Эссе на конкурс Педагог года
это не сосуд, который надо заполнить,
а факел, который надо зажечь
Плутарх
Образование – то, что остается после того,
когда забывается все, чему учили.
Альберт Эйнштейн
Эссе. Я – учитель.
Осьминкина Ю.В.
Львиную долю жизни и развития ребенка занимает период обучения в школе. Чему дети учатся? Именно в течение детства они впитывают всё новое, создают свои связи, понятия Но образование как процесс предполагает, что нужно не просто вкладывать в головы уже готовые знания, а научить добывать информацию самостоятельно, обобщать и систематизировать её, а далее использовать в новых жизненных ситуациях. Ведь самое главное, чему необходимо научить – это учиться. Это необычайно важное умение поможет молодому человеку быть адаптированным и конкурентоспособным в постоянно меняющемся мире. Сформировать его – вот цель современной школы. Каждый учитель вкладывает что-то своё в развитие учащихся, и я, со своей стороны, провожу большую работу в данной области, как на уроках биологии, так и во внеурочное время.
Обобщая вышеизложенное, можно задаться вопросом: какая деятельность позволяет более полно раскрыться ученику? Каким образом можно попытаться сформировать уверенного в себе, не стандартно мыслящего, способного принимать взвешенные решения человека? Ученика, который способен работать самостоятельно и в коллективе, не бояться высказывать и отстаивать собственное мнение? Что для этого необходимо сделать?
Я считаю, что наиболее полно данные качества формируются при работе над исследовательским проектом, ведь ученик не только знакомится с литературой и учится выделять главное, но и активно эксперементирует, делает выводы, обобщения, защищает свою работу, отвечает на вопросы оппонентов. Данная форма работы целиком зависит не только от плодотворной работы учителей, но и от активности учащихся. Учитель должен быть не транслятором информации, а выступать в роли организатора разноплановой деятельности, создавать условия для активной и разнообразной работы школьников. Акцент делается на личностно-ориентированный подход к ученику, на всестороннее развитие умений и навыков, востребованных в современном обществе. Именно поэтому в своей работе я уделяю большое внимание научно – исследовательской деятельности учащихся. В каждом учебном году до 18 человек занимаются разработками индивидуального проекта, участвуют в конференциях всех уровней (от школьной до Международной), публикуются в различных сборниках, сайтах. Разработки ведутся в нескольких направлениях: ботанике, зоологии, медицине, психологии, экологии, данный фронт работы не только расширяет кругозор, но и повышает самооценку, делая учащихся более успешными.
Но если подсчитать процентное соотношение, то 18 человек из 425 (именно это количество учеников я обучаю) – это всего 4%, то есть капля в море. Как же заинтересовать, увлечь исследовательской работой большинство ребят? С этой целью мною проводятся домашние исследовательские работы в 5 – 8 классах. Например, в 6 классе ученики делают эксперименты на темы:
- докажите, что для прорастания семенам нужна вода (свет, воздух, тепло.)
- вегетативное размножение растений
- выращивание растений на разных почвах
- влияние ауксина на развитие корней
- всхожесть семян
- влияние удобрений на рост и развитие
- пикировка
- прищипка
- таксисы и настии
- условия развития хлебной плесени.
Обращаю ваше внимание, что указанные эксперименты учащиеся проводят дома, фотографируют ход работы, описывают результаты, делают выводы и докладывают о результатах одноклассникам, а также на школьной научно – практической конференции. Возможно, что выполняя подобные работы, ребёнок приобретёт некоторые необходимые для развития личности знания и умения, ряд необходимых навыков.
Также мы стараемся участвовать во всех конкурсах различных уровней и направлений – это стимулирует ученика пересмотреть свои разработки, представить информацию в ином ракурсе. Только в октябре – ноябре 2015г. мы приняли участие во Всероссийском конкурсе «Таланты России», муниципальном конкурсе творческих презентаций «Труженица пчела», конкурсе экологических стендов «Лихоборка», агитационных роликов, городской и Республиканский конкурс в рамках ежегодной общероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности» среди общеобразовательных школ города Ижевска.
В своей работе мы широко используем такое направление деятельности, как социальное проектирование. В чём заключается его положительная динамика? Дело в том, что проблему для проекта мы находим совместно, ученики сами разрабатывают проект, готовят пособия, ищут информацию, проводят мероприятия, творческие мастерские, беседы, игровые программы, флешмобы, викторины.
Работают группой, учатся:
1. Изучать (извлекать пользу из опыта, находить взаимосвязь в знаниях и упорядочивать их, умение решать проблемы, заниматься самообучением);
2. Искать (запрашивать различные базы данных, опрашивать окружение, консультироваться у экспертов, уметь работать с документами, квалифицировать их);
3. Думать (находить взаимосвязь прошлых и настоящих событий, занимать позицию в дискуссиях и высказывать своё мнение, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем и окружающей средой);
4. Сотрудничать (уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия, конфликты);
5. Приниматься за дело (включаться в проект, вносить свой вклад в коллективную деятельность, организовывать свою работу, нести ответственность за принятые решения);
6. Адаптироваться (использовать новые технологии).
Данной работой мы занимается совместно с волонтёрами, учащимися 4 – 9 классов школы, а что может быть лучше, чем радость ученика от успешно проведённого мероприятия, от заслуженного диплома или благодарности? Ведь показать возможности, которые открываются перед воспитанниками – это и есть работа учителя.
В настоящее время в школе мы реализуем следующие проекты: «Зелёный мир» (сентябрь), «Активная перемена» (октябрь), «Стоп - сигарета» (10 ноября), «Мир без СПИДа» (1 – 5 декабря), «Шоу снеговиков» (25 декабря), «Школа здоровья» (март), «Неделя добрых дел» (аперль). Например, в сентябре в рамках проекта «Зелёный мир» мы организовывали: выставку плакатов, коллажей, фоторабот на экологическую тему, просмотр фильма «Дом: свидание с природой», а также написание тезисов – предложений «Что лично я могу сделать для сохранения планеты». Во время акции: «Зелёная школа» волонтёры произвели высадку аллеи и оформление газона: учащиеся на свободной территории посадили ими же привезённые ели, сосны, рябину, дубы и другие деревья. Было проведено занятие «ЭКОУРОК», нацеленный на решение проблемы образования твёрдых бытовых отходов и занятие: «Экологическая обстановка». Волонтёрами был организован флэшмоб: учащиеся оформляюли плакаты на экологическую тематику, одевали противогазы и стояли около автобусной остановки. Цель мероприятия – привлечь внимание к проблеме работы автобусов на холостом ходу около школы, отравляя тем самым учащихся в течении всего учебного дня. Мы прослушали доклад участника научно – практической конференции на тему «Анализ рекреационной нагрузки автомобильного транспорта около школ г. Ижевска и влияние её на качество атмосферного воздуха» и создали артобъект «Памятники природе». В 6х классах был проведён квест «Экологическая тропа»: игра по станциям с выполнением заданий, связанных с природоохранной деятельностью. Волонтёры выходили в классы начальной школы с беседой на тему: «Откуда берётся чистый воздух?», в завершении мероприятия мы организовали сбор макулатуры, а на вырученные деньги были куплены предметы гигиены для детей, живущих с ВИЧ – инфекцией.
Такой метод как работа с волонтёрами является весьма эффективным: ведь молодёжь с большим интересом слушает сверстников, чем взрослых, а игровые формы подачи информации откладывают более сильный отпечаток и надолго запоминаются, в отличие от лекций.
С мастерскими и игровыми программами мы посетили Республиканский Детский Дом, школы-интернаты № 2, № 13, № 75, Республиканский Реабилитационный Центр, Центр для детей с ограниченными возможностями «Тёплый Дом». Ряд сценариев мероприятий опубликован в сборниках «Наше здоровье – в наших руках!». Также активно разрабатываются стенды, агитационные листовки, видеоролики, фотоматериалы, проводятся акции и тематические классные часы по проблемам социально-значимых заболеваний. Волонтёрский отряд участвует в районных, городских и республиканских конкурсах. В нашей копилке – участие во Всероссийской олимпиаде школьников и студентов по профилактике употребления ПАВ, есть работы, опубликованные на уровне России. В 2009г. волонтёрский отряд получил Гран-при на городском конкурсе «Лучший волонтёрский отряд». В 2015г. приняли участие в Городском конкурсе социально – направленных проектов (программ) по пропаганде здорового образа жизни среди волонтёрских отрядов общеобразовательных организаций, спортивных и досуговых учреждений «Лучший волонтёрский отряд района» г. Ижевска.
Мы постоянно проводим анкетирование среди волонтёров, из которых можно сделать вывод, что школьникам не хватает общения, и они хотят работать в отряде, потому что это не только возможность интересно и с пользой провести свободное время, но и возможность показать себя, поделиться информацией с другими, поработать на мероприятиях. Волонтёрский отряд сближает подростков, даёт им возможность общаться, находить решения вопросов в коллективе, вести дискуссии, отстаивать своё мнение. Следовательно, у волонтёров также развиваются необходимые умения, что очень важно для дальнейшего формирования личности.
Таким образом, разноплановая деятельность на уроке и вне его не только позволяет школьникам значительно расширить свой кругозор, но ещё и учит их работать в команде, применять полученные на уроках знания на практике, действовать в новой, иногда не знакомой обстановке, т.е. прямо или косвенно подводит ученика к формированию у него ключевых компетенций, что в свою очередь позволяет правильно и гармонично сформироваться активной, конкурентно-способной в постоянной меняющемся мире личности. А помочь сформироваться данной личности, заинтересовать ученика, показать ему многообразие возможностей – это и есть работа учителя.
15