Урок по окружающему миру В гости к зиме. Как зимуют птицы и звери. Практическая работа. Сбор семян для подкормки птиц зимой.
Кошевая О. Н., учитель начальных классов ДОШ I – III ступеней № 97
Тема В гости к зиме. Как зимуют птицы и звери. Практическая работа. Сбор семян для подкормки птиц зимой.
Цель: помочь детям сформировать представление о том, как зимуют дикие звери: заяц, медведь, лиса, и другие; показать связь жизни животных с состоянием неживой природы и растений; развивать навыки работы с использованием современных информационных технологий в исследовательской деятельности, память, внимание, логическое мышление, познавательный интерес; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Оборудование: компьютер, мультфильм “Кто придёт на Новый год”, презентация “Рассказ М. Пляцковского. Какая бывает зима”, предметные картинки с изображением животных, иллюстрации “жизнь зверей и птиц зимой”.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос.
К какой части природы относятся животные?
Почему?
На какие классы их разделяют?
Как вы считаете, какая группа самая многочисленная?
III. Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний
1.Отгадывание загадки.
Неожиданно метели
С воем жутким налетели.
Осень в страхе убежала,
А она хозяйкой стала.
(Зима)
Да, это – зима - зимушка. Так ласково называют в народе самое суровое, но в то же время - прекрасное, красивое время года.
2. Беседа.
Назовите зимние месяцы.
Вспомните, какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы?
(Ответы детей: солнце появляется ненадолго, поднимается невысоко, даёт мало тепла и света, похолодало, реки замерзли, осадки – снег.)
3. Игра “Не ошибись”.
Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.
Листопад, гроза, снегопад, тёплый дождь, метель, цветение яблок, прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица, буран, вьюга.IV. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока
Давайте посмотрим отрывок из мультфильма и узнаем, кто сможет прийти зимой в гости к зайчику. (Просмотр отрывка из мультфильма “Кто придёт на Новый год”)
Сегодня мы продолжим изучать животных и узнаем, как зимуют птицы и звери, как их жизнь зависит от неживой природы, от растений.
V. Работа над темой урока
1. Слушание рассказа М. Пляцковского. (Презентация)
Какая же она зима?
2. Слово учителя.
- Мы привыкли к частым переменам года, к их смене, и не задумываемся, что много людей на земле никогда не видели зимы, не знают, что такое мороз и снег. Но, оказывается, об этом не знают не только люди, но и некоторые, хорошо знакомые птицы. А, впрочем, послушайте сами.
3. Чтение текста детьми.
Цапля: - Здравствуй, скворушка!
Скворец: - А что ты такая печальная, цапля?
Цапля: - Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой-то серенький пухлячишка болтал, что бывает зима и какой-то трещащий, нет, трескучий мороз. А, может быть, это правда?
Скворец: - Болтовня! Болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето!
4. Беседа.
Почему эти птицы не знают, что такое зима?
Как называют людей, которые изучают птиц?
Как орнитологи узнали, куда улетают эти птицы?
5. Офтальмологическая пауза.
(Птицы).
6. Беседа.
В песне прозвучали слова, что птицами называют тех, кто летает. Так ли это?
Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?
Назовите зимующих птиц.
7. Рассказ учителя.
В мороз и метель птицы прячутся в укромных местах и взъерошивают перья. От этого им теплее, так они спасаются от холода.
А что для зимующих птиц страшнее холод или голод?
Синички, поползни запасли с осени в щелях и трещинах коры насекомых, плоды. Теперь зимой они найдут хотя бы часть запасов. Дятел будет добывать из-под коры деревьев вредных насекомых, а в хвойных лесах он ещё питается шишками. Клёст выводит зимой птенцов, так как зимой для него много пищи. Вороны, галки, воробьи прилетают к жилью человека, где им легче прокормиться и пережить зиму. Но вот появляются и наши северные гости!
Это стаи снегирей и свиристелей. Снегири едят косточки ягод рябины и выбрасывают мякоть, которая разлетается по снегу красными пятнышками. Свиристели едят ягоды рябины совсем иначе. Они их глотают целиком, мякоть ягод переваривается в желудке, а косточки непереваренными падают на снег.
Тяжело птицам зимой. Им надо обязательно помогать.
Назовите виды семян, которыми можно подкармливать птиц.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов.
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
8. Игра “Рассели животных”.
Так зимуют птицы. А как переживают зиму звери, насекомые, рыбы?
Осенью звери усердно готовились к зиме. Делали запасы, нагуливали жир, меняли шубки. Расселите животных по домикам.
2609215136842513512801368425266701368425
Барсук, кабан, медведь, лось, мышь, ёж, белка, волк, хомяк, заяц, лиса, рысь.
Ищут корм в природе
Впадают в спячку
Делают запасы
9. Работа в группах.
Каждая группа получает картинку с изображением животного.
(Задание. Рассказать к какой группе относится животное, как зимует).I группа
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало-
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса )
Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
Мыши – основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.
II группа
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов же у меня полным-полно. И все-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня не зря “косые” – гляжу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками и корой деревьев.
Физкультминутка
Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др.
III группа
Какая коровка, скажите, пока
Ещё никому не дала молока?
(Божья коровка)
С листьев тлю она съедает,
Следить за садом помогает.
Вот она взлетела ловко.
Это - божия ...
Божьи коровки “перелётные” насекомые. В августе-сентябре жучки улетают на зимовку, а весной возвращаются обратно в свои “охотничьи угодья”. Летят они на большой высоте, огромными стаями. Зимуют божьи коровки грандиозными скоплениями под камнями, сухими листьями, корой, в щелях, лесополосах. Иногда, в одном месте на зимовку собирается до 40 млн. особей и их общий вес составляет несколько тонн.
IV группа
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной
А когда придёт весна
Просыпается от сна. (Медведь)
Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.
Берлогу – яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.
Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.
Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.
V группа
Трубит громко, да не трубач,
Настоящий он силач.
Имеет длинный хобот он.
Догадались? Это… (Слон).
VI группа
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый (лось)
Лося народ называет лесным великаном. Медленно бродит он зимой среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Если встретит поваленную осину, обгладывает кору. На ночь и в непогоду лось прячется в углубления в снегу. У отдыхающего лося из укрытия видны только голова и спина, покрытая особенно густой шерстью. Ноги он прячет под теплое брюхо.
Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг.
VII группа
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом.
Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.
VIII группа
Небольшая пестрая птица
Не боится зимой простудиться,
Угощенье наше ей снится.
Прилетает к нам часто ... (синица).
Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.
10. Слово учителя.
Да, ребята, белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. Трудно прокормиться и птицам, и зверям во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду они часто погибают от голода. Поэтому зверей, как и птиц, зимой нужно подкармливать. Для этого в лесу нужно развешивать заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывать капусту и морковь, сено оставляют в стогах.
VI. Итог урока
Вы заметили, что в некоторых словах над буквами стоят снежинки. Составьте из этих букв слово, которое скажут вам животные за помощь в зимнее время.
(Получилось слово – СПАСИБО)
Сегодня мы побывали в гостях у зимы, надеюсь, что скоро зима сама к нам в гости придёт.
VII. Домашнее задание
Придумать зимнюю сказку с персонажами – животными. Продолжать подкармливать птиц с помощью кормушки.