Эссе Я — педагог. Конкурсное задание на конкурс Учитель года 2016


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинская СРЕДНЯЯ общеобразовательная школа
Эссе «Я – педагог»
Конкурс «Учитель года – 2016»
Номинация «Воспитатель года»
Участник конкурса
Петренко Ольга Александровна
Воспитатель
группы дошкольного образования
МБОУ Ленинская СОШ
2015-2016гг.

Орудием и посредником воспитания должна быть любовь.
В. Г. БелинскийУтро. Быстро пью кофе. Как всегда тороплюсь. Сегодня обычный рабочий день.
Все они кажутся похожими один на другой. И всё-таки они разные. Каждый день особенный. Каждый - удивительный…
А как же иначе, если Вы работаете с теми, чьё появление на свет уже само по себе – чудо. Я - воспитатель детского сада!
Многие, наверное, не поймут меня. Пожалеют: «Ну и профессию ты себе выбрала!» Скажут: «Ну и детки сейчас…» Но в НЕЙ вся моя жизнь. В НИХ – моя судьба! Интересно, есть ли закономерности в её этапах? Как получилось так, что моей судьбой стала педагогика?
Спешу на работу. Мысленно планирую предстоящий день. Ловлю себя на мысли, что делаю это с удовольствием. Этому есть только одно объяснение – любовь! Много профессий на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает ОНА! А почему она выбрала именно меня?
После окончания школы встал выбор: куда пойти учиться? С детства хотела быть учителем физкультуры, поэтому ответ был один - в пед! Мама, отдавшая всю жизнь школе, даже отговаривать не стала. Мечты о победах в спорте и привычка воспитывать племянников привели меня на факультет физической культуры (РГУ). Но всего один единственный балл помешал моей мечте. Казалось бы, я осталась в стороне от педагогики. Но, здесь вмешалась судьба, и я оказалась учителем физкультуры в своей родной Верхне-Хомутецкой школе. А далее семья, дети и жизнь их проблемами.
И всё-таки профессия выбрала меня снова, изменив возраст моих воспитанников. По настоянию моей мамы, я - учитель начальных классов с дипломом Зерноградского педучилища. Но, без опыта работы.
Волею судьбы моя семья оказалась в х. Ленинский. Со школой меня связывало лишь то, что я помогала выполнять домашнее задание моим детям и регулярно посещала родительские собрания. Но и здесь судьба проявила инициативу. Директор Ленинской (теперь я могу сказать уже нашей) школы, Олексюк Татьяна Васильевна предложила замещать заболевшего учителя второго класса. Это были свежие впечатления о давней мечте. Потом замещала воспитателей на время отпуска. И снова я почувствовала еле уловимое щемящее чувство, что ЭТО моё, и я не хочу с ЭТИМ расставаться. Но судьба вскоре вновь напомнила о себе. Мне предложили должность воспитателя! Первой моей реакцией была растерянность. Это же совершенно другой мир! Как я могу без специальной подготовки прийти к малышам? Хотя с ними я уже была немного знакома. Сомнений была масса, но убедительные доводы, что у меня все получится, склонили чашу весов к ответу «хорошо, я попробую». Мне показалось, что судьба улыбнулась.
Мой первый рабочий день. Вторая младшая группа. Как сейчас помню любопытный взгляд моих любимых малышей! Настороженность и смущение с двух сторон…. Но, прошло полчаса, и лед недоверия начал таять, вопросы посыпались один за другим, успевай отвечать! И вот уже водоворот детских эмоций увлёк меня, заставив позабыть мои сомнения.
Тихий час. Дети мирно посапывают под одеялами. Отстукивают минуты, часы. Поправляю сползшее одеяло беспокойному Степану…
Конечно, было очень трудно на первых порах. Как много всего надо было усвоить! Сколько документации, мероприятий, конкурсов, занятий и так далее. Были моменты отчаяния, чувство беспомощности, будто ты сам еще малыш, который только – только начал делать свои первые шаги… Дикая усталость, словно ты спортсмен, который никак не может сойти с длинной дистанции. И лишь спустя полгода, ты начинаешь понимать, что все твои старания не напрасны, что в этой профессии нет лишних людей, что остаются только самые сильные духом и те, кто умеет смотреть на мир глазами ребенка. Те, кто умеет удивляться, искренне верит в чудеса и дарит радость всем. Так считают мои воспитанники. И в этом я с ними полностью согласна. Но, постепенно пришло понимание того, что мне этого недостаточно. Возникла потребность в познании секретов педагогического мастерства дошкольного работника. Появилось стойкое желание стать не просто человеком, кто скрашивает досуг детей в детском саду. Мне захотелось стать профессионалом в своём деле. И вновь вмешалась судьба. И вновь я студентка Ростовского педагогического колледжа отделения «Дошкольное образование». Сессии, мастер-классы заслуженных педагогов России, общение с коллегами стали ещё одним убедительным этапом в моём познании науки любви. Теперь я смогу ответить на вопрос, каким должен быть воспитатель детского сада?
Как всегда остались Данька и Серёжка. Мы ведём увлекательную беседу «о жизни». Отвечая на бесконечные «почему?», помечаю вопросы, ответы на которые я буду ночью искать в интернете, чтобы в очередной раз стать для своих воспитанников Волшебницей, которая всё знает и умеет и бесконечно их любит.
Самое главное в моей профессии - любить детей, любить просто так, ни за что, отдавая им своё сердце. Наука любви в профессии воспитателя – самое главное, потому что - нам, воспитателям, доверено самое дорогое – ДЕТИ!
Дети как губка – впитывают в себя и хорошее, и плохое. Им не важно, что дома неприятности, что у тебя плохое настроение. Им важны твои глаза, твои руки, твой голос, твое сердце!
И понимаешь, что ты здесь для того, чтобы их жизнь продолжалась и была полной, чтобы они были защищены и накормлены, могли развиваться, учились все делать самостоятельно, с ощущением, что их здесь любят.
Любят? Да! И ты понимаешь, что действительно их любишь.
Любят, и когда они плачут, и когда смеются, и когда задают один и тот же вопрос по сто раз, и когда вообще не умеют говорить. Когда хулиганят, и когда обнимаются, и даже когда обижаются: «Я к тебе больше не приду! »
Просто ты их любишь, и поэтому ты здесь - в детском саду…
А потом за ними приходят родители. И ты остаешься один, уходишь в свою личную жизнь. Там – семья, муж, сын, дочь – и никаких детей…. Но это только на первый взгляд она личная. Нет-нет, да и вспомнятся смешные хвостики Машуни, озорные и хитрые глазёнки Максима. Близкие уже привыкли к тому, что в разговорах я часто употребляю «мои дети». Конечно же, они «мои». Да, ты не плачешь каждый день, когда их забирают домой.
Ты плачешь один раз в четыре года…. в конце мая, когда вдруг ясно осознаешь, что Димы, Ксюши, Аринки ….уже не будет в твоей группе.
Они не придут с утра, и их глаза не встретятся с твоими глазами, ты не дотронешься до них, они не возьмут тебя за руку – они уходят от тебя …. – и это грустно...
Мне повезло! Наша группа дошкольного образования находится на базе МБОУ Ленинская СОШ. Выходя на прогулку со своими нынешними воспитанниками, я встречаю свой первый в жизни выпуск, своих бывших малышей. Мне очень приятно слышать благодарность учителей, теперешних наставников «моих детей». Меня трогает, что дети и сейчас делятся со мной своими радостями, проблемами или спрашивают совет. Я, конечно, не забуду своих первых детей. Но частичка моего сердца уже принадлежит пришедшим им на смену малышам.
Казалось, другие дети будут чужими, и я не смогу их полюбить так, как прежних. Но, увидев открытые взгляды малышей, понимаешь – ты им нужна и жизнь продолжается…
Готовясь ко сну, мысленно просматриваю образы уходящего дня.
Нет ощущения абсолютной правоты и полного удовлетворения. Есть вполне понятные сомнения, иногда неудовлетворённость. И это хорошо. Ведь, если ты довольна собой, то ты исчерпала себя в профессии. Ты потеряла желание совершенствовать своё мастерство, перестала быть Волшебницей для современных детей, которым интернет заменил сказку, а бабушки и дедушки часто выполняют обязанности родителей.
При вполне благоприятных условиях развития детей, достаточной обеспеченности образовательной среды педагогическими и дидактическими находками, поддержки государства системы образования дети страдают от недостатка общения с родителями. Тенденция такова, что неустроенность родителей, отсутствие постоянной работы в сельской местности и, как следствие, депрессия, нездоровый образ жизни и разочарование в ней
приводят к тому, что детей воспитывают бабушки и дедушки. В моей группе таких семей 42%.
Уходят в прошлое замечательные традиции: семейные ужины, во время которых было принято обсуждать пройденный день; семейные концерты для родственников с театрализацией и играми. Чтение сказки на ночь заменил просмотр бессмысленных сериалов. Интернет, жестокие игры с жестокой техникой стали любимым развлечением современных малышей, и уже никто не показывает им способы разрешения конфликтов мирно, цивилизованно, по-доброму, как это обычно бывает в сказках.
Несмотря на всю свою любовь к детям, я не могу не отметить, что сегодняшних детей отличает повышенная возбудимость, излишняя нервозность, логопедические особенности, скудный словарный запас и отсутствие навыков социализации. Огорчает то, что, порой, некоторые родители не считают это проблемой.
Я же думаю, что, если не обратить внимание на это сейчас, то на следующих ступенях образования моим коллегам придётся решать более серьёзные вопросы.
Для того, чтобы ребенок чувствовал себя нужным, понимал свою значимость, был успешным, ему нужна помощь. Это значит, что мы должны работать рука об руку: Дети + Педагоги + Родители!
Я делаю все, чтобы родители чувствовали сопричастность ко всем процессам, происходящим в группе: принимали участие в родительских собраниях, беседах за «круглым столом», днях открытых дверей, спортивных соревнованиях «Мама, папа, я - спортивная семья». Родители моих воспитанников оказывают помощь в организации и проведении конкурсов, олимпиад, встреч, экскурсий. Они активные участники костюмированных праздников, что вызывает гордость у детей.
В процессе сотворчества, сотрудничества, созидания мы создаем все те условия, в которых ребенок чувствует себя нужным и значимым, раскрывает одаренность, которая, я верю, есть в каждом.
Ведь детство - не подготовка к будущей жизни, а самая настоящая, яркая, жизнь. И от того, как прошло детство, кто сопровождал ребенка в детские годы, что он впитал из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Завтра день новый. Завтра день интересный. Он интересный потому, что новый. Я думаю, судьба мною довольна. А я довольна своей судьбой.