Малые жанры русского фольклора
Малые жанры русского фольклора
Малые жанры [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.
Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,Поперек толстунюшки,А в ручки фатюнюшки,А в роток говорок,А в головку разумок.
Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:
Большие ногиШли по дороге:Топ, топ, топ,Топ, топ, топ.Маленькие ножкиБежали по дорожке:Топ, топ, топ, топ,Топ, топ, топ, топ!
Потешка элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Примеры
«Сорока»
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)Сорока-ворона,Деткам отдала.(загибают пальчики)Этому дала,Этому дала,Этому дала,Этому дала,А этому не дала: Зачем дров не пилил? Зачем воду не носил?
«[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» (на ударных слогах хлопают в ладоши)
Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!А что ели? Кашку!А что пили? Бражку!Кашка масленька!Бражка сладенька!(Бабушка добренька!)Попили, поели, ш-у-у-уШуууу!!! (Домой) Полетели!На головку сели! («Ладушки» запели)Сели посидели,Дальше (Домой) полетели!!![ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:
Сова, совинька, сова,Большая голова,На колу сидела,В стороны глядела,Головой вертела.
Поучают чему-то.
Дорога ложка к обеду.Волка бояться-в лес не ходить.Рыбак рыбака видит издалека.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.У страха глаза велики.Глаза боятся, а руки делают.Под лежачий камень вода не течёт.Не надобен клад, коли в семье лад.Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.Старый друг лучше новых двух.Друзья познаются в беде.Знал бы, где упадёшь соломки бы подстелил.Мягко стелешь, да жёстко спать.Родина мать, умей за неё постоять.Семеро одного не ждут.За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь.Пчела мала, но и та работает.Хлеб всему голова.В гостях хорошо, а дома лучше.
целовальные. Как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);
обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);
сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]».
Пример целовальной игры:
Селезень утку загонял,Молодой серу загонял,Пойди, Утица, домой,Пойди, Серая, домой,Утя семеро детей,А восьмой Селезень,А девятая сама,Поцелуй разок меня!
В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».
один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.
Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
Жаворонки, жавороночки!Прилетите к нам,Принесите нам лето теплое,Унесите от нас зиму холодную.Нам холодная зима надоскучила,Руки, ноги отморозила.
Считалка небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
Аты-баты, шли солдаты,Аты-баты, на базар.Аты-баты, что купили?Аты-баты, самовар.Аты-баты, сколько стоит?Аты-баты, три рубляАты-баты, он какой?Аты-баты, золотой.Аты-баты, шли солдаты,Аты-баты, на базар.Аты-баты, что купили?Аты-баты, самовар.Аты-баты, сколько стоит?Аты-баты, три рубля.Аты-баты, кто выходит?Аты-баты, это я!
Скороговорка фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.
Ехал грека через реку.Видит грека: в реке рак,Сунул грека руку в реку -Рак за руку грека цап!Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.От топота копыт пыль по полю летит.
Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.
Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же смешные истории о том, чего не бывает, например:
Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Он на сивой на телеге, На скрипучем на коне, Топорищем подпоясан, Ремень за пояс заткнут, Сапоги нараспашку, На босу ногу зипун. В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата. Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка. Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства - определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет - богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное - овладевать средством человеческого общения - речью . Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития. Знакомство малыша с устным народным творчеством должно начинаться с песенок, потешек.