбранной группы учеников или целого класса;
блокировку различных действий учеников за их компьютерами, возможность делать экран ученика белым, чтобы привлечь внимание и помочь ученикам сконцентрироваться на освоении учебного материала;
трансляцию экрана учителя группам учеников или конкретному ученику; встроенный инструмент примечаний к транслируемому материалу;
трансляцию изображения с монитора любого компьютера аудитории на настенно-потолочный экран и\или интерактивную доску;
вещание речи учителя в прямом эфире всем ученикам или выбранной группе учеников;
запись, воспроизведение и вещание ранее записанной речи учителя всем ученикам или выбранной группе;
прослушивание диалогов групп учеников или каждого индивидуально,
выбор ученика или нескольких учеников для трансляции их голосов всей аудитории в эфире, контроль права учеников вещать в эфир;
трансляцию аудио- и видеоматериалов всем ученикам или выбранной группе учеников со своего компьютера, а также любого дополнительного звукового устройства;
возможность отключения звука;
устное комментирование во время трансляции аудио- или видеоматериала учащимся;
раздачу и сбор файлов;
копирование содержимого буфера обмена компьютера ученика в буфер обмена учительского компьютера;
возможность сделать экстренное объявление;


создание чатов и группового общения, управление системой диалога,


возможность принять вызов от любого ученика или вызвать любого учащегося самому;
возможность учеников обмениваться текстовыми сообщениями между собой, общаться с другими учениками в форумах под руководством учителя;
контроль учителем выхода в Интернет учеников; разрешение доступа только к утвержденным веб-сайтам, предотвращение доступа к любым или ограниченным веб-сайтам.
возможность оценивать прогресс учеников через разработку и рассылку собственных тестов, создание различных вариантов тестов (с несколькими вариантами ответов, с двумя вариантами ответов – да/нет, с вводом ответа и т.д.) с автоматическим сбором результатов, их обработки и выдачи результатов, согласно выставленными учителем критериями оценки знаний.
проведение он-лайн блиц-опросов;
контроль доступа и использования принтера, разрешение и ограничение вывода документов учеников на печать, ограничение использование принтера по количеству страниц; вывод на экран в реальном времени индикатора печати для идентификации того, какой ученик в данный момент осуществляет печать.
сохранение в памяти данных и объектов урока, записок учителя, индивидуальных записей ученика, снимков с экрана во время презентации / поддерживающих объяснений, результатов опроса класса или группы; индивидуальные результаты тестов учеников; URL веб-сайтов, которые использовались во время урока; копии любых транскриптов чата класса. 
Модуль Ученика устанавливается на компьютеры учеников и обеспечивает возможность взаимодействия с Модулем Учителя, а также:
экономию время на включении /выключении компьютера в начале и конце урока; поиск и запуск нужных приложений веб-сайтов и т.д.;
идентификацию ученика в системе;
работу в обычном режиме на своем компьютере в офисных или других программах;
выполнение заданий, предусмотренных учителем для всего класса или группы, в которую он включен в данный момент;
просмотр на своем мониторе того, что ему транслирует учитель со своего компьютера или компьютера другого ученика;
общаться как с учителем, так и с другими учениками класса и т.д.
работу только с теми приложениями, сайтами Интернет, устройствами хранения информации, к которым учителем разрешен доступ;
получение переданной учителем дополнительной информации, аудио- и видеоматериалов;
ответы на вопросы тестов в режиме реального времени;
при разрешенном доступе учителя просмотр результатов своих ответов при тестировании, сравнение их с результатами других учеников;
участие в форуме на заданную учителем тему;
обмен в чате сообщениями друг с другом или учителем;
обмен голосовыми сообщениями с учителем или с разрешения учителя с другим учеником;
возможность задать учителю вопрос или послать запрос о помощи, вызвать учителя для консультации;
возможность проговаривать устный ответ с прослушиванием в наушниках или записью в компьютер;
печать документов при разрешенном доступе и т.д.

Система управления обучением (Learning Management System, далее – LMS) – это программное обеспечение, позволяющее всем участникам учебного процесса (администрации школы, учителям, учащимся и родителям) получить доступ к содержанию обучения (контенту) в режимах on- и off-line.
LMS призваны наполнить качественным контентом учебный процесс по каждому предмету с первых дней пребывания ученика в школе до последнего выпускного экзамена, представляя информацию различных форматов в удобном для каждого пользователя виде независимо от места его подключения к Порталу.
LMS предоставляет обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов по каждому предмету, изучаемому в школе, проведения теоретических различных типов уроков, организации как индивидуальной, так и групповой учебной деятельности школьников; управления доступом к различным фрагментам учебной информации.
LMS снабжена механизмом поиска по ключевым словам, позволяющим пользователям быстро найти то, что ему нужно, хранить и находить отдельные элементы учебного контента; использовать одни и те же цифровые образовательные ресурсы в различных образовательных целях на разных ступенях обучения.
Интерфейс LMS поддерживается на трех языках и должен быть интуитивно понятным, ориентирован на работу пользователей, не обладающих глубокими знаниями в области программирования и администрирования баз данных, -сайтов и т.п.
LMS размещается на сервере, обслуживающем организацию образования и имеет тесную интеграцию с системой управления школой: единый вход, единую базу пользователей, единый интерфейс и средства администрирования, а также с центральным хранилищем ЦОР, что должно обеспечить синхронизацию данных, выполнение поиска и работу с ЦОР находящимися в хранилище.
LMS включает следующие модули:
Модуль учебных программ
Модуль объявлений
Модуль разработки учебного контента
Модуль управления контентом
Модуль Интернет-ресурсов
Основными пользователями системы управления обучением являются непосредственные участники образовательного процесса и управления, которым присваиваются определенные роли: учитель; ученик; гость; администратор LMS. Все представленные роли имеют четкие функции, обе спечивающие право доступа к ресурсам. Вход в систему осуществляется с помощью логина и пароля, назначенных администратором. Пользователь, получив учетную запись от администратора, может авторизоваться в системе по определенному адресу в локальной сети или удаленно, посредством сети Интернет.
Администратор LMS выполняет функцию управления пользователями, что включает в себя задачи регистрации и контроля доступа пользователей к системе и к учебному контенту. Администратор группирует учеников по классам и назначает учителя для каждого класса, имеет возможность получать сводную информацию о работе каждого ученика.
Учитель обладает правами создавать и управлять ресурсами информационно-образовательной среды LMS, определяет доступ к ресурсам для класса и отдельных учеников; контролирует класс, проверяет достижения учеников и их исполнительность; назначает учащимся групповые и индивидуальные задания; размещает объявления.
Ученик работает с ЦОР, предназначенными учителем для изучения; выполняет задания on- или off-line.
Гость – это любой пользователь, не прошедший авторизацию, который может просматривать уроки, предназначенные для изучения.
Система управления обучением (LMS) должна строиться с учетом педагогических принципов, в том числе:
Принцип научности – научная достоверность изложения содержания учебного материала; соответствие используемой терминологии ее современным научным толкованиям.
Принцип доступности – представление учебного материала сообразно конкретным возрастным особенностям учащихся; отсутствие интеллектуальных, моральных, физических перегрузок учащихся.
Принцип наглядности – целесообразное привлечение органов чувств к восприятию и переработке учебного материала; максимальная визуализация учебного материала.
Принцип системности – соответствие ЦОР определенному структурному компоненту учебного процесса: мотивационно-целевому; содержательному; операционно-деятельностному или оценочно-результативному
Принцип сознательности и интерактивности – четкая постановка учебных задач для пользователей; опора на интересы учащихся и формирование мотивов учения; организация интенсивной умственной деятельности учащихся; организация опосредованного взаимодействия в режиме реального времени и обратной связи.
Принцип связи теории с практикой – практикоориентированность учебного контента; ориентация контента на современные процессы развития общества и экономики.
Модуль учебных программ обеспечивает доступ участников образовательного процесса к нормативным документам, регламентирующим образовательный процесс: Государственные общеобразовательные стандарты образования, учебные планы, типовые учебные программы, авторские учебные программы.
Модуль объявлений позволяет учителю дать объявления, предназначенные для определенного класса или пользователя.. Объявления представляют собой сообщения, которые могут представлять собой назначения определенных ЦОР для изучения, дату работы с определенными темами, конкретные задания, напоминание о необходимости завершить задания в течение определенного срока и т.д.
Модуль разработки учебного контента предоставляет учителю инструментарий для разработки, управления и введения содержания обучения, создания или публикации собственных дидактических материалов, авторских программных продуктов, викторин, контрольных работ и т.д.
Учебный контент, создаваемый учителем, может быть статическим (HTML страницы, тексты) и интерактивным, с элементами анимации и голосовым сопровождением. Встроенный редактор учебного контента позволяет интегрировать в едином представлении образовательные материалы различного назначения; позволяет форматировать текст, создать нумерованный или маркированный список, вставить рисунок или гиперссылку, разместить таблицу и многое другое.
Учитель может загрузить в систему файлы различных форматов (графических, звуковых, видео, текстовых). Учебный контент, который учитель создает или загружает, становится частью системы и может быть неоднократно использован для проведения уроков или самостоятельной раблоты учащихся. Для этого создаваемому или загружаемому файлу присваивается наименование, которое должно быть понятно ученикам и четко отражать его содержание.
Учитель должен иметь возможность назначить созданный им контент для работы ученикам и контролировать эту работу.
Создавать учебный контент могут только учителя, ученики могут только работать с созданными учителями ресурсами, выполнять задания, отправлять учителю ответы.
Ученик может отправить на сервер результаты выполненного задания в виде нескольких отдельных файлов, в виде файла, в виде текста. Модуль позволяет учителю просмотреть файлы ответов и дать каждому ученику комментарии на выполненное задание.
Модуль управления контентом предоставляет инструментарий поиска и работы с ЦОР в соответствии со структуризацией учебного курса по предмету. Модуль содержит каталоги цифровых образовательных ресурсов и является механизмом целевого предоставления элементарных составляющих учебного контента согласно мотивационно-целевому, содержательному, операционно-деятельностному и оценочно-результативному компонентам процесса обучения.
ЦОР создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый ЦОР автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Более подробно требования к ЦОР будут раскрыты в следующем параграфе.
Прежде чем определить сущность электронного обучения, необходимо рассмотреть понятие «обучение».
Как можно заметить, исследователями подчеркивается деятельностный характер обучения, в большинстве из них сущность обучения рассматривается как двусторонний процесс преподавания и учения, как взаимодействие учителя и ученика.
Под преподаванием понимается деятельность учителя по передаче информации; организации учебно-познавательной деятельности учащихся; оказанию помощи при затруднении в процессе учения; стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся; оценке учебных достижений учащихся. Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки её усвоения, а также взаимодействие с учениками и организации и совместной, и самостоятельной деятельности.
Учение это деятельность ученика, которая подразумевает освоение, закрепление и применение знаний и навыков; самостимулирование к поиску, решению учебных задач, самооценки учебных достижений; осознание личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося .
Мы тоже считаем, что сущностную характеристику процесса обучения отражает понятие «взаимодействие»: обучение это процесс активного целенаправленного взаимодействия. В контексте электронного обучения это взаимодействие не только учителя и ученика, но и учителя, ученика и информационно-образовательной среды, созданной за счет трансферта ИКТ в педагогический процесс, в результате которого у ученика формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества.
Конечно, если все сказанное действительно достигнет своей цели , то можно сказать что проблема с обучением уже решена с внедрением Е – LEARNING.
В Махтаральском районе школа №3 им. Ю. Гагарина испытала все прелести электронного обучения. Я как представитель этой школы уже упоминала о достоинствах и преимуществах электронного обучения, но есть обратная сторона медали. В электронном обучении есть несколько минусов, которые тормозили в процессе работы учебный процесс, затрудняли достичь вышесказанные цели. Давайте рассмотрим некоторые из них:
- нет взаимосвязи между комнатами, т.е. данные о проделанной работе не собираются в портфолио учителя, ученика
- не заполняется автоматически расписание,
- при загрузке поурочных планов не поддерживается графические и мультимедийные функции.
т.е. это говорит о том, что программа системы электронного обучения до конца не доработана.
Уже не говоря о том, что есть такие минусах как нижеперечисленные пункты;

отсутствие мотивации извне и недостаток контроля. Наибольший эффект от обучения с помощью e-learning способны извлечь те обучающиеся, кто имеет высокую внутреннюю мотивацию.
напряженный график выполнения заданий,
недостаточная компьютерная грамотность
долгое пребывание за компьютером, вред здоровью
лишняя нагрузка для учителей (информатиков).
Также одним из минусов является нестабильная работа Интернета. Сбои, обрыв связи, низкая скорость передачи данных. У нас нет 100% уверенности, что КазТелеКом сможет всем школам одновременно предоставить стабильную связь.

Вдобавок, хотелось бы сказать, достигнет цели тот, кто поставил ее. И наша цель идти в ногу со временем, учиться, познавать все секреты жизни. Все трудности решаемы, главное ничего не упустить
Использованная литература



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Государственная программа развития образования Республики Казахстан
на 2011-2020 годы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Monotype Corsiva