Проект на тему: Экология бассейна реки Дон
Раньше река была глубокой, говорят старожилы. Во время строительства кораблей была уничтожена большая часть леса, что послужило снижению уровня воды в реке
С течением времени все более мощным фактором является деятельность человека, влияющая на водные ресурсы, почвенные и воздушные как непосредственно, так и косвенно. Например, нерациональная рубка леса сопровождается нарушением почвенного покрова – основного посредника между климатом и рекой, усиливает неравномерность стока, увеличивает эрозионные процессы и загрязнение реки, распашка береговой линии также способствует заиливанию реки и зарастанию в дальнейшем камышом. А посадка леса служит защитой почв от эрозии, на наших полях есть лесопосадки, которые способствуют снегозадержанию и защите от ветровой эрозии.
В связи с такой работой дети сами составили схемы взаимосвязи компонентов природы измененной деятельностью человек
Загрязненная вода нарушает водо- и газообмен: меньше кислорода поступает в воздух из загрязненных водоемов.
Загрязнению воды способствуют вещества, попавшие из воздуха.
Уничтожение растительности по берегам рек и водоразделов приводит к обмелению водоемов
Загрязненный воздух вызывает болезни и гибель растений.
Наше село расположено по берегам реки Осередь, которая предает ей особую красоту.
Учащиеся выражают свою любовь к родному краю, его красоте стихами.
Сохраним реку.
Наше село расположено по берегам реки Осередь, которая предает ей особую красоту. Жители села выражают свою любовь к родному краю, его красоте стихами.
Село мое родное
Село мое родное
Ты с детства сердцу дорога
Ведь посередь тебя раскинулась река
Ты красива и хороша
Особенно когда сады цветут
К тебе все едут и идут
Ведь посередь тебя раскинулась прекрасная река
И встану я и побегу к реке опять
Для своих детей и внуков нужно реки охранять
Река Осередь
Наша река берет начало в городе Бутурлиновка, в с-в его части из болота. Течет в направлении с с-в на ю-з в верхнем течении, а затем меняет направление на юг и впадает в реку Дон в Павловском районе. На территории нашего села находится среднее течение реки. Река течет по равнине, течение медленное.
Река – одно из самых удивительных, прекрасных. Необходимых для жизни человека явлений природы. Наша река Осередь тоже служила когда- то транспортным путем (во время Петра1). В то же время река служила защитой, барьером, охранявшим жителей от нападения. О нашей главной реке Воронежской области Дон поэты писали стии А наша река впадает в Дон, на берегах которой расположены крупные поселки, поэтому нам нужно оберегать и охранять реку Осередь.
Тихая и ровная река Осередь
Родная дочь Дона – отца.
Свободная открытая река
Красивая пойма твоя видна издалека.
Любимая и близкая , родная моя река.
Река моя ,
Ты милая мне с детства,
Твои брега и пойма и поля,
Какое это совершенство
Мне подарила Родина моя,
Ведь вода в реке проточна,
Туда бегу я босиком ,
Теперь я знаю точно,
Как папа мой -я стану моряком,
И приеду из далека,
Побегу к реке опять,
Для своих детей и внуков, надо реки охранять!
Сейчас на наших глазах заметно, как река заволакивается песком и илом, интенсивно зарастают водной растительностью, загрязняются воды. Загрязнение поверхностных вод происходит различными путями. Вместе с осадками вредные вещества из атмосферы попадают или прямо в поверхностные воды, или в почву, а из нее - в воду. Кислотные дожди изменяют и рН поверхностных вод. Много загрязнений поступает с промышленными и бытовыми сточными водами.
Мы, учащиеся школы ежегодно во время походов, экскурсий ведем наблюдения за состоянием водоемов, почвенным разрезом на полях и на берегу реки почвенный разрез поймы реки.
Активное заселение долины реки, распашка поймы, которая доходила почти до самой бровки русла, строительство, занимающая не только береговую часть, но и часть водоема. Естественные луговые травы вытоптаны скотом и сохранились лишь местами. Чувствительную к нагрузке влажную пойму бороздят автомобили, доставляющие отдыхающих к реке. Нарушается водный режим луговых почв, увеличивается смыв плодородного слоя.
Река до тех пор продолжает оставаться рекой , пока ее не лишат возможности сохранять жизнь в своем русле, т. е. способность к самоочищению. Эти «санитары довольно легко справляются со своим делом, если в реку попадают в умеренном количестве обычные сточные воды, не содержащие выбросов автомобильного транспорта. В нашу реку попадают стоки минеральных удобрений с полей, ферм и со спецхоза «Великий Октябрь». Обитатели реки разлагают эти соединения, служащие пищей микроскопическим «санитарам». А вот промышленные загрязнения, попавшие с заводов города Бутурлиновка не усваиваются живыми организмами и, накапливаясь приводят их к гибели. В конце концов, может погибнуть река.
Практические работы.
Мы, учащиеся нашей школы, весной вылавливаем мальков из заводей и переносим в реку, проводим разъяснительную работу среди жителей села.
Так на родительском собрании мы выступали с докладами об охране водоемов села.
Призывали жителей села соблюдать элементарные правила сохранения водоемов:
Не выбрасывать мусор в реку;
Не распахивать берега реки;
Не ловить рыбу сетями;
Не ловить, особенно в весеннее половодье мальков;
Не пасти скот по берегам;
Не мыть машины в реке.
Куницына Юлия прочитала стихотворение об охране реки.
Я не хочу, чтоб речка высыхала
Где плещет столько рыбок золотых
Где пляшет резво лодка у причала
Где теплый вечер так порою тих
Пусть на Земле не умирают реки
Пусть стороной обходит их беда
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и чистая вода.
Мы ведем систематическое наблюдение водного режима реки.
В основном весной проводим практические работы:
1 Определяем ширину реки ( шнуром).
2 С помощью шеста промеряем глубину реки
3 Укрепляем овраги.
4 Собираем мусор по берегам реки.
5 Проводим разъяснительную работу в школе по сохранению реки.
6 Проводим беседы о загрязнении вод минеральными удобрениями, наличие которых усиливает рост водорослей, загрязнение водоемов приводит к усиленному дыханию животных, рыбьим заморам.
7 Рассказываем, как загрязнение водоемов связано с загрязнением атмосферы.
8 Устанавливаем запрещающие знаки на берегу реки Осередь.
Такие формы работ формируют у детей чувство хозяина. Бережное отношение к природе и любовь к родному краю, своей реке выражают в стихах и рисунках. Решить проблему сохранения воды, почв, воздуха нужно на мировом уровне, так как загрязняющие вещества, выброшенные в одном месте, попадают далеко за пределы нашего села, района, области, страны.
Мы пили бы чистейшую воду, дышали чистейшим воздухом, ловили рыбу, не пахнущую бензином, не делали бы анализ воды, если бы не мыли автомобили у реки, не отключали бы очищающие воздух и воду устройства и не выбрасывали бы мусор.
Для этого мы провели исследования по экологическому состоянию и качеству питьевой воды.
Начали свою работу мы весной 2011году и в течение 4 –х лет проводили анализ воды.
Мы выделили следующие факторы, определяющие качество воды:
1) температура.
2) кислотность.
3) минеральный состав.
4) взвешенные частицы.
5) плавающие примеси.
6) запаха, привкусы.
7) окраска.
Но больше всего жителей села волнует, какую воду мы пьём?
1. Первичная оценка качества воды проводилась определением ее органолептических характеристик. Органолептические характеристики воды определяются с помощью органов зрения (мутность, цветность) и обоняния (запах). Неудовлетворительные органолептические характеристики косвенно свидетельствуют о загрязнении воды.
Для этого мы в три разных стакана отлили воду из заготовленных проб. Определили цвет, прозрачность, наличие мути. Мы увидели, что
- Колодезная вода – прозрачная, мути не видно;
- Речная вода - светло – серая, мутная, не прозрачная;
- Родниковую - прозрачная, мути нет.
И сделали вывод, что родниковая вода более пригодная для питья.
2. Определяли количество органических веществ в воде.
Для этого отлили в пробирки по 2 мл каждой пробы, добавили по 10 капель соляной кислоты. Затем приготовили розовый раствор перманганата калия и приливали его к каждой пробе по 10 капель. Добавляемый раствор обесцветился в воде из колонки в течении нескольких секунд. Можно считать, что органические вещества полностью окислены. Красная окраска сохранилась в течение 1- 2 мин минуты и подсчитали количество капель, которое потребовалось для окисления всех органических веществ, оценили, какова была загрязненность в каждой пробе. Выявили , что загрязнена вода в реке.
3. Так же определи кислотность воды.
Взяли универсальную индикаторную бумагу и определили рН с помощью изменения цвета бумаги.
В результате выявили, что речная вода нейтральная.
4. Из фильтрованной ваты сделали два фильтра. фильтровали каждую пробу отдельно.
- Колодезная – вата без изменений
- Речная - после фильтрации вода осталась мутной, значит, она богата мелкими коллоидными частицами, проходящими через фильтр. Воду, содержащую большое количество органических веществ, опасно пить даже после кипячения. Наличие загрязнений на фильтре указывает на наличие в воде глины, песка, других примесей. В норме вода должна быть бесцветной, прозрачной, свободной от микроорганизмов, не должна содержать посторонние примеси и вредных веществ.
И для этого жителями села используются различные фильтры. И никто не рискнет напиться из реки.
5. Проверили и жесткость воды:
По методике если вода жесткая, мыло мылится плохо. Наша питьевая вода загрязнена так же и глиной и для этого мы советуем жителям села дать отстояться воде, профильтровать её и пить кипячённой.
Изучение состояния воды в реке в местах попадания сточных вод.
Пробы взяты в районах массового поступления талых сточных вод в реку.
№ участка реки, где была взята проба
прозрачность
окрашивание сверху
цветность в %
№ 1 у. Буденного
90%
Желтоватое
40%
№2 Граница с\х угодий сел Гавзда и Клеповка.
80%
Желтоватое
40%
Определение токсичности воды с помощью рыб.
Провели исследования отловленной рыбы. Исследовали внешний вид жабр, цвет кожи, состояние плавников.
В токсичной среде жабры изменяют окраску на почти белую, забиваются слизью, глаза выпячиваются, в области плавников появляются кровоизлияния
Исследование воды в реке на степень и характер загрязнения.
№ участка реки, где была взята проба
по наличию беспозвоночных
по состоянию активного ила
по состоянию плавников и жабер рыб
№ 1 у. Буденного
личинки стрекоз, комара, долгоножки
бактерии в виде хлопий
У некоторых рыб более светлого цвета, чем обычно жабры
№2 Граница земельных угодий сёл Гвазда и Клеповка.
личинки стрекоз, комара, долгоножки
встречаются инфузории и амёбы
Жабры более светлые
Вывод: В результате исследований воды на обозначенных участках, выявлено, что вода в этих районах средней загрязнённости. На участке №1 отмечены изменения состояния жаберных лепестков, что свидетельствует о содержании в воде небольшого количества токсических веществ. На участках №2 отмечено повышенное загрязнение воды
Состояние почвенного покрова
Далеко идет слава о наших Воронежских плодородны почвах. Подлинной лабораторией под открытым небом стала Каменная степь
Почва и ее ресурсы - одно из важнейших богатств человечества, и от того, как им распорядится, во многом зависит благополучие нынешнего и судьба будущих поколений. Почва является не только основным средством сельскохозяйственного производства, но и важнейшим компонентом наземных биогеоценозов, мощным аккумулятором энергии на Земле, регулятором состава атмосферы и гидросферы, надежным барьером на пути миграции загрязняющих веществ. Однако в последнее время почвы претерпевают значительную деградацию. наличие плодородной почвы – чернозем, а по берегам рек аллювиальные почвы, супесчаных почв меньше в основном они на боле возвышенных местах. Почва тонкими сосудами связана с подземной водой, растения впитывают из почвы растворенные соли, с верхнего слоя происходит испарении, меняется состав воздуха.
По мнению некоторых исследователей, загрязнение почв следует делить на два класса: загрязнение, связанное с выбросами предприятий промышленности, энергетики, автотранспорта; загрязнение, обусловленное использованием в сельском хозяйстве химических средств защиты растений и удобрений.
В настоящее время плодородие почв ниже плодородия земель, не подверженных водной эрозии и продолжает снижаться.
Мы провели исследование почвенных разрезов в 2008г.- 2012г и выявили отличие в мощности верхнего плодородного слоя – чернозема. В местах, подверженных водной эрозии он меньше. Благодаря наличию перегноя почва имеет комковато- зернистую структуру.
Состояние воздуха.
Мы исследовали наличие пыли в атмосфере. Сделали три пробы: 1) взяли снег у реки, положили в стакан, где снег растаял, затем отфильтровали, фильтр был чистым;
2) взяли снег у здания школы, также отфильтровали, фильтр имел серый цвет;
3) взяли снег у трассы, фильтр стал темным.
Мы сделали вывод, что у трассы воздух более загрязнен, а вот на правом берегу, где расположен наш Шипов лес, воздух чистый. Ведь лес – источник кислорода, красоты, здоровья.
Перспективный план.
Формирование эмоционально-положительного отношения
Познавательные задачи
Методические приёмы
- Вызвать у детей интерес к конкретному объекту – реке;
- Вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о ней.
- Помочь детям сформировать основы активной жизненной позиции, осознать экологическую ценность природы в её единстве с человеком.
- Воспитывать чувства хозяина.
Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
Сформировать представления о:
- роли человека в загрязнении реки;
- роли реки в жизни человека;
Упражняться в применении приобретённых знаний и посильной практической природно- охранной деятельности.
Проводить разъяснительную работу со сверстниками, родителями.
1. Выбор реки
2. Эмоциональный настрой детей
( разговор с рекой)
3.Фотографирование реки.
4.Труд с целью помочь реке.
5. Придумывание экологических знаков.
6.Исследовательская деятельность.
Аннотация.
Река –загрязнена. При изучении реки во время экскурсий дети делают вывод о том, что река мелеет, долина реки увеличивается, береговая линия подвергается эрозии. Зная острую водную проблему я с учащимися на уроках при изучении тем «Воды» всегда уделяю много времени вопросу « Охрана воды» и на кружковой работе проводим как теоретические занятия так и практические о роли воды.
Проводимые нами исследования были интересны и посильны. В ходе исследований воды, почв, воздуха мы выявили, что основной вред реке причиняет население. В реку сбрасывается бытовой мусор, распахана береговая линия, почти уничтожена луговая растительность выпасами скота, наличие автомобилей, их мойка, отопление углем. Изучая причину обмеления, дети делают вывод, что на берегу реки Осередь расположен Шипов лес и его в первую очередь надо охранять, так как он влияет на уровень воды в реке. Состояние вышеуказанных объектов оставляет желать лучшего и необходимо и необходимо принимать конкретные меры по улучшению экологической ситуации в первую очередь руководству села, района, области. Необходимо непрерывное экологическое образование и воспитание. И начинать надо с себя.
Меры по предупреждению отрицательных последствий хозяйственной деятельности человека.
Лесовосстановление и озеленение.
Рациональное использование воды.
Сохранение и восстановление растительности по берегам рек.
Не допустить выбросы отходов в реку
Борьба с браконьерами.
Анализируя эти схемы, дети делают вывод, как и почему загрязняются вода в реке, называют основные виды эрозии: ветровая, водная, антропогенная.
Мы обеспокоены экологическим состоянием наших водоемов. Грязная вода – источник не только многих заболеваний, но и фактор разрушения среды жизни. Убедительно просим принять меры по экологической защите нашего села.
Наш призыв: Сохранить природу, ее красоту от которой зависит жизнь всего народа нашей Земли.
Всем желаю.
Наслаждаться солнцем, небом голубым.
Радугой чудесной и дождем грибным.
Песни петь веселые, звонко хохотать.
И друзей хороших в гости приглашать.
Жить нам вместе в мире, в дружбе без войны.
Берегите Землю для детей Земли!
Данная работа выполнена в объеме - 26 страниц..
Количество таблиц - 3
Рисунков – 4
Иллюстраций - 9
Используемая литература:
Хрестоматия по физической географии. Н. А. Максимов 2001г.
Реки нашей страны Г.Е. Ганейзер 2002г.
Урок экологии в средней школе Л. В. Дорогань.
А. И.Воронцов Охрана природы М. 1979г.
Ю.В. Новиков Природа и человек М. Просвещение1991г.
Н.С. Бевз География Воронежской области Воронежское книжное издательство 1973г.
7. Демина Т.А. «Экология, природопользование, охрана окружающей среды.» Москва, Аспект пресс, 1995.