Конспект внеклассного мероприятия по чтению По дорогам сказок А.С.Пушкина
Внеклассное мероприятие.
ТЕМА: «По дорогам сказок А.Пушкина»
ЦЕЛИ:
образовательные: продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина; показать многообразие интонаций пушкинского стиха; развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову; стимулировать мыслительную деятельность, образное воображение, логику, память;
коррекционно-развивающие: коррекция вербальной памяти на основе
упражнений учащихся в запоминании;
воспитательные: воспитание мотивации к учению; прививать любовь к чтению, развивать творческое воображение, память, эстетическое восприятие; работать над выразительностью чтения; развивать интерес к дальнейшему изучению творчества А.С.Пушкина.
ОБОРУДОВАНИЕ:компьютерная техника с презентацией занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
СЛАЙД 2
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Сказка живёт века и будет жить ещё дольше. Уж не останется на земле ни царств, ни государств, а люди всё будут помнить эти бессмертные истории. Сказка не скоро раскрывает свои волшебные тайны. Не спеша, дорожа каждым словом, поведает она вам о том, что нужно быть не только удачливым и с первого взгляда любимым, что приходится много пережить и о многом передумать, прежде чем поймёшь, что на свете всего дороже и чего стоит добиваться. Тихо, задумчиво, то, волнуясь, то, чуть-чуть посмеиваясь, научит вас сказка отличать правду от лжи, храбрость от хвастовства. Только слушайте хорошенько, не упустите самогозаповедного, самого затаённого.
Включается аудиозапись «У лукоморья дуб зелёный…» и слайд с портретом А.С.Пушкина.СЛАЙД 3
У. Как вы думаете, о сказках какого автора пойдёт речь?СЛАЙД4
У. Сегодня мы с вами проведём конкурсы, посвящённые сказкам Пушкина, а затем «построим» дом для этих сказок. За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны, и в конце занятия мы подведём итоги.
КОНКУРС 1. «ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ?»
У. Тут он в точку уменьшился,СЛАЙД 5
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился на корабль
И в щель забился.( читает учитель)
Д. «Сказка о царе Салтане…»
У. Ох ты, дитятко-девица!СЛАЙД 6
Пёс проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне…
Д. «Сказка о мёртвой царевне…»
У. В ущелье тесномСЛАЙД 7
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына.
Д. «Сказка о золотом петушке».
КОНКУРС 2. «СКАЗОЧНЫЙ ЗНАТОК»
Дети должны близко к тексту ответить на вопросы.
У. Сколько лет прожил старик со своею старухой «у самого синего моря»? С.8
Д. Ровно тридцать лет и три года.
У. На какую работу нанял поп Балду? СЛАЙД 9
Д. Нужен мне работник: повар, конюх и плотник.
У. С какими словами обращалась злая царица к своему зеркальцу?СЛАЙД10
Д. Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее.
Всех румяней и белее?
У. Как предупреждал петушок царя Дадона об опасности?СЛАЙД11
Д. И кричит: «Кири-ку-ку!
Царствуй, лёжа на боку!»
У. Через сколько дней войско царя Дадона встретило шамаханскую царицу?С.12
Д. Через восемь дней.
У. Кого спрашивал царевич Елисей о своей невесте?СЛАЙД 13
Д. Солнышко, месяц, ветер.
У. Какую песенку исполняла белка-чудесница?СЛАЙД 14
Д. При честном при всём народе:
Во саду ли в огороде.
У. Как звали пса, который сторожил терем братьев-богатырей?СЛАЙД15
Д. Соколко.
У. Сколько человек насчитывала семья попа-«толоконного лба»?СЛАЙД17
Д. 4: поп, попадья. Поповна, попёнок.
У. Сколько раз забрасывал старик невод в море, прежде чем поймал золотую рыбку?СЛАЙД 16
Д.Три раза: первый раз пришёл невод с тиною, второй – с травою морскою, третий с одною рыбкой, но не простою, а золотою.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА.
У. А теперь мы вместе с вами будем строить дом-музей для сказок А.Пушкина.Для музея нам необходимо помещение. В связи с этим вспомните, какие сказочные дома встречаются в пушкинских сказках.
Д. Землянка, крестьянская изба, терем, царские палаты, шёлковый шатёр, хрустальный дом, горница, замок, светлица.ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВЛЕННЫЕ ДЕТИ ЧИТАЮТ ОТРЫВКИ ИЗ СКАЗОК.
Жил старик со своею старухойСЛАЙДЫ 18-19
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Пошёл он к своей землянке,
А землянки нет уж и следа;СЛАЙДЫ 20-21
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною белёною трубою,
С дубовыми тесовыми вороты.
Воротился старик ко старухе.СЛАЙДЫ 22-23
Что ж он видит?Высокий терем.
И промеж высоких горСЛАЙДЫ 24-25
Видит шёлковый шатёр.
Всё в безмолвии чудесном
Вкруг шатра.
Ель растёт перед дворцом, СЛАЙДЫ 26-27
А под ней хрустальный дом.СЛАЙДЫ 28-29
Только вымолвить успела,СЛАЙДЫ 30-31
Дверь тихонько заскрипела.
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Дверь тихонько отворилась.СЛАЙДЫ 32-33
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
У. Какое же помещение мы выберем для нашего дома-музея? ( Большинство детей выбрали ТЕРЕМ )У. Где он будет расположен?
Д. Он будет стоять на берегу моря.
У. Что будет расти перед нашим домом?
Д. - Зелёныя дубравы.
-Дуб зелёный над холмом.
-Глушь лесная. ( из пушкинских сказок )
У. Кто поселится рядом? Вспомните. Какие животные, птицы, насекомые, рыбы встречались вам в сказках Пушкина.
Д. -Белка-чудесница.СЛАЙД 34
-Донские жеребцы.
-Комар, шмель, муха.
-Белая лебедь.
-Коршун.
-Два зайца, кобыла.
-Пёс Соколко.
-Золотой петушок, кот учёный.
-Золотая рыбка.
У. Подумайте, портреты каких героев мы повесим в нашем доме-музее.( Учитель зачитывает описание внешности некоторых героев сказок)
-Мать и сын теперь на воле;СЛАЙД 35
Видят холм в широком поле;
Море синее кругом,
Дуб зелёный над холмом.
Сын подумал: « Добрый ужин
Был бы нам однако нужен»
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук.
Д. Царица и её сын князь Гвидон.
У.Видит: весь сияя в злате,СЛАЙД 36
Царь ……. сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.
Д. Царь Салтан.
У. Месяц под косой блестит,СЛАЙД 37
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает , будто пава.
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Д. Царевна-Лебедь.
У. Смолоду был грозен он.
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел.
Д. Царь Дадон.
У. А ещё чьи портреты мы поместим здесь?СЛАЙДЫ 38-42
Д. Балды,Бесёнка, Попа и его семьи, шамаханской царицы, 33-х богатырей, ткачихи, поварихи, сватьи бабы Бабарихи, Чернавки.
У. Теперь давайте создадим комнату чудес. Вспомните чудеса, происходящие в сказках Пушкина. ( выполняют задание )
-Какими волшебными предметами заполним мы полки музея?
Д. Волшебное зеркальце, золотые орешки.СЛАЙДЫ 43-44
У. Кто же будет охранять наш дом-музей?
Д. Пёс Соколко; 33 богатыря…СЛАЙДЫ 45-46
В заключение проводится конкурс на лучшее чтение отрывков из произведений Пушкина. Подводятся общие итоги конкурсов.СЛАЙД 47