Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе по учебнику Л.А.Тростенцовой и др.
Календарно-тематическое планирование.9 класс.
№ Наименование раздела и тем Часы учебного времени Плановые сроки прохождения
1 Международное значение русского языка 1 4.09
2 Повторение изученного вY-YIII классах (5+2)
Р.р. Устная и письменная речь. Монолог, диалог. 1 6.09
3 Стили языка. 1 11.09
4 Простое предложение и его грамматическая основа. 1 13.09
5 Предложения с обособленными членами. 1 18.09
6 Обращения, вводные слова и вставные конструкции. 1 20.09
7 Контрольный диктант. 1 25.09
8 Р.р. Анализ текста. Способы сжатого пересказа текста. 1 27.09
9 Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения. 1 2.10
10 Союзные и бессоюзные сложные предложения. 1 4.10
11
Р.р. Сочинение на лингвистическую тему «Значение вводных слов в речи». 1 9.10
12 Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. 1 11.10
13 Сложносочинённые предложения (5+2)
Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. 1
16.10
14 Сложносочиненные предложения с соединительными союзами.
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами.
Сложносочиненные предложения с противительными союзами. 1 18.10
15 Р.р. Сочинение на лингвистическую тему «Особенности служебных частей речи» 1 23.10
16 Диктант по теме «Сложносочинённые предложения» 1 25.10
17 Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. 1 6.11
18 Контрольное тестирование по теме «Сложносочиненное предложение» 1 8.11
19 Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 1 13.11
20 Сложноподчинённые предложения (17+6)
Понятие о сложноподчиненном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. 1 15.11
21 Союзы и союзные слова в СПП. 1 20.11
22 Роль указательных слов в СПП. 1 22.11
23 Контрольный тест по материалам ГИА 1 27.11
24 Р.р. Устное обучающее сжатое изложение (упр.95) 1 29.11
25 СПП с придаточными определительными. 1 4.12
26 СПП с придаточными изъяснительными. 1 6.12
27 Р.р. Сжатое изложение
(по упр. 106) 1 11.12
28 СПП с придаточными изъяснительными. 1 13.12
29 СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места. 1 18.12
30 Р.р. Текст. Синтаксический и пунктуационный анализ простых и сложных предложений 1 20.12
31 Р.р. Контрольное сжатое изложение с элементами сочинения 1 25.12
32 Р.р. Контрольное сжатое изложение с элементами сочинения 1 27.12
33 СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия.
СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. 1 15.01
34 СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. 1 17.01
35 Р.р. Сжатое изложение 1 22.01
36 СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. 1 24.01
37 Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение 1 29.01
38 Анализ письменных работ 1 31.01
39 Синтаксический разбор СПП. Пунктуационный разбор СПП. 1 5.02
40 Р.р. Комплексный анализ текста. Высказывания на лингвистическую тему. 1 7.02
41 Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение» 1 12.02
42 Контрольный тест по теме «Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения» 1 14.02
43 Бессоюзные сложные предложения(6) Понятие о БСП. Интонация в БСП.
БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой. 1 19.02
44 БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. 1 21.02
45,
46 Р.р. Контрольное сжатое изложение с элементами сочинения 2 26.02
28.02
47 БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.
Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Повторение и обобщение изученного. 1 5.03
48 Контрольный тест по материалам ГИА 1 7.03
49 Сложные предложения с различными видами связи (4+2)
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП. 1 12.03
50 Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. 1 14.03
51
Р.р. Сжатое изложение (упр.129)
с дополнительным заданием 1 19.03
52 Р.р. Публичная речь. 1 21.03
53 Повторение и закрепление изученного1 2.04
54 Контрольный диктант 1 4.04
55 Повторение и систематизация изученного (14)
Фонетика и графика. 1 9.04
56 Лексикология (лексика) и фразеология. 1 11.04
57 Морфемика. 1 16.04
58 Словообразование 1 18.04
59 Морфология. 1 23.04
60 РР Сжатое изложение упр. 259 1 25.04
61 Синтаксис. Способы передачи чужой речи. 1 30.04
62 РР Сочинение-отзыв на просмотренный фильм упр. 260 1 2.05
63 Орфография. Пунктуация. 1 7.05
64
65 Итоговая работа в формате ГИА 1 14.05
66 РР Комплексный анализ текста 1 16.05
67 РР Сочинение на свободную тему( упр.279) 1 21.05
68 Итоговое контрольное тестирование 1 23.05
Примечание: в связи с тем, что один урок выпал на праздничный день (09.05.2015), то были совмещены следующие уроки:
Дата проведения Номера уроков Темы уроков
14.05 64-65 Итоговая работа в формате ГИА
Таким образом, общеобразовательная программа скорректирована и будет выполнена полностью.
Формы и средства контроля.
Контрольные работы.
Количество контрольных работ 9 класс
Диктант 1
Контрольное тестирование 2
Изложение 2
Сочинение 2
Сочинения
Урок 11. Сочинение на лингвистическую тему «Значение вводных слов в речи».
Урок 15.Сочинение на лингвистическую тему «Особенности служебных частей речи».
Сочинение(образец) на лингвистическую тему «Значение вводных слов в речи».
Вводные слова и вводные предложения применяются для того, чтобы сделать текст более стройным. Это своеобразные слова-помощники, которые устанавливают логическую связь между частями высказывания. Синтаксически они не связаны с другими словами, то есть к ним невозможно задать вопрос, они не являются членами предложения и утрачивают морфологические признаки, но их роль очень важна для понимания смысла текста. Они точно передают то, как говорящий относится к основному содержанию высказывания. Вводные слова делятся на особые тематические группы. Каждая из этих групп выполняет свою функцию. Например, вводные слова, которые выражают чувства говорящего (на счастье, к прискорбию, чего доброго) придают тексту эмоциональность. Слова, указывающие на источник сообщения (по-моему, по мнению ученых, по слухам), делают высказывание субъективным или, наоборот, объективным. А слова, осуществляющие связь мыслей, последовательность изложения (итак, следовательно, во-первых) и указывающие на приемы и способы оформления мыслей (одним словом, иначе говоря, так сказать) служат средствами связи частей предложения, предложений и даже микротем. В роли вводных слов часто употребляются самостоятельные части речи. Чтобы проверить, является слово вводным, нужно помнить, что эти слова легко убираются из текста без ущерба для смысла. Для самостоятельной части речи это невозможно. Вводные слова помогают более точно передать свои чувства и мысли, сделать высказывание более доступным и выразительным. А читателю они дают возможность сразу разобраться в написанном и прочитать текст с нужной интонацией.
Сочинение (образец) на лингвистическую тему «Особенности служебных частей речи».
Части речи – это группы слов, объединенных общими морфологическими признаками. У служебных слов нет таких признаков. Они не склоняются, не спрягаются, не являются членами предложения, и объединяют их только функции, которые они выполняют. К служебным частям речи относятся предлоги, союзы и частицы. Предлоги служат для связи слов в предложении и словосочетании. Они употребляются с существительными, некоторыми местоимениями и некоторыми числительными. Связывая слова, предлоги участвуют в передаче смысловых отношений. Это могут быть пространственные (в, на, около, вокруг), временные (к, до, в течение ), (целевые (для, ради, на) и другие отношения. Употребление предлога неотделимо от категории падежа, так как слова, как правило, связываются при помощи предлога и окончания одновременно. Союзы - это служебные слова, соединяющие однородные члены предложения или предикативные части сложных предложений. Союзы делятся на подчинительные и сочинительные. Сочинительные связывают однородные члены и части сложносочиненного предложения, а подчинительные употребляются в сложноподчиненных предложениях. Союзы, как и предлоги, тоже выражают смысловые отношения. Так сочинительные союзы делятся на соединительные, противительные и разделительные, а подчинительные могут быть целевыми, условными, причинными, уступительными и т. д. Правильный выбор предлогов и союзов помогает организовать структуру высказывания, установить смысловые отношения между единицами речи. Частицы, в отличие от предлогов и союзов, не выражают грамматических отношений. Они придают определенные оттенки значения отдельным словам или предложениям в целом, а также могут служить для образования форм глагола. К формообразующим относятся частицы да, давай, пусть, пускай (повелительное наклонение), бы (условное наклонение). Другие частицы называют модальными или смысловыми. Они могут выражать различные оттенки значения: уточнение и усиление (Мне как раз сюда и надо), отрицание (На небе ни облачка), сомнение (Неужели все позади?), восхищение (Ну что за шейка, что за глазки…) и т.д. Употребление эмоционально-экспрессивных частиц делает нашу речь более выразительной. Можно сделать вывод, что служебные части речи, не обладающие сами по себе лексическим значением, могут существенно влиять на смысл высказывания.
Урок54
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ с грамматическим заданием по теме «Сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложения».
КусакаКусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась обратно. Здесь она проделала то, чего никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, поскребла когтями. В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.
Начался частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветливого неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась странно пустой, свет долго еще печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.
И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла. Звенящей, острой, как отчаянье, нотой ворвался вой в монотонный шум дождя, прорезая тьму, понесся над обнаженными полями.
И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу
Грамматические задания.
1 вариант.
Произвести полный синтаксический разбор предложений и построить их схемы.
1) И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла.
2) В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке2 вариант.
Произвести полный синтаксический разбор предложений и построить их схемы.
1). Кусаке казалось: стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, ему хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу
2). Начался частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи
Урок 42
КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Контрольное тестирование по теме: «ССП и СПП»
1.Укажите номер(а) предложений с однородными членами, соединѐнными сочинительными союзами.
1)Кругом царит полумрак, а вода совершенно неподвижна.
2)Медленно поднялся я по ступенькам лестницы и прислонился к перилам.
3)Не то стучат топоры, не то стук колотушки сторожа раздаѐтся в морозном воздухе.
4)Последние тени сливались, да мгла глядела, слепая, необъятная.
5) Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.
2. На месте каких цифр нужно поставить запятые?
Слышно(1) как осторожно ходит по комнатам садовник(2) растапливая печи (3) и (4)как дрова трещат(5) и стреляют. Кукушка выскакивает из часов (6) и насмешливо-грустно кукует над тобою в пустом доме.
3. Укажите номер (а) предложений с пунктуационной ошибкой.
1) Архип взял свечку из рук барина, отыскал за печкою фонарь, засветил его, и оба тихо сошли с крыльца , и пошли около двора.
2) Сторож начал бить в чугунную доску, собаки залаяли.
3) Бабы с криком спешили спасти свою рухлядь, ребятишки прыгали, любуясь на пожар.
4) Маша имела прекрасный голос, и большие музыкальные способности, Дефорж вызвался давать ей уроки.
4. Укажите количество грамматических основ в предложении (цифрой):
Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня.
5. На месте каких цифр нужно поставить запятые?
Птицы кричали (1) ссорились(2) непрерывно слетались(3) возвращались(4) и над скалою слышался неумолкаемый шум. Снег летит (5) и с сосен (6) и с берѐз (7) и весь лес вот-вот запылает белым пожаром.
6. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Серая, (1) застывшая по-осеннему, (2) уже затянутая туманцем вода не отражала высоких звезд, (3) кусты на берегу, (4) откуда всю ночь стреляли пулеметы, (5) стояли затаенно, (6) неподвижно. (Ю.Бондарев)
7. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Июльским полднем тропой,(1) пробитой по берегу, (2) торопливо ехал всадник с закинутым за спину ружьем. На одном из поворотов тропы он становился, (3) опустил повод и, (4) прищурив глаза, (5) внимательно смотрел на залитую полуденным солнцем реку, (6) точно ожидая, (7) не появится ли кто на ней из-за крутого поворота. (А.Куликов)
8. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
И вот гимнаст повисает вниз головой, (1) а его партнерша ловко соскользнула с ракеты и в какое-то мгновение ловит его руки, (2) вкладывает ладонь в ладонь, (3) чтобы крутиться под куполом, (4) сжиматься и разжиматься, (5) как пружина, (6) отбрасывая на стены легкие, (7) стремительные тени, (8) вызывая то мертвую тишину, (9) то вздох облегчения, (10) то бешеные аплодисменты. (Е.Велтистов)
9. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Директор с тремя помощниками взялись за ручки и отнесли чемодан на второй этаж. Поднявшись за ними, (1) профессор с удовольствием оглядел голубоватые стены гостиной, (2) удобную мебель, (3) маленький рабочий стол у широкого, (4) во всю стену, (5) окна. Он почувствовал, (6) что в комнате пахнет сосновым лесом, (7) и улыбнулся. (Е.Велтистов)
10. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Засунув руки в карманы,(1) отчужденно осматриваясь, (2) полковник медленно обошел всю свою квартиру. Кроме обоев, (3) тут, (4) кажется, (5) ничто не напоминало того места,(6) где они с Шурой когда-то жили. Квартира ничем не отличалась от других случайно уцелевших квартир в других городах, (7) куда ему приходилось входить в последнее время. (Ф.Кнорре)
Прочитайте текст и выполните задания 11 - 12
(1)С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. (2)Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, а дожди поливали их с утра до ночи.(3) Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца; воздух делался чист и ясен, солнечный свет ослепительно сверкал между листвою. (4)Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков. (5)Стоишь у окна и думаешь: «Авось, бог даст, распогодится». (6)Но ветер не унимался. (7)Он волновал сад, рвал непрерывно бегущую из трубы людской струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. (8)Они бежали низко и быстро и скоро, точно дым, затуманивали солнце. (9)Погасал его блеск, закрывалось окошечко в голубое небо. (10)В саду становилось пустынно и скучно, снова начинал сеять дождь. (11)Из такой трепки сад выходил почти совсем обнаженным, засыпанным мокрыми листьями и каким-то притихшим, смирившимся.
11. Укажите номер (номера) ССП.
12. Выпишите из предложений 4-6 все сочинительные союзы.
Урок 68
Итоговое контрольное тестирование.
1. В каком случае дано сложное предложение? а) Каждый язык принадлежит обществу, известному общественному союзу. б) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век разнообразный тобой украсил я. в) Есть терпение, будет и умение. г) Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окон почти в одно и то же время два лица: женское в чепце, узкое и длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы.
2. Какое предложение является сложносочиненным? а) Гейне создал «Зимнюю сказку» в Париже, там же Тургенев писал «Отцы и дети». б) Едва начался декабрьский рассвет, Аночка вышла на улицу. в) Глушь и дичь в пуще, однако чистые просеки делятся на правильные нумерованные квадраты. г) Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять.3. Какое предложение является сложноподчиненным? а) Я вам отвечу очень просто, поскольку мы уже друзья. б) По обе стороны — высокие, до пяти метров высоты, неприступные стены камыша, издавна получившие название крепей, глухие же чащи зеленых дремучих зарослей называют Каспийскими джунглями. в) Нежнейшие оттенки цветов — красного, малинового, желтого и зеленого — раскрашивали облако, лучи каждое мгновение тоже меняли свою окраску. г) То раздавались удары, то пели колеса.
4. Какое предложение является сложным бессоюзным? а) Я не знаю, будет ли свидание. б) Если уж эти стихи написаны, я смотрю на них как на товар. в) Как ни тепел был дождь, мы начали зябнуть. г) Растительность песков богаче глинистых пустынь, поэтому пески издавна используются для выпаса овечьих отар.
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? На вопрос (1) случалось ли ему драться (2) отвечал он сухо (3) что случалось (4) но в подробности не входил (5) и видно было (6) что такие вопросы ему неприятны. а) 1, 2, 3, 4, 5, 6 б) 2, 3, 4, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 6 г) 3, 4, 5, 66. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Хорошее воспитание (1) не в том (2) что ты не прольешь соуса на скатерть (3) а в том (4) что не заметишь (5) если это сделает кто-нибудь другой. а) 1, 2, 3, 4, 5 б) 2, 3, 4, 5 в) 1, 2, 3 г) 2, 3, 5
7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Уже несколько минут стоял Плюшкин (1) не говоря ни слова (2) а Чичиков все еще не мог начать разговора (3) развлеченный (4) как видом самого хозяина (5) так и всего того (6) что было в комнате. а) 1, 2, 3, 4, 5, 6 б) 2, 3, 4, 5, 6 в) 1, 2, 3, 5, 6 г) 1, 2, 4, 5, 6
8. В каком случае дана правильная характеристика предложения (знаки препинания не расставлены)? Когда жар спадал и мы открывали окно часть моря видная из него между кипарисов имела цвет фиалки. а) сложносочиненное предложение б) сложноподчиненное предложение в) бессоюзное предложение г) предложение с разными видами связи
9. Какая схема отражает строение сложносочиненного предложения? а) или [ ], или [ ]. б) [ ], (что ...). в) [ ]; [ ]. г) (если ...), [ ].
10. В каком случае даны союзы, которые могут связывать части сложносочиненного предложения? а) что, если, когда б) зато, однако в) потому что, в связи с тем что, оттого что г) как, хотя
11. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны соединительным союзом? а) Митя спал с незавешенными окнами, и сад и луна всю ночь смотрели в них. б) С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась. в) То за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным выстрелом ударит пудовая рыба. г) Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, смутные, неясные, как сон.
12. В каком случае перед союзом и не нужна запятая? а) Солнце зашло и начало смеркаться. б) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря. в) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел. г) Из окна дует холодом и сыплет снег.13. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания? а) Любовь не знает страха, и отвергает страх, и восстает из праха. б) И зачем эта странная ночь, и зачем стоит этот сонный корабль в сонном море? в) Метет и нет конца метели. г) Снега сошли и смыли след.
14. В каком случае словочто является союзным словом? а) У Чарльза Диккенса спросите, что было в Лондоне тогда. б) И на этой земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил. в) И старый пес, ложась у ваших ног, вздохнет о том, что тоже одинок. г) Ничего, голубка Эвридика, что у нас студеная зима 15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Вечером на веранде мы стали разбирать книги (1) среди (2) которых были любимые мною произведения Дюма, Грина, Скотта (3) а также (4) труды по философии и искусству. а) 1, 2, 3 б) 1, 2, 3, 4 в) 1, 3 г) 2, 3
16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Ровно в третий день после моего рождения (1) в который мне минуло десять лет (2) и в который я получил такие чудесные подарки, в семь часов утра, Карл Иванович разбудил меня (3) ударив над самой моей головой хлопушкой. а) 1 б) 1, 2 в) 1, 2, 3 г) 1, 3
17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Все возы (1) потому (2) что на них лежали тюки с шерстью (3) казались (4) очень высокими и пухлыми. а) 1, 2, 3 б) 1, 2, 3, 4 в) 1, 3 г) 1, 3, 4
18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Многие путешественники (1) после долгого похода (2)во время (3) которого они бывают лишены многих удобств (4) испытывают приятное чувство отдыха в городской квартире. а) 2, 4 б) 1, 2, 3, 4 в) 1, 2, 3 г) 1, 3, 4
г) Ничего, голубка Эвридика, что у нас студеная зима
19. В каком случае на месте пропуска нужна запятая? а) Я решил, что__хотя ты и не принимал участия в разговоре, мы единомышленники. б) По мере того__как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее. в) Он решил, что__если его ждут такие мучения, то лучше умереть. г) В лесу было тихо, несмотря на то__что солнце уже поднялось20. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится запятая (запятые)? а) За двумя зайцами погонишься__ни одного не поймаешь. б) Картина восхитительная__ночь, тишина, вдали огоньки бивачных костров. в) Летела пыль__вывески раскачивались и скрежетали__шляпы срывались с голов и катились под колеса прыгающих экипажей. г) В декабре 1917 года я написал поэму «Петербург», прочитал ее своим друзьям и запер в стол__это было не время для стихов.
21. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится двоеточие? а) Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и громом рассыпанная мука вертелась столбом. б) Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату. в) Ширь даль зелень. г) Не хватит света факел сердца выну.
22. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире? а) Синеватые леса темнели по долине светлой местами алой сталью блестела река в камышах и высокой луговой зелени. б) Нынешней осенью вдруг я почувствовал со старым другом надо увидеться. в) Спускаюсь с мостика заглядываю в каюту народу человек восемь. г) Ветку тронешь дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь.23. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения? Она села в кресло, долго смотрела на язычок огня он даже не вздрагивал. а) тире б) двоеточие в) точка с запятой г) запятая
24. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями последовательное подчинение? а) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями. б) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться. в) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели. г) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.
25. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями однородное подчинение? а) Он бережно поцеловал жену и пошел в комнату, где ожидали его краски, кисти, холст — все то, без чего он не мог представить себе ни одного дня жизни. б) С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы. в) Было слышно, как беспокойно плещется рядом Нева , как где-то над крышами гудит мокрый флаг. г) Когда шел этот разговор, в соседней комнате стоял сельский мельник, которого для размола зерна вызвал на усадьбу Курбского Иван Колымет.
26. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями параллельное подчинение? а) Все, что роте предстояло сделать в темноте, Рюмин не только последовательно знал, но и видел в том обостренном луче света, который центрировался в его уме. б) Хотя над воротами надпись, что здание находится под охраной государства, никто его не охраняет. в) Игнатий Хвостов рассказал товарищам о том, кто был Траян, каким жестоким преследованиям подвергал он первых христиан. г) Неизвестно, построена ли яхта еще до первого приезда Петра Бажениным или же она была подарена русскому царю голландскими купцами.
Контрольные изложения
Уроки №31-№32. Контрольное сжатое изложение с элементами сочинения по теме «Сложноподчинённые предложения»
Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги. И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру. Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека. Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг. (По материалам энциклопедии.248 слов)
Задание: Написать сжатое изложение
Ответить на вопрос: «Какую роль играет книга в вашей жизни?»
Урок 45-46
Контрольное сжатое изложение с элементами сочинения по теме «Бессоюзные сложные предложения»
Рождение музыки.
Жизнь была уже полна звуков. Над горными склонами Фракии гулко разносилось ржание коней, ещё не знавших узды. Из зарослей выбегал чёрный ощетинившийся вепрь и, суетливо хрюкая, звал за собой кабаниху и дюжину полосатых поросят. Медведь под дуплом дуба ревел, отбиваясь лапой от гудящего роя пчёл. Густо населённые зверьём, птицами и насекомыми леса клокотали от нестройного хора голосов. Человек жил тут же рядом, внушая к себе уважение и вызывая страх. Однако его голос не выделялся из разноголосицы природы, частью которой он себя считал.
Но однажды - как рассказывает предание- на поляну вступил юноша. В руках его не было ни камня, ни палки, без которых тогда не осмеливался покинуть пещеру или землянку ни один человек. Кажется, юноша никого не боялся. Он расположился на камне и снял с плеча предмет, не знакомый обитателям леса. Его можно было принять за лук, со свистом выпускающий жалящие и пронизывающие насквозь стрелы. Но на луке была одна тетива, а здесь семь, и укреплены они так, что для стрелы нет упора. Юноша ударил пальцами по натянутым нитям своего странного лука и исторг звуки, каких никогда не слышал ни один зверь и ни один человек. Они напоминали что-то давно забытое или потерянное, что-то разлитое в самой природе, но ещё никем не извлечённое. Словно бы пчёлы вместо того, чтобы собирать сладость цветов, решили нанизывать всё лучшее, что содержал мир звуков, и юноша услышал это и воспроизвёл. И хотя это не напоминало знакомые голоса или шумы природы, но будило какой-то странный отзвук и властно тянуло к себе, заставляя презреть выработанные веками осторожность, страх и вражду.
Уйдя с головой в божественные звуки, юноша не замечал ничего вокруг. Он выливал из себя всё, что его переполнило, не заботясь о слушателях. А их с каждым мгновением прибывало всё больше и больше. Царственно прошагал лев и лёг, склонив огромную голову на скрещенные лапы. Рядом с ним замер пугливый олень, закинув ветвистые рога. Тут же пристроился заяц. Деревья привстали и, казались, вот-вот шагнут навстречу певцу.
Музыканта звали Орфей. Он не мог похвастаться знатностью своего рода. Другие герои считали своими отцами Зевса или Аполлона, матерью- Афродиту. Отцом Орфея был затерявшийся во фракийских дебрях горный поток Загр, а матерью - муза Каллиопа(Прекрасноголосая). Не совершал он подвигов подобных тем, которые прославили Персея или Геракла. Но деяния его беспримерны, так же как беспримерна его слава.
( 375 слов) (А. И. Немировский. Мифы Древней Эллады) Задание: перескажите текст сжато.
Ответьте на вопрос: «Какую роль играет музыка в вашей жизни?»