Выступление на районном конкурсе Учитель года
Мое призвание – учитель. Для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Это смысл моей жизни. Я не работаю учителем, я живу учителем. Так уж распорядилась судьба, что, окончив Курский педагогический институт в 1981 году я попала в Чермошнянскую школу. Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их педагогами.
Конечно, главные жители этой страны – это дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама.
. И я тороплюсь.. Я хочу быть жадной до знаний, впечатлений, событий, до всего передового. Хочу смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Хочу обрушиться всей своей мощью на невежество, подлость, лицемерие. Хочу быть искренней, искренней с собой, с другом, с близким, с далеким. Хочу быть отзывчивой. Чтобы не пройти рядом с чужой болью. И для этого я прошу у неба здоровья, терпения, мужества и стойкости. В той жизни, которую я выбрала сегодня, их надо много. Очень много.
Вот уже 33 года я работаю с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня я понимаю, что нужно многое знать в педагогике и психологии, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. Мое педагогическое кредо «Ученик – это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит»
Методической темой самообразования, над которой я работаю является «Развитие творческих способностей обучающихся на основе внедрения современных технологий»
Наличие познавательных интересов у школьников способствует
Повышению эффективности процесса обучения
Росту их активности на уроке
Качества знаний
Формированию положительных мотивов учения
Активной жизненной позиции
Нужно так строить обучение, чтобы
Ученик понимал и принимал цели поставленные учителем
Чтобы он был активным участником реализации этих целей – субъектом деятельности.
Как сказал Цицерон «Нет ничего более изобретательного и упорядоченного, чем природа». В природе достаточно много необычных и удивительных явлений, которым есть простые объяснения и которые объяснить порой просто невозможно. Они заставляют человека восхищаться и любоваться ими, но при этом и настораживают и пугают.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Зачем нам нужно познавать мир?
Как мы можем познавать действительность?
Воображение, фантазии и образность мысли
всегда были неотъемлемыми компонентами научного творчества, вопреки распространенному мнению, будто ученый живет в холодном, лишенном красок мире абстрактных логических построений.
Цикл научного познания: наблюдение – гипотеза- эксперимент – закон - теория
Как сделать физику понятной, интересной и полезной для всех учеников?
Для этого я использую различные педагогические технологии
Педагогические технологии:
Личностно-ориентированное
Метод проблемного изложении
Развивающее обучение
Проектно – исследовательский
Частично-поисковый
Информационные технологии
Здоровьесберегающие
Методы обучения:
Проблемная беседа
Рассказ, лекция
Эксперимент
Демонстрация опытов
Нетрадиционные уроки
Самостоятельная работа
Заповеди:
Каждый ребенок имеет право на собственное мнение
Будь с ребятами вместе, рядом и чуть впереди
Ищи в ребятах хорошее – его всегда больше.
Каждый ребенок – личность
Каждый ребенок – уникален
Каждый ребенок изначально талантлив
В своей работе я использую правило 7 «У»
1. УМЕРЕННОСТЬ - сочетание спокойной требовательности с хорошим доброжелательным отношением к детям
2. УСПЕШНОСТЬ - это история о том, что дети не любят пирожки ни с чем.
3. УДИВИТЕЛЬНОСТЬ - учитель должен уметь удивлять. Ученик - это альпинист, стоящий у подножия высокой вершины, на которую ему предстоит взбираться долгие 11 лет! И учитель должен не только не погасить этот огонёк во взоре ученика, но и постараться разжечь его как можно ярче.
4. УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ - учитель должен уметь разговаривать с детьми на их языке, найти такие слова и формулировки, чтобы быть для ученика понятным и убедительным.
5. УВАЖИТЕЛЬНОСТЬ - понятно, что уважение к личности каждого человечка – основа успешного общения на уроке..
6. УРАВНОВЕШЕННОСТЬ - нервозность учителя на уроке всегда передаётся детям, что провоцирует страх: боязнь неверно ответить на уроке
С другой стороны, урок не должен быть сухим. На уроке должно быть интересно, а иногда даже и весело.
7. УЛЫБЧИВОСТЬ - ещё Экзюпери сказал, что «улыбка- рабочий инструмент учителя».
Я - не волшебник. Я учитель самого интересного школьного предмета. Физики. Почему? Да потому, что именно физика раскрывает душу природы, именно она помогает находить обычное в необычном и необычное в обычном. В школе Физика традиционно считается трудным предметом, вызывающим тревожность, неуверенность в своих силах. С целью повышения качества знаний обучающихся я при изложении учебного материала стараюсь развить познавательный интерес школьников к изучаемому, воздействуя на эмоциональную сферу их личности (помня образное выражение одного из ученых, что «наука – дочь удивления и любопытства»).
Роль эмоций не только в жизни, но и в обучении велика. Эмоции существенно влияют на мышление. Эмоции и мышление – это как бы два ответвления дерева. Они имеют одни истоки и тесно переплетаются друг с другом на высшем уровне
Итак. Вижу цель: раскрыть возможности, способности, таланты каждого ребенка через призму физики.
Ставлю задачи
Создание определенного эмоционального отношения к знаниям, которое облегчит их активное восприятие и усвоение.
Показать ребятам красоту и гармонию своего предмета, вывести их на уровень творчества и создания новых идей
Передо мной стоит красивая, интереснейшая задача. Я постараюсь найти алгоритм ее решения. С чего все начинается ? Запишем условие.
Дано: солнечный луч (ребенок)
Получить: радугу.
Решение: Что мне для этого необходимо? Дождь! Капельки которого служат призмами, преломляющими солнечный свет. Капельки это методы и приемы.
Подготовка к урокам и их проведение – два взаимосвязанных, одинаково сложных и ответственных компонента работы учителя. И чем больше опыта я набираюсь, тем глубже осознаю, как много «подводных камней» на пути у учителя, как важна тщательная, добросовестная и, самое главное, исходящая из доброжелательности к каждому учащемуся подготовка к уроку.
1. Как театр начинается с вешалки, так урок начинается с выхода учителя.
С первых минут важно создать положительно эмоциональный настрой урока. Интересный момент начала урока я взяла у Соловейчика. "Улыбнулись, потерли от удовольствия руки и сказали: Как я люблю физику". Начало урока должно быть "ярким пятном".
Начало урока
Рифмованное
С проблемного вопроса
С эпиграфа
Ребус
Рифмованное
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Мысли мчатся с ускореньем
к электрическим явленьям.
Сила мысли возрастает,
Если напряжение не тает,
А чтобы увеличить ее значение,
Нужно снять сопротивление.
Слушаем запоминаем
Ни минуты не теряем.
Проблемный вопрос
Как снизить скольжение ботинок по льду?
Как защитить стекло от намерзания?
Как сделать запись в невесомости?
Как без часов засечь промежуток времени?
Как ускорить таяние снежного сугроба?
Эпиграф
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Вовлеки – и я пойму.
Ребус.
2. Следующий, обещающий стать самым скучным - это этап проверки домашнего задания,
Именно он чаще всего вносит наибольший вклад в долю отрицательных эмоций урока. Поэтому я провожу его в нетрадиционной форме.
"Опрос по цепочке" применим в случае когда не предполагается развернутый, логически связанный ответ. Каждый ребенок по цепочке выдает по одной фразе, формуле и т.д из домашнего задания.
"Рассказ с физическими ошибками"
Встретились однажды два друга — Коля и Витя. Стали они друг перед другом знаниями хвастаться, которые они приобрели, изучая физику. «Я знаю — говорит Коля, —что мельчайшая частица вещества — это молекула». "Подумаешь!"- отвечает Витя. А ты знаешь, что молекулы можно увидеть в обычный микроскоп?« — спрашивает Коля. «Конечно, — говорит Витя. А ты знаешь, что чем меньше скорость движения молекул, тем выше температура тела?» «Еще бы не знать! — отвечает Коля, — это каждому известно! А ты знаешь, что существует три состояния вещества?» «Конечно знаю, — улыбнулся Витя. Я даже знаю их свойства. Жидкости сохраняют объем, но меняют форму, газы не сохраняют объема и формы, а твердые тела сохраняют форму, но меняют объем». «Ты ничего не перепутал? —спросил Коля. «Нет, конечно, — ответил Витя и продолжил, а ты знаешь, что диффузия протекает везде одинаково?» "Знаю, — ответил Коля. На то, она и диффузия.
Урок отвечает учитель. Сама отвечаю материал домашнего задания, а учащиеся ищут ошибки. Все эти виды опроса снижают страх, снимают стресс. Дают возможность каждому ребенку самоутвердиться включиться в работу.
Физические диктанты.
Верю- не верю.
Да – нет.
Кроссворды.
Интеллектуальная разминка.
3. Подготовка к основному этапу урока.
Физические фокусы. Если традиционный демонстрационный опыт, показываемый учителем, ученик обычно осмысливает сразу, то «фокус» ставит его в тупик. Вызывает эмоцию удивления.
Проблемные вопросы, проблемные ситуации.
. Проблемный вопрос - это неожиданное затруднение, которое всегда удивляет, вызывает интерес, озадачивает человека и стимулирует умственный поиск.
Проблемные вопросы:
Почему комары не гибнут под дождем?
При каких условиях возникает перевернутая радуга?
Почему в горах холоднее, чем в низинах, хотя они находятся ближе к солнцу?
Как отличить сваренное яйцо от сырого?
4. Этап усвоения новых знаний и способов действия.
1. Метод эмпатии (вживания) Он применяется для вселения учащихся в объекты окружающего мира. Метод эмпатии как никакой другой способствует развитию фантазии, воображения, постижению сути изучаемого объекта, получению оригинальных творческих решений, созданию творческих проектов.
Физика тепловых и электромагнитных явлений уводит глубоко «внутрь» вещества, в фантастический мир молекул, атомов, электронов. И здесь от ребят необходимы умозрения (зрения умом!), т.к. объекты микромира невозможно воспринимать с помощью органов чувств.
Например, при изучении темы испарения в 8 классе предлагаю: « Представьте, что вы молекулы воды, на поверхности действуют силы поверхностного натяжения. Как вы располагаетесь? Взявшись за руки. Что вы образовали? Цепочку. Вспомните детскую игру «Цепи-цепи кованы, раскуйте нас!" Кому удается разорвать цепь? Тому, у кого скорость больше. Какие молекулы покидают жидкость? Быстрые. Какие остаются? Медленные. Что вы ощущаете, когда быстро двигаетесь? Жару. А медленно? ощущение холода. Так что же произойдет с температурой оставшейся жидкости? Она понизится.
2. Составление анкет физических явлений и элементов
3. Метод оживления заключается в оживлении информации, физических формул. И запоминание образной информации происходит наиболее эффективно.
Метод оживления хорошо развивает образное мышление и фантазию. Например оживление формулы плотности.
Большие проблемы возникают с запоминанием обозначений, здесь тоже помогают образы, например понятие скорости. В английском языке скорость – velocity . Что представляем. Велосипед., а на велосипеде мы мчимся с огромной скоростью. И, значит, скорость обозначаем буквой v.
5. Следующий этап урока – закрепление знаний и способов действий
«Интервью с ученым» Выбирается ученый, например Галилео Галилей. Дома обучающийся просматривает информацию. связанную с жизнедеятельность этого ученого и его работой по изучаемой теме. А остальные готовят вопросы. Небольшие атрибуты: картинка на экране его рабочего места, элементы одежды, и ребенок входит в образ. При этом он испытывает творческое вдохновение, уверенность, повышается его самооценка.
Следующий прием: использование картин известных художников, дающих представление о каком-либо физическом явлении.
Рисунки всегда привлекают детей, они видят образ физического явления, вглядываются в него, раздумывают над ним, и незаметно для себя втягиваются в анализ рисунка и так же незаметно приходит понимание явления или закона. Домашнее задание – сфотографировать физическое явление.
Использование литературных текстов. Я использую несколько приемов работы с литературными текстами:
в качестве иллюстрации физического явления
Помнишь время молодое?
Мы врывались на пари
Оставляя пол-ладони
Примороженной к двери
2) Пословицы
Горшки легко позакипают через край - к ненастью.
Гроза застала в поле – садись на землю.
Как аукнется, так и откликнется.
Мало снега – мало хлеба.
Если в поле далеко раздается голос, то будет дождь.
3) в качестве условий для физических задач. Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
(Задача на применение закона Архимеда).
«Мимо бревно суковатое плыло,Сидя, и стоя, и лежа пластом,Зайцев с десяток спасалось на нем.
Я зацепился багром за сучокИ за собою бревно поволок...»
Задача: Оценить, при каком минимальном объёме бревна зайцы могли бы на нём плыть.
4) Загадки частые гость на моих уроках, т.к. там предметы описываются по – иному, образно, с выдумкой.
Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью летает.
Как солнце горит, быстрее ветра летит, дорога в воздухе лежит, по силе себе равных не имеет.
Без крыльев, без тела за тысячу верст прилетела.
5) В качестве текстов содержащих физические ошибки , пример
Она жила и по стеклу текла
Но вдруг ее морозом оковало
И неподвижной льдинкой капля стала
А в мире поубавилось тепла
Оригинальный ум и богатое воображение выдающихся писателей, народная мудрость и юмор помогают сделать изучение физики более интересным и эмоциональным.
6. Обобщение и систематизация знаний
мызыкальные паузы.
Экскурсии
межпредметные связи.
8. Выставление оценок. Какие есть поощрения ребенка? Оценка в журнал или словесная похвала. А так иногда хочется выделить ребенка, который перешагнул грани своих возможностей. Я ставлю «6» , правда в устной форме. Пусть радуется и повышает свою самооценку!
9. Ну и конечно рефлексия, направленная на выявление личностных эмоциональных состояний
Итак, урок – это изделие мастера, он должен быть по-своему уникальным содержательно и эмоционально. Лишь в этом случае мои ученики почувствуют, что я воспринимаю их как личность. Что мой урок – это малая, но ценная часть Их и моей жизни.
В конце решения каждой задачи должен быть записан ответ.
Ответ:
У ребят возрос интерес к урокам физики.
Качество знаний по физике 100%.
Выпускники учатся в учебных заведениях, связанных с физикой.
Большую роль в развитии творческих способностей обучающихся играет внеклассная работа по предмету: углубляет знания детей, развивает их интерес.
Внеклассные мероприятия: предметные недели, открытые уроки, школьные олимпиады, выпуск физической газеты, театрализованные представления, детские рисунки к различным физическим явлениям.
Немаловажную роль для эффективной образовательной деятельности обучающихся играет кабинет физики. В кабинете имеется:
Учебная, справочная литература.
Компьютер
Демонстрационный материал
Лабораторное оборудование
Наглядные пособия
Дидактический и раздаточный материал
Кабинет на протяжении многих лет по итогам районного смотра является одним из лучших кабинетов физики.
Каждый педагог может двигаться своей тропинкой и со своей скоростью. Важно идти вперед. Важно идти к нашей общей цели. Эта цель – человек, его развитие. Мой путь к самосовершенству следующий:
Я- руководитель районного методического объединения учителей физики.
Я – руководитель школьного методического объединения классных руководителей.
Я делюсь опытом работы среди учителей района на семинарах и заседаниях МО
Я регулярно повышаю квалификацию в КИНПО.
Я участвую в районных педагогических конкурсах.
Работаю в составе творческой группы
Выступаю на педсоветах..Выпуская ребят, я всегда думаю о том, стал ли мой урок для них проповедью Добра, Чести, Справедливости, Достоинства. И самый радостный и одновременно горький миг моей работы — это миг расставания. Я ни о чём не жалею! И вот уже мои выпускники, взрослые люди, приходят в школу, рассказывают о своих достижениях, звонят, пишут, что им удалось самоопределиться, и в этом есть и моя заслуга. А это значит — урок продолжается…
В Евангелии есть замечательная притча о талантах, где говорится об их приумножении, но также и о том, что «исходный капитал» был дан каждому его господином. Таланты были даны каждому и каждому разное число. Эта замечательная притча Христа имеет прямое отношение к педагогическому процессу. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Сделайте восхождение детей по ступеням познания успешным – и перед Вами будут благодарные ученики!
Завтра я опять войду в класс, увижу распахнутые глаза, в которых будут вопросы, вопросы. И сердце, навсегда отданное детям, наполнится светом и поэзией.
Учитель я! Моя задача -
Решить вопрос и дать ответ
И детям посулить удачу,
Познания раскрыть секрет.
Вхожу я в класс, и сердце бьется;
"Надеюсь, верю и люблю!"
И эти три святые слова
Душе ребенка отдаю.