Статья «Метод проектов в рамках концепции личностно-ориентированного обучения математике»


«Метод проектов в рамках концепции личностно-ориентированного обучения математике»

Кому не приходилось наблюдать, как тускнеют глаза ребят, прибежавших с перемены на урок, в продолжение которого учитель бьётся над тем, чтобы возбудить в них познавательный интерес. Причина этого чаще всего кроется в неумелой организации образовательного процесса и системы контроля. Однообразие урока, однообразие форм и методов контроля, т.е. когда каждый день, в течение 10-11 лет повторяется в неизменённом порядке изложение новой темы, проверка выполнения домашнего задания, стандартный опрос раннего изученного, постепенно вызывает у детей скуку, притупляя их внимание и творчество.
Нередко проходят дни, недели, в течение которых многие ученики теряют интерес к математике. К тому же специфика подросткового возраста проявляется в естественном снижении мотивации к учебе. На первый план у подростков 13-15 лет выходит стремление к самоутверждению, неформальному общению, более демократичным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. На основе этого хуже учитывается новый изучаемый материал и развивается неуверенность в своих силах. А это ведет к страху. Какие знания могут уложиться в голове, если тебя одолевает страх?
Так можно ли найти выход из этого тупика? Можно, если отрешиться от сложившихся стереотипов в организации и осуществлении обучения математики, если активизировать поиски новых путей творческой самореализации учащихся. Преодолению этих противоречий, на мой взгляд, способствует использование личностно-ориентированных технологий, таких как педагогика сотрудничества, проблемное, разноуровневое обучение, проектная методика.
Современность рассматривает образование как процесс, направленный на личностное саморазвитие обучающихся, расширение возможностей их творческой самореализации в различных видах жизнедеятельности. Предполагается, что выпускник школы – личность, способная к непрерывному саморазвитию и самообразованию, обладающая гуманистической культурой, успешно адаптирующаяся в окружающей действительности. Отсюда следует, что школа призвана подготовить ребенка к жизни в условиях неопределенности, то есть к жизни в таком мире, который характеризуется неоднозначностью развития. Педагог третьего тысячелетия, эпохи информационной цивилизации должен переосмыслить подходы в своей педагогической деятельности.
Готовность учителя к введению новшеств в образовательный процесс, предполагает владение методикой педагогического поиска, технологией принятия решения, умением выбора инновационной проблемы и темы исследования, т.е. разнообразными способами введения новшеств в педагогический процесс. Эти условия придают, особую актуальность моей работе, направленную на повышение педагогического мастерства учителя, на развитие его творческого потенциала, на совершенствование учебно-воспитательного процесса. В связи с этим очевидно, что творческая самореализация обучения в школе стала актуальной проблемой для педагогической теории и практики.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность. Использования же компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. Известно, что потребность в реализации этих способностей и возможностей не может быть удовлетворена путем использованием только традиционного содержания, форм и методов обучения. Необходимо наряду с традиционными технологиями обучения, внедрять и использовать новые технологии развивающего и личностно ориентированного обучения. Наиболее полно реализации таких целей, как развитие творческих способностей и познавательной деятельности обучаемых, как показала практика, соответствует технология проектного обучения. В её основу положен метод проектов. Метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся ориентированный на творческую самореализацию развивающей личности учащегося. Проектная деятельность осуществляется на учебном и внеучебном материале. Учебный проект представляет собой организационную форму работы, ориентированную на изучения и осуществление контроля законченной учебной темы или раздела. Современный проект сочетает в себе образовательные, контролирующие возможности и исследования, и эксперимента. Среди учебных проектов выделяют такие их типы, как исследовательские, творческие, информационные, телекоммуникационные.
Исследовательскими проектами принято считать проекты, по своей структуре приближенные к научному исследованию, то есть включающие в себя доказательство актуальности темы; определение проблемы; предмета и объекта исследования, определение задач, методов, источников информации, выдвижение гипотез; обобщение результатов, выводы; оформление результатов; выявление новых проблем.
В отличие от исследовательских проектов творческие проекты не имеют детально проработанные структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), оформляющегося в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).
Информационные проекты имеют такие структивные компоненты, как сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц; анализ и обобщение фактов.
Телекоммуникационные проекты позволяют учителям и учащимся общаться друг с другом в рамках совместно учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности участников – партнёров, организованной на основе компьютерной телекоммуникации, имеющей общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение результата.
Метод проектов представляет собой модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося. В процессе работы учащиеся вовлекаются в так называемую проектную деятельность, поэтому их работа является самостоятельной и носит исследовательский, поисковый и творческий характер. Любой проект ориентирован на решение конкретной проблемы и рассчитан на определенного потребителя.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект" - направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
"Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи".
Главная задача проектного обучения – научить школьников учиться, совершать учебную деятельность. Исходя из этого, были определены следующие задачи и цели исследования:
обучать умению увидеть, сформулировать и решить проблему на основе рационального планирования и организации работы над проектом;
развивать критическое, творческое мышление, навыки анализа и синтеза в ходе реализации исследовательского или учебного проекта;
воспитывать самостоятельность в приобретении знаний, целеустремленность, ответственность, прививать навыки работы в команде через достижение и представление конкретных результатов.
осознанное овладение математическими фактами и математической культурой
обучать обрабатывать в интерактивном режиме элементарных базовых знаний
изменить роль ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.
Наиболее важным моментом для включения обучающихся в проектную деятельность является выбор темы, на самом деле интересной для ученика и совпадающей с кругом интересов учителя. Например, учебный проект математики «Теорема Пифагора», творческое название проекта «Истина где-то рядом...» был создан по инициативе самих школьников.
Основополагающий вопрос учебного проекта - «Пифагор: легенда или быль?». При изучении соответствующей темы в курсе математики у обучающихся возникает целый ряд вопросов, выходящих за рамки одного предмета, на которые нельзя ответить одним предложением: «Кто же такой Пифагор: философ, врач, музыкант или математик ?», « В чем его заслуга?», « Можно ли обойтись без теоремы Пифагора?», «В чем важность теоремы Пифагора?»,« Существовала ли теорема Пифагора задолго до самого Пифагора?», «Какие легенды связаны с открытием теоремы Пифагора?», « Сколько существует способов доказательства теоремы Пифагора?» «Какая связь между математикой и музыкой?», «Какой вклад внес Пифагор в развитии музыки?». Такие вопросы своими корнями уходят вглубь предмета математики, возникают снова и снова на протяжении обучения, побуждают задавать другие важные вопросы. Подобные вопросы намеренно провоцируют учащихся и поддерживают познавательный интерес, так как активизируют мыслительные процессы. Работа над проектами ведет к формированию современного научного мировоззрения через развитие познавательных навыков, критического, творческого мышления, самостоятельности в приобретении знаний.
Самостоятельная творческая работа учащегося предполагает не только комплексное использование материала учебного предмета математики, но и опору на знания и умения, полученные при изучении других школьных дисциплин, а также пусть небольшой, но свой личный опыт. Это создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у школьников таких качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к товарищам и к себе, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде. Как правило, учебный проект предполагает коллективную форму деятельности. Одна из его основных задач взаимодействие учащихся друг с другом и учителем. Это возможно только в процессе коллективного обсуждения: определение задач работы, выбор методов изучения проблемы и способов презентации проекта, распределение ролей. Поэтому, учителю – руководителю проекта на начальном этапе необходимо обеспечить: появление живого интереса к поиску проблемы; высокую степень свободы поиска в информационной среде, возможность обмена впечатлениями; помощь в общении и представлении полученных данных. Таким образом создать условия для непрерывного самообразования, интеллектуального и творческого развития.
Участники нашего проекта разделились на две «экспертные» группы и работали по следующим направлениям:
1 группа: История открытия теоремы Пифагора.
Биография Пифагора.
Легенды о Пифагоре.
Таланты Пифагора.
Существовала ли теорема Пифагора задолго до него?
В чем заслуга Пифагора?
2 группа: О теореме Пифагора и способах её доказательства.
Теорема Пифагора (формулировка)
Математическая сказка (о теореме Пифагора)
Не алгебраические доказательства теоремы.
Простейшее доказательство.
Древнекитайское доказательство теоремы.
Древнеиндийское доказательство теоремы.
Доказательство Евклида.
Алгебраическое доказательство теоремы.
Кто же такой Пифагор?
В чем его заслуга?
Проектная деятельность предусматривает следующие этапы:
Предварительный этап, включает выбор темы проекта; поиск проблемы, составляющую суть будущего проекта; поиск необходимой информации в окружающей или информационной среде; определение целей и задач проекта.
Этап реализации проекта, включает составление плана работы, индивидуальные макеты проектного продукта, уточнение цели и задач работы каждого участника, групповые консультации.
Рефлексивный этап – это этап экспертизы и оценки проекта. На этом этапе готовятся электронная версия проекта, вносятся коррективы в оформление работ, определяется соответствие проекта первоначальному замыслу.
Послепроектный этап. На этом этапе определяется объективная жизнеспособность и дальнейшая судьба полученного продукта.
Даже неудачно выполненный творческий проект имеет положительное педагогическое значение. Исчезает страх перед неправильным высказыванием, преодолевается психологическая инерция, развивается творческое воображение, разрабатываются технологии выполнения различных заданий. Главное в проектной деятельности – труд учащихся.
Предлагая школьникам участвовать в создании проекта, необходимо учитывать, что это трудоемкий процесс. Поэтому проектную деятельность я использую и в урочной системе, и как метод организации внеклассной работы, особенно, если проект исследовательского, межпредметного характера.
Учителю, только начинающим осваивать данный вид деятельности, необходимо помнить, основные требования, предъявляемые к организации учебного проекта:
1. Проект создается по инициативе учащихся и должен быть значимым для них.
2. Решаемая с его помощью проблема и результативный продукт должны иметь практическое и теоретическое значение.
3. Работа учащихся должна быть самостоятельной и носить исследовательский характер.
4.Создание проекта это длительный и сложный процесс.
5.Проект планируется и разрабатывается заранее, исходя из конкретных целей и задачей.
Как правило, учебный проект предполагает коллективную форму деятельности. Одна из его основных задач взаимодействие учащихся друг с другом и учителем. Это возможно только в процессе коллективного обсуждения: определение задач работы, выбор методов изучения проблемы и способов презентации проекта, распределение ролей. Поэтому, учителю – руководителю проекта на начальном этапе необходимо обеспечить: появление живого интереса к поиску проблемы; высокую степень свободы поиска в информационной среде, возможность обмена впечатлениями; помощь в общении и представлении полученных данных. Таким образом создать условия для непрерывного самообразования, интеллектуального и творческого развития.
Использование современных технологий, а также применение проектной методики позволяют превратить обучение математики из рутины в творческий процесс, процесс, вызывающий у ребят искренний интерес, подлинную увлеченность.


ИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

Сластенин, В.И. Педагогика: инновационная деятельность
// М.:Магистр,1997.-223с.
Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе//М.: Сентябрь,1996.- 96 с. (журнал «Директор школы»;Вып.2 ).
Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе // М.: Просвещение, 1977.- 240 с.-(Книга для учителя)
4. Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегральной
технологии обучения // Директор школы-1995.-№6.-с.39-47.
5. Круглова, О. С. Технология проектного обучения // Завуч.-1999.-№6.-
с.94-96.
6. Абасов З.А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников // Школьные технологии. - 2002. - № 5. –
С. 56-61
7. Гатанов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации // Психологическая наука и образование. - 1998. –
№ 1. - С. 98-99
8. Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. - 1997. - № 1. - С. 3-10
9. Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Практико-ориентированный подход к развивающему образованию // Педагогика. – 1996. - № 5. – С. 25-30.















13 PAGE 14215









Заголовок 5 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915