Классный час «20 ноября — Всемирный день детей».
МОУ «СОШ с.Гремячка Новобурасского района Саратовской области»
Шереметьева И.ВСценарий классного часа (4-6 класс)
«20 ноября - Всемирный день детей».
Цели: познакомить детей с Декларацией прав ребенка; дать определения понятиям «декларация», «конвенция»;
Задачи.1. Обобщить знания детей об основных правах ребенка, показать единство прав и обязанностей.2. Побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей.2. Способствовать формированию активной жизненной позиции.
Сценарий:
1.Мини-лекция
Слайд 1-4.
Как у всех других людей
Есть права у малышей,
Мысли есть свои и взгляды
Это помнить взрослым надо.
Детям с самого рождения
Требуется уважение.
Дорогие ребята, 20 ноября люди всего мира будут отмечать Международный день прав ребенка, ведь права есть не только у взрослых, но и вас - детей. Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Декларация (от лат. declaratio – заявление, объявление)– международно-правовой документ, в котором провозглашаются какие-либо принципы. Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью "обеспечить детям счастливое детство".А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года. Конвенция - (от лат. conventio- договор, соглашение) - международный договор, имеющий обязательную силу для всех государств.20 ноября – это еще Международный день прав ребенка. Знаете ли вы, что с самого рождения имеете свои права, которые защищает самая главная организация на нашей земле - Организация Объединенных Наций. (показать слайд с эмблемой ООН и ссылкой на официальный сайт). Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.
2. Наши права
Слайд 5.
- Сегодня мы и будем говорить о ваших правах.
- А кто из вас знает свои права? Ребята называют:Право на жизнь.Право на имя при рождении. Право на медицинскую помощь.Право на образование.Право на отдых и досуг.Право иметь имущество.Право свободно выражать свои взгляды.Право на свободное перемещение.Право на свободу и воспитание родителями.Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Слайд 6.
- Остановимся на Праве на имя при рождении
Имена, имена, имена...В нашей речи звучат не случайно.Как загадочна эта страна,Так и имя - загадка и тайна. (С.Маршак)
-Что значит для человека имя ? С каким именем ребенок проживет всю жизнь? Этими вопросами всегда задавались люди.
Имя дается человеку при рождении. У каждого из вас есть имя! Давайте познакомимся. (Дети хором называют каждый свое имя . Можно – мальчики, девочки) Родители придумывают имя ребенку, и эти сведения записывают в специальный документ .
-Как он называется? (свидетельство о рождении)
Это первый документ ребенка!
Там записаны имена и ваших родителей. А еще то, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.
Человек проносит имя через всю свою жизнь. Уважаемого человека всегда называют по имени-отчеству. Именами уважаемых, заслуженных людей названы города, улицы, парки.
Слайд 7-8.
-Послушайте стихотворение …
Детский доктор утром рано
Надевает свой халат,
Руки моет он под краном,
В кабинет зовет ребят.
А потом в жару и холод,
Словно доктор Айболит,
Через весь огромный город
Врач по вызову спешит.
Не страшны нам грипп, ангина,
ОРЗ, ветрянка, корь,
Врач – служитель медицины
Победит любую хворь!
Вы, догадались о чем пойдет речь? Правильно, о Праве на медицинскую помощь.
Вы праве требовать, чтобы врач вас лечил. Какой литературный герой поможет нам в этом разобраться? (Айболит .К.Чуковский «Добрый доктор Айболит…»)
Но что же обязаны делать вы, чтобы сохранить своё здоровье?
(Надо, надо умыватьсяПо утрам и вечерам, А нечистым Трубочистам - Стыд и срам! Стыд и срам!Да здравствует мыло душистое, И полотенце пушистое, И зубной порошок, И густой гребешок!Давайте же мыться, плескаться,Купаться, нырять, кувыркатьсяВ ушате, в корыте, в лохани,В реке, в ручейке, в океане, - И в ванне, и в бане, Всегда и везде - Вечная слава воде!)
Слайд 9.
-Разгадайте этот ребус
7я
О каком праве мы будем говорить? – О Праве на семью. Каждый ребенок имеет право воспитываться в семье.
Слайд 10-11.
Продолжите пословицы о семье…
Человек без семьи, (что дерево без плодов). Семьёй дорожить —( счастливым быть). При солнышке тепло, (при матери добро). Не нужен и клад, (когда в семье лад). Кто родителей почитает ,( тот вовек не погибает). Дерево держится корнями, (а человек семьей). Везде хорошо, (но дома, всё же, лучше). В дружной семье (даже в холод тепло).
Слайд 12.
3. Игра «Вспомни, кто из героев сказки лишен следующих прав
1. Право на жизнь («Колобок», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят»)
2. Право на неприкосновенность жилища («Теремок», «Три поросенка» , «Заюшкина избушка» )
3. Право на свободу вступления в брак («Дюймовочка», «Золушка» )4. Право жить и воспитываться в семье («Кошкин дом»,«Морозко» )
5. Право на отдых и досуг («Золушка»)
6. Жестокое, бесчеловечное обращение, эксплуатация несовершеннолетних («Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Двенадцать месяцев»)
7. Право на свободное перемещение. («Маша и медведь»)
Слайд 13.
4. Составьте слово.
(демонстрировать слайд зашифрованного слова и вызывать ученика, готового к ответу)
Составьте слово:
ноКевниця - Конвенция
Даарлкяице-Декларация
арвпо-право
даобосв-свобода
Слайд 14.
5. Конкурс «Песни о правах».
(Подготовить музыкальные фрагменты песен)
Для каждой подгруппы исполняется песня. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.
1. «Если долго по дорожке» (право на свободу передвижения).
2. «Первоклашка» (право на образование).
3. «На крутом бережку» из мультфильма «Приключения кота Леопольда» (право на отдых).
4. «Песенка мамонтенка » из м/ф «Мама для мамонтенка» (право воспитываться в семье).- Завершая разговор о правах детей, предлагаю послушать стихотворение – пожелание и подумать, о реализации какого вашего права в нем говорится.В этот день хочу я пожелать, Чтобы каждого ребенка в миреЖдали дома и отец и мать,Опекали, холили, любили.Пусть не будет брошенный ребят,Каждому - семью, отца и маму,Дом, в котором мир всегда и лад,Дом, в котором не бывает брани.Пусть из окон льется детский смех,Детские улыбки пусть сияют.Поздравляю я сегодня всех,От души, от сердца поздравляю! (Право на воспитание в семье).
Слайд 15-17.
III. Обязанности детей.
1. Разбор ситуаций «Права и обязанности».
- Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Рассуждение на тему «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого».
- Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
(сценки исполняют представители каждой из подгрупп)
Сценка 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Ведущий: - Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Ученики отвечают. (Пример: Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей).Сценка 2
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах ребенка запрещено насилие над детьми!
Ведущий: - Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
Ученики отвечают. (Пример: Кроме прав, у Оли есть еще и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушаются права других!) и т.д.Сценка 3
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!
Ведущий: - Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
Ученики отвечают (Пример: другие ученики имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников).Сценка 4
Учитель. Петров, ты почему на перемене бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Ведущий: - Правильно ли рассуждает Петров?
Ученики. Его одноклассники имеют право на отдых. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.
Сценка 5
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!
Ведущий: - Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?
Ученики высказывают свое мнение.
Заключение.
Вас учат в школе и дома быть честными, законопослушными, верными дружбе и проявлять уважение к другим людям. Но в жизни мы убеждаемся ,что некоторые люди живут по другим моральным принципам. Перед вами стоит выбор какой путь выбрать.
Много праздников на свете, Всех не сосчитать! Любят взрослые и дети Вместе их встречать!
Но сегодня День ребенка Празднует весь Мир, От Парижа до Гонконга Весть летит в эфир:
Поздравляем! Любим! Верим! Мир вам сохраним! Подрастайте! Улыбайтесь! Мы вас защитим! Наталья Майданик
http://aurumm.com/index/stikhi_ob_imenakh/0-4http://ljubimyj-detskij.ru/stikhi/1088-detyam-stikhi-o-professiyakh-doktor-vrach.htmlhttp://igraemirastem.ru/vozrast/do5/poslovitsyi-i-pogovorki-o-semehttp://www.docme.ru/doc/384601/scenarij-prava-rebyonka-dostupnohttp://aurumm.com/index/stikhi_ob_imenakh/0-4