Птицы. Разделение птиц по способу питания


Отдел образования Бердянского исполнительного комитета
Бердянского городского совета
Методический кабинет
общеобразовательной школы I-III ст. № 1
Урок природоведения в 3 классе
по теме:
«Птицы. Разделение птиц по способу питания»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Бердянской ООШ I-III ст. № 1
Шурпан О.В.
Бердянск, 2015 г.
Тема. Птицы. Разделение птиц по способу питания
Цель: расширить и обобщить представление детей о разнообразии животных, формировать понятие о перелетных и зимующих птицах, ознакомить школьников с тем, как устроена жизнь птиц, рассказать об их значении в природе и жизни человека; развивать умение сравнивать, выделять существенные признаки; воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
Оборудование: иллюстративный материал с изображениями различных птиц.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Проверка домашнего задания.
— В чем состоят особенности строения земноводных и пресмыкающихся?
— Как размножаются земноводные?
— Как размножаются пресмыкающиеся?
2. Работа с загадками.
• Ночью гуляет,
А днем отдыхает,
Круглые глаза —
Мышкам беда. (Сова.)
• Длинные ноги, длинный нос,
По болоту ходит гость. (Аист.)
• Очень любят провода,
И сидят на них всегда.
Вот опять уселись в ряд
И о чем-то говорят,
И щебечут ласково
Божьи птички — … (ласточки.)
— Как одним словом назвать аиста, сову и ласточку?
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы ознакомимся с животными, которые умеют летать.
III. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Слово учителя.
Птицы чрезвычайно разнообразны. Среди них есть и карлики, и великаны. Самой маленькой в мире птицей считается пчелиный колибри (длиной 57 мм, массой около 2 г). Самой большой в мире птицей является африканский страус (высотой 3 м, массой 150 кг). Самая маленькая в Украине птица — королек красноголовый — масса у него всего 5 г, а самая большая — дрофа (20 кг). Самцы, как правило, крупнее самок и ярче окрашены. Всего на Земле существует 8600 видов птиц, из которых в Украине живет 360 видов.
2. Работа с иллюстративным материалом.
— Что общего во внешнем строении птиц?
— Из каких частей состоит тело птиц ? Чем оно покрыто?
— Что размещено на голове?
— Сколько у птиц ног? Какие они?
Птицы отличаются от других животных внешним видом. Существенные признаки птиц:
•тело покрыто перьями, которые хорошо защищают от холода;
•передние конечности превратились в крылья, что дает птицам возможность летать;
•на голове есть крепкий клюв, который помогает захватывать и измельчать пищу.
— Где можно встретить птиц? Где они живут?
Птиц можно встретить повсюду. Нет такого уголка на Земле, где бы не было птиц. Они обитают и в сухих пустынях, и в вечных снегах, и высоко в горах. Живут птицы в лесах, на полях, лугах, болотах и других водоемах.
3. Слово учителя.
Птицы питаются по-разному. Есть растительноядные птицы, которые питаются плодами и семенами (щегол, чиж, клест). Хищные птицы едят насекомых и их личинки, рыб, лягушек, мышей (ласточка, чайка, сова, цапля). Многие птицы всеядны (грач, сорока, воробей).
Труднее птицам приходится зимой. Исчезают насекомые, зеленые растения, все покрывается снегом. Поэтому уже в конце лета птицы готовятся к зиме. Одни птицы улетают в теплые края, на юг, где есть для них корм. Скворцы, ласточки, зяблики перелетают стаями; утки, гуси, журавли, аисты — клином; коршуны, ястребы — по одному. Птиц, которые осенью улетают, а весной снова возвращаются к местам обитания, называют перелетными.
Первыми улетают те птицы, которые питаются насекомыми,— ласточки, стрижи, соловьи, кукушки. Затем те, которые питаются растительной пищей. Последними улетают птицы, живущие на водоемах,— гуси, дикие утки.
Остаются зимовать те птицы, которые могут найти пищу зимой. Сойки, поползни запасают на зиму желуди, орехи и семена. Грачи, воробьи, синицы, сороки переселяются ближе к жилью человека, где им легче найти пищу. Птиц, которые на зиму не улетают, называют зимующими, или оседлыми.
Птицы — полезные животные. Многие из них питаются насекомыми, их личинками и грызунами, уничтожая вредителей полей и лесов. Так, синица съедает за день насекомых столько, сколько весит сама. Скворец только на завтрак поедает 50–60 насекомых. Ласточка за лето съедает до 1 млн насекомых. Любой птенец съедает за день пищи больше, чем весит сам. Грач за год уничтожает до 8 тыс. особей проволочника — червя, который подтачивает корни культурных растений. Птицы разносят семена растений. Без птичьего щебета природа стала бы печальной и неприветливой. Среди домашних животных — 8 видов птиц. Это курица, утка, гусь, индюк, голубь, цесарка, канарейка, перепелка. Мясо и яйца птиц — ценные продукты питания для человека. От домашних птиц также получают перья, пух, жир.
4. Физкультминутка.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
1. Работа с учебником.
Изучение раздела «Как птицы покорили воздушное пространство?» (с. 109–111).
2. Работа в тетради.
Упражнение 1 (с. 40).
3. Игра «Закончи предложение».
Весной птицы строят … и откладывают…
Летом они выводят…
С наступлением осени улетают на юг…
Их заставляет лететь в теплые края…
Остаются зимовать…
Они питаются…
4. Работа с пословицами, поговорками и приметами о птицах.
(Ученики вспоминают пословицы, поговорки, приметы о птицах.)
1)Воробей мал, а сердце большое.
2)Осенью и воробей богат.
3)Ласточка день начинает, а соловей кончает.
4)Долгое кукование кукушки предвещает теплую погоду.
5)Перед метелью галки и вороны громко кричат.
6)Если синицы, сороки, сойки летом рано устраиваются наночлег, жди холодной осени.
5. Работа с загадками.
•Дважды родился, в школе не учился, а время знает.(Петух.)
•Какая птица в чужие гнезда свои яйца кладет?(Кукушка.)
•Маленький, серенький, в роще обретается, всю ночь заливается.(Соловей.)
•Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот.(Сова.)
•На крыше дворца — избенка, а в ней высокий мальчонка.(Аист.)
•Плавала, купалась, сухонька осталась.(Утка.)
•Вокруг бочки бегают клубочки.(Наседка с цыплятами.)
• Ходит по огороду богатого рода. Ноги, как лопаты, красные пяты.(Гусь.)
•Бела, как снег, зелена, как лук, черна, как жук, поет, как бес, поворачивает в лес.(Сорока.)
•На шесте дворец, во дворце певец.(Скворец.)
•Посередь дерев кузнецы куют.(Дятел.)
•Не звонок и не свирель, и не колотушка; в поле слышно ее трель:«Где мои подружки?»(Перепелка.)
•На болоте рыдает, а с болота не улетает.(Кулик.)
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1.Проработать раздел в учебнике (с. 109–111).
2.Ответить на вопросы и выполнить задания (с. 111).
3.Выполнить упражнения 2, 3 (с. 40, тетрадь).
4.Подготовить рассказ об одной из птиц.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
— Какое строение имеет тело птиц?
— Чем питаются птицы?
— Какие птицы называются перелетными? Оседлыми?
— Каково значение птиц в природе и жизни человека?