Районная методическая конференция«Современная школа сегодня и завтра»

Районная методическая конференция
«Современная школа сегодня и завтра»
Научно-исследовательское направление
Доклад
Исследовательская деятельность учащихся как способ выявления и поддержки талантливых детей








Автор:
Коновалова С.В., высшая
квалификационная категория,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №3.
с.Арзгир, ул.Горького, 31А



2012 г


Из опыта работы учителя истории и обществознания Коноваловой Сарры Васильевны
В каждом человеке – солнце.
Только дай ему светить.
Сократ
Актуальность проблемы
На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности.
Задачи работы с одаренными детьми:
Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности
Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
Организация системы исследовательской работы учащихся.
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими и очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Принципы работы с одаренными детьми:
Ориентация на соревновательность, актуализация лидерских возможностей учащихся
Ориентация на потребности ребенка. Максимальное расширение круга интересов
Доминирование развивающих возможностей над информационной насыщенностью
Усложнение содержания учебной деятельности
Учитель должен быть:
Талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности
Профессионально грамотным
Интеллигентным, нравственным и эрудированным
Владеть современными педагогическими технологиями
Быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным
Умелым организатором учебно-воспитательного процесса, психологом.
Учитель должен уметь:
Обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования
Работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся
Стимулировать познавательные способности учащихся
Принимать взвешенные психолого-педагогические решения
Анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса
Отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел
Этапы работы с одаренными детьми: Подготовительный этап.1-4 классы.
Учитывая психолого-педагогические особенности данного возраста, я постепенно вовлекаю детей в активные формы исследовательской деятельности. Они посещают на дому ветеранов, составляют вопросы, учатся слушать и записывать.
Формирование навыков эффективной организации труда.
Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
Формирование познавательного интереса.
Выявление способных учащихся.
Творческий этап.5-7 классы.
На этом этапе усложняю задачи исследовательской деятельности, здесь происходит:
Совершенствование навыков научной организации труда.
Формирование познавательного интереса.
Творческое развитие учащихся.
Индивидуальная работа со способными школьниками.
Развивающий этап. 8-9 классы.
В этом возрасте происходит дальнейшее:
Совершенствование навыков научной организации труда.
Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
Формирование исследовательских навыков.
Развитие информационной культуры учащихся
Исследовательский этап. 10-11 классы.
Это завершающий этап работы, который показывает, что на этом этапе происходит дальнейшее:
Совершенствование исследовательских навыков.
Совершенствование информационной культуры учащихся.
Учащиеся научились самостоятельно применять знания, умения и навыки.
Ожидаемые результаты:
Формирование системы работы с одаренными учащимися.
Творческая самореализация выпускника школы.
Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
Формы работы с одаренными детьми:
Как учитель-предметник:
1. Решение нестандартных задач на уроках и во внеурочное время.
2. Индивидуальная и дифференцированная работа.
3. Деловая игра, «мозговой штурм.»
4. Участие в школьных, окружных, Всероссийских олимпиадах.
Как руководитель музея:
организация посещений на дому ветеранов войны и труда
запись воспоминаний
проведение внеклассных мероприятий
экскурсии
написание исследовательских работ
В соответствии с государственной стратегией модернизации школьного образования важной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя имеющиеся знания и порождая новые. Успешная реализация поставленной задачи связана с применением адекватных содержанию компетентностного подхода новых технологий и форм организации мыслительной деятельности учащихся. Поэтому приоритетным направлением в своей педагогической деятельности считаю организацию исследовательской деятельности школьников. Над этой проблемой работаю уже в течение нескольких лет.
Моя задача, как педагога, состоит в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.
Исследовательская деятельность является одним из способов выявления одаренных, талантливых детей. Исследовательская деятельность - это творческий процесс совместной деятельности субъектов (ученика и учителя) по поиску решения неизвестного, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей и формируется научное мировоззрение. Усилия по организации исследовательской деятельности должны быть направлены не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни, а на формирование научного мышления, на искреннюю заинтересованность к самостоятельному познанию окружающей действительности.
Модель обучения исследовательской деятельности, которую применяю в своей педагогической практике, включает следующие элементы:
1.            постановка проблемы;
2.            создание мотива к обучению;
3.            определение учебной задачи:

·           анализ имеющихся знаний;

·           совместное планирование;

·           выбор технологии;

·           подготовка раздаточного материала;
 4. усвоение знаний;
 5. подготовка проектов решения;
 6. социализация - предъявление результатов работы коллективу;
 7. совместный анализ;
 8. рефлексия - эмоциональное осмысление своей деятельности.
В своей педагогической практике использую активные методы обучения. Приоритетное значение для меня имеет применение проблемного подхода в преподавании истории и обществознания. Создание на уроках проблемной ситуации помогает ребятам чётко видеть  цель своего исследования, и осознано воспринимать изучаемый материал.
Проблемные ситуации на уроках способствуют вовлечению личности ребёнка в мыслительный процесс, создают положительную мотивацию к изучению истории.  
Большое внимание в организации исследовательской работы учащихся уделяю анализу исторических документов. Работа с первоисточниками даёт возможность детям получить информацию не в готовом виде, а научиться добывать её самостоятельно. Непосредственной работе с документом предшествует изучение алгоритма исследования.  Он  включает в себя следующие моменты: определение типа документа, социальной принадлежности его автора, связь с эпохой, отражение в тексте документа типичных явлений исторической действительности, соответствие описания  автором происходящих событий объективной реальности, поиск информации, установление аналогии с современностью.  С этой целью мной была составлена памятка для учащихся «Как работать с историческими документами».
  Широко использую в своей педагогической практике коллективные формы работы. Обязательно включаю в тематическое планирование проведение уроков-дискуссий, проблемных семинаров, конференций, организацию «круглых столов». Эффективность подобной формы обучения во многом зависит от подготовленности и продуманности сценария, круга вопросов, выносимых для обсуждения. Большое значение имеет подготовительный этап работы, который предусматривает знакомство учащихся с дополнительной литературой, проведение консультаций, распределение ролей участников, возможна организация небольшого социологического опроса в виде анкеты или интервью
 Как одну из форм организации исследовательской работы применяю в своей педагогической практике интегративные уроки. Они позволяют за счёт обеспечения межпредметных связей активизировать знания учащихся, придают им универсальный характер. Например, по теме Великая Отечественная война был проведен урок «Юность, опаленная войной» совместно с учителем английского языка Моисеенко Н.Д.
Большое значение для меня имеет применение личностно-ориентированного подхода в преподавании истории и обществознания. Особое внимание в своей педагогической деятельности уделяю работе с одарёнными детьми. Для этой категории учащихся составляю планы работы, в которые включается подготовка к школьным олимпиадам, работа над рефератами, разработка совместных творческих проектов, обучение навыкам научной работы в фондах краеведческого музея и в  архивах местного музея. Есть определённые успехи нашей совместной творческой деятельности.  Учащиеся показывают стабильно высокие результаты на школьных и внешкольных мероприятиях. В 2008 году в “копилке творческих успехов” появилось 4 призовых места: Новикова Анна – II место, 10 класс – право; Соколова Юлия II место, 9 класс – право. Боровская Анна – II место, 11 класс – экономика. Олефирова Анастасия - III место, 10 класс – обществознание. В 2009 году “копилку” пополнили 3 призовых места: Новикова Анна – II место право-11класс, Ищенко Анна 2 место право 10 класс, Новак Анастасия 3 место – обществознание, 11 класс. В 2010 году Ищенко Анна заняла 3 место по праву – 11 класс, Дыкань Елизавета-1 место, право, 9 класс. Дыкань Елизавета приняла участие в краевой олимпиаде по праву. В 2011 году в «копилку» добавились успехи по истории Кустри Оксаны, 10 класс 3 место, Агеева Александра, 7 класс 2 место, по праву Лихоткина Артема. 9 класс 3 место и Ищенко Романа 3место по праву. Андреевой Ольги по экономике 10 класс 3 место. Успешно выступают данные учащиеся в викторинах и конкурсах. (См. Приложение 1)
 Перспективной формой внедрения в процесс обучения идей педагогики сотрудничества стала  работа нашего школьного музея «Истоки», руководителем которого являюсь с 1995 года. Практическим воплощением этих идеей стала для меня реализация творческих проектов учащихся.
Большое значение в достижении высоких результатов имеет участие одарённых учащихся в работе школьного музея. Там они приобретают первые навыки научной работы, делового сотрудничества, опыт публичных выступлений.
Программа музея охватывает несколько направлений, одним из которых является организация исследовательской деятельности. В рамках школьного музея используются разнообразные формы работы. В арсенале музея можно выделить до ста различных форм, среди которых отмечают 10 базовых форм. Это:
Лекция, экскурсия;
Консультация, научные чтения;
Кружки, студии, клубы;
Литературные вечера, киносеансы, концерты;
встречи с интересными людьми, праздники;
исторические игры, конкурсы и викторины.
Экскурсоводы проводят беседы по символике, воспитывают высокие патриотические чувства, рассказывая о богатствах края, страны. В музее работает лекторская группа. Активисты музея изучают архивные материалы, заметки из районной газеты «Заря», другие периодические издания собирают и записывают воспоминания ветеранов войны и труда, участвуют в проведении патриотических акций, героических поверках, вахтах памяти, районных и краевых слетах движения «Отечества». Ценность подобных исследований состоит в том, что дети учатся  самостоятельно планировать свою деятельность, выдвигать и аргументировать различные гипотезы, сами распределяют обязанности, приобретают умение работать в команде. Исследовательские работы позволяют детям не только творчески применить на практике свои знания, но вызывают эмоциональное переживание исторического материала, способствуя тем самым выработки глубокой мотивации в изучении истории.
Я рассматриваю исследовательскую деятельность учащихся как способ выявления и поддержки талантливых детей, а высокие результаты участия детей в слете туристско-краеведческого движения показателем талантливости и одаренности. И здесь тоже есть определённые успехи нашей совместной творческой деятельности. Одной из первых работ, завоевавшей успех на краевом уровне, была исследовательская работа Небыкова Павла “Чем дальше мы уходим от войны”. Она посвящена изучению истории Великой Отечественной войны, сбору материала о битве за Кавказ, о судьбе нашего земляка, участника сражения, Пономаренко В.Д
В моей педагогической деятельности организация исследовательской работы по теме «Великая Отечественная война « стала приоритетной. Были собраны материалы о защитниках Сталинграда, битве за Кавказ, штурме Берлина, которые легли в основу «Летописи Великой Отечественной войны» музея «Истоки» МБОУ СОШ №3.(См.Приложение 2)
В 2009 году на районном слете движения “Отечества” была представлена работа «Юность, опаленная войной». Основная цель исследовательской работы - изучение боевого пути солдата Барсегян Михаила Хачатуровича, принимавшего участие в освобождении села Степного Ставропольского края. Были собраны и изучены литературные источники и архивные документы о битве за Кавказ периода лета 1942 по январь 1943 года; записаны воспоминания участника Великой Отечественной войны Барсегян Михаила Хачатуровича; установлена связь с краеведами Степновского района. Организована экспедиционная поездка по местам боёв вместе с ветеранами войны: Барсегян М.Х, Мурченко Н.М, Кубанским В.В. и Шиловским И.И. Исследование было по достоинству оценено и получило на краевом слете движения “Отечество” 3 место. Краевым центром Экологии и Туризма работа рекомендована для участия в XII Всероссийской олимпиаде в Москве. Бельченко Виктория получила диплом федерального агентства по образованию федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения и стала дипломантом в секции «Военная история». А также была награждена дипломом и нагрудным знаком Российского комитета ветеранов войны и военной службы “Подвигов героев будь достоин” за активное участие в героико-патриотической работе.
Школа богата талантами. Эстафету достижений приняли сестры Ищенко Аня и Таня. В 2010 году на районном конкурсе Движение «Отечество» исследовательская работа «Ими гордится семья» о вкладе семьи Нестеренко в разгром фашизма Ищенко Анны, ученицы 10 класса, заняла 1 место, в крае 7 место. В 2011 году Анна продолжила свои исследования и собрала уникальный материал о проконсуле Кавказа Ермолове А.П. Исследовательская работа «Достойный сын Отечества» Ищенко Анны признана лучшей, стала лауреатом 24 краевого слета участников туристско-краеведческого движения «Отечество», посвященного 50-летию полета в космос Ю.А.Гагарина. Успехи и достижения учащихся оформлены в виде «портфолио»..
В течение многих лет учащиеся школы выбирают предметы история и обществознание для сдачи экзамена. Положительным итогом своей  педагогической деятельности считаю  успешную сдачу вступительных экзаменов по истории и обществознанию при поступлении в высшие учебные заведения выпускников нашей школы. В 2010г в форме ЕГЭ сдали 11 учащихся 11А класса социально -гуманитарного профиля, классным руководителем которого я являлась.13 человек поступили в высшие учебные заведения, а самые способные- Новак А., Павшенко А. в Саратовскую Академию Права.
    В организации познавательного процесса на уроках и во внеклассной работе обязательно использую игровые методы обучения: сюжетно-ролевые и деловые игры. Так очень интересной и полезной для старшеклассников оказалось проведение деловой игры «Выборы президента». Класс был поделён на группы: одна помогала своему кандидату составлять предвыборную программу, другая готовила рекламную акцию, остальные активно участвовали в предвыборной дискуссии. Деловые игры имеют не только большое познавательное значение, но и способствуют воспитанию гражданственности, правовой и политической культуры.
  Постоянно работаю над повышением педагогического и образовательного уровня. В 2008 году прошла курсы повышения квалификации на базе СКИПКРО г. Ставрополя. С обобщением своего опыта работы регулярно выступаю на заседаниях МО учителей истории. Были подготовлены доклады и сообщения по следующим проблемам: «Метод проблемного обучения в преподавании истории и обществознания», «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках истории». Выступила с докладом «Музейная педагогика как одна из форм современной образовательной технологии» на заседании районного методического объединения учителей истории и географии, проводившегося на базе МОУ СОШ №3 14.04.2011года. В 2011 году провела открытое заседание Совета музея «Сердцем к подвигу прикоснись!»             
Наши планы на будущее.2012-2013 учебный год будет значимым в истории МБОУ СОШ№3.
Школе исполнится 85 лет со дня ее основания, а 20-летний юбилей отметит новая красавица школа .Эти даты всколыхнут и «разбудят» новые таланты.
Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой. И Живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности данные каждому от рождения.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415