Техническая карта урока в 11 кл. музыкальная культура барокко.


Учитель Полюшкина Е.В. Класс 11- А; Б. Предмет МХК
Тема урока Музыкальная культура барокко_
Дата _10.11. 2015 г.__
Цели:
Общеобразовательные: Познакомить с музыкальными шедеврами в стиле барокко и композиторами этой эпохи; дать представление о новейших открытиях в музыкальной грамоте, о музыкальных инструментах и жанрах в музыкальном искусстве барокко.
Воспитательные: вовлечь обучающихся в активную исследовательскую, поисковую деятельность; воспитать культуру навыков самообразования.
Развивающие: продолжить развитие умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, работать с дополнительной литературой. Выступать перед аудиторией. Отстаивать своё суждение.
Тип урока: комбинированный (урок исследование, изучение нового материала на основе изученных видов искусства в стиле барокко, закрепление прежде полученных знний)
Планируемые результаты:
Предметные: смогут правильно по смыслу использовать новые музыкальные термины, понимать различия в инструментальных жанрах, анализировать услышанные музыкальные произведения.
Личностные: получат импульс от эмоционального переживания к желанию творить, продемонстрируют коммуникативные и эвристические способности.
Метапредметные: смогут определять понятия, составить обобщение, установить аналогию, использовать речевые средства с задачами коммуникации, строить диалогические рассуждения, делать выводы.
Формы работы: межпредметные связи по истории, музыке, литературе, изобразительному искусству.
Формы деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы обучения: исследование; деятельностный способ обучения.
Ресурсы: учебник МХК (Л.А. Рапацкая 10 кл. 1 часть), мультимедийная аппаратура, раздаточный дидактический материал: карточки с иллюстрациями и таблицы с заданиями, видеопрезентация учеников, видеоурок учителя с заданиями, таблицами и портретами композиторов. На доске иллюстрации живописи, архитектуры, костюма стиля барокко.
Формируемые УУД
личностные познавательные коммуникативные регулятивные
Нравственно-этическое оценивание. Выбор оснований критериев классификации произведений искусства барокко.
Планирование (определение цели, источников, способов взаимодействия).
Постановка вопросов.
Разрешение конфликтов.
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Межпредметные связи Оценка
Содержание этапов урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Этапы урока
Вводная часть
Организационный блок:
Постановка цели и задач деятельности обучающихся.
Обращаю внимание обучающихся на иллюстрации на доске: «Площадь СВ. Петра» арх. Бернини, его скульптуры «Экстаз святой Терезы», картины М. Караваджо «Призывание Матфея», «Мальчик с лютней», П. Рубенса «Автопортрет с Изабеллой Брандт».
Прошу назвать авторов этих произведений, определить стиль эпохи и её характерные черты в изобразительном искусстве.
На доске: иллюстрация костюмов барокко, выполненная по дом заданию учениками. Прошу вспомнить причины возникновения стиля, объяснить логику связи с событиями, театральной пышности, грандиозности (в костюмах высокие как купола соборов парики, пышные на кринолинах юбки, веера, мушки на лице, как тайный язык любви), драматическую вычурность в изобразительном искусстве, герои – экзальтированные мученики.
Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Предлагаю послушать муз. произведение многим уже знакомое на ур. музыки «Времена сезона» А. Вивальди (Зима) и (Лето). Дать свой эмоциональный отзыв. Есть ли схожесть в эмоциональных ощущениях с картинным рядом на доске?
Назвать услышанные инструменты.
Подчёркиваю ведущую роль скрипки в музыке эпохи барокко.
Объявляю тему: «Музыкальная культура барокко», говорю о музыке как выразительнице не только эмоционального состояния эпохи, но и выразительнице философского мировоззрения, выразительнице быта людей.
Ставлю проблему: что мы хотим узнать о музыке барокко. Применяю метод мозгового штурма для постановки целей. Записываю на доске формулировки детей.
Видео урок: на экране схема характеристика стилей» (возрождение, классицизм, барокко), 1. выбирают походящие характеристики к каждому стилю, устанавливают, что картины стиля барокко (с итал. – причудливый, странный), перечисляют его характерные признаки.
Называют причину: кризис идеалов Ренессанса, реформация в церкви (германский протестантизм (М. Лютер) и английский кальвинизм) вызвали представление о дисгармоничности мира, ощущения обречённости борьбы со злом. Отсюда цель: вызвать изумление; приём: вычурное украшательство, броская театральность.
Слушают. Характеризуют произведение по таблице эмоциональных терминов: напряжённость, контрастность, динамизм. Сравнивают с эмоциональным зарядом скульптур Бернини (иллюстрации на доске).
Называют ведущие - смычковые инструменты (скрипка)
Слушают, записывают в тетради.
Формулируют цели и задачи для исследования темы: узнать о композиторах, какие они представляют страны, узнать о тематике муз. шедевров, о появившихся новых типах музыки и развивающихся жанрах, инструментах и достижениях в муз. искусстве
Содержание этапов урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Основная часть
Информационный блок:
Актуализация знаний.
Метод деятельностного похода:
Прошу расшифровать цепочку «инструменты», назвать эпоху в которую появились первые виртуозы-исполнители на этих инструментах. (ЛЮТ; КЛА; ВИ – ОР; ВЕ; ФЛЕ – НЯ; СИН; О – ГАН; ЛА; ЙТА). Назвать художника универсала во многих областях знания и искусства. На каком инструменте он виртуозно исполнял светскую музыку.
Эвристический ход: показываю цепочку имён, мастеров из Кремоны «Что для вас означают эти имена: Н. Амати, А. Гварнери, А. Страдивари». Подчёркиваю: скрипка стала царицей в инструментальном ансамбле.
Рассказываю о появлении нового жанра: концерт (с латин. – состязаюсь). Величайший скрипач и композитор Арканджело Корелли – основоположник концерто гроссо (соревнование оркестра и отдельной группы инструментов). Клавишные инструменты клависсин, клавикорд, чембало тоже усовершенствовались в новый инструмент …. Какой?
(Фортепиано. Его изобрёл в нач. 18 в. в Италии Б. Кристофори)
Первичное усвоение новых знаний (повторение изученного).
Даю задания для исследовательской работы в малых группах:
1гр. Тема: «Вклад кружка Дж. Барди «Флорентийская камерата» в появление нового жанра». (Кто родоначальник стиля бель канто, что он означает? стр.238)
2гр. Тема: «Истинное рождение оперы».
(Год 1607. Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей» - истинный драматизм, выразительное соединение слова и музыки. Сочинил для двора герцога Гонзаго в Мантуе. Открытие оперных театров, особенно в Венеции (опера «Коронация Поппеи»- история Нероновского Рима. Шекспировский пафос сплетения комического и трагического. Какие возможности композиторам дал новый тип арии в стиле ламенто означает «жалобная песня», плач- ария Ариадны).
3гр. Неаполь – центр развития оперного искусства, 2 пол. 17 в. Новая оперная школа. (Что значит опера сэрьа? (Серьёзная). Чьё это достижение: построение оперной формы – увертюра, ария, дуэты, речитатив двух видов).
4гр. Германия 2 пол. 17 в. – композитор, для описания музыки которого «нужна целая жизнь» (Цитата Р. Роллана, имя Г.Ф. Генделя-исполнителя, композитора инструментальной музыки, мастера оратории; сюжет оратории «Самсон» - библейский: противоборство двух народов, коварство Далилы.) Чем оратория отличается от оперы? – стр. 251.
5гр. «Не ручей, а море должно быть ему имя» - немецкий композитор, неразрывной связи духовной и светской музыки. Стр. 253-254; (Эпиграф Л. Бетховена, имя композитора - И. С. Бах,1000 произведений разных жанров, его светские инструментальные, органные произведения, концертные для клавира, для фортепиано (где октава делится на 12 равных полутонов) прелюдии и фуги «Хорошо темперированный клавир», вокально-хоровые: высокая месса си минор; оратории «Страсти по Матфею»)
6 гр. Композитор барокко – основоположник английской оперы. (Имя композитора, музыкальный жанр, произведение. Исп. Учебник стр. 221 и Инт. Ресурс).
Аналитический блок:
Первичная проверка понимания.
Вызываю группы для выступления по результатам исследования.
Включаю запись муз. произведений: фрагменты из оперы-серьа Монтеверди «Коронация Поппеи», оперы Скарлати «Митридат Евпатор», органную увертюру И.С. Баха или из оратории Баха «Страсти по Матфею» - слушают сцену на Голгофе.
Первичное закрепление.
Назвать выразительные средства прослушанных произведений. Обращаю внимание на тональную и аккордовую организацию произведений. Задание на выбор: а) написать об эмоциональном впечатлении от муз. произведения в стихах или прозе; б) зарисовать впечатление в цвете или графическом образе.
в) распределить перечисленные в таблице на видео слайде термины музыкальных жанров и видов в колонки «эпоха возрождения» и «эпоха барокко» 1. Церковная вокально - хоровая музыка возрождения; 2. Светская вокальная и танцевальная эпохи возрождения; 3. хоровая музыка барокко; 4. инструментальная музыка барокко.
Контроль усвоения, обобщение ошибок и их коррекция.
Показываю таблицу классификации на видеослайде.
Провожу соревнование между группами «Угадай термин» на знание терминов: дети получают карточку с определением, на доске висит плакат с терминами. Если термин назван правильно, открывается под ним поле плаката. Так последовательно открывается картина, спрятанная под терминами (жанры музыки: месса, матет, реквием, паванна, гильярда, аллеманда – вокально-хоровая или танец; опера, оратория, кантата, ария, речитатив, сюита, соната, фуга, симфония, увертюра, концерт - хоровая или инструментальная.
Заключительная часть
Оценочный блок:
Подведение итогов занятия.
Музыкальное искусство барокко подготовило богатейшую почву для музыки последующих времён.
Прошу назвать новые жанры.
Оценивание.Информация о домашнем задании.
Выполнить коллаж или рисунок для гобелена «Музыкальные инструменты Барокко».
Сформулировать по одному вопросу по итогам исследования, и один вопрос по творчеству Бортнянского.
Сделать анализ - интерпретацию понравившегося музыкального произведения или написать стихи о любимом музыкальном произведении и его авторе стиля барокко.
Изучить самостоятельно творческий вклад в музыкальное искусство барокко русско-украинского композитора, представителя классицизма Дмитрия Бортнянского.
Рефлексивный блок:
Возвращение к ожидаемым результатам.
Задаю вопрос: Что ещё хотелось бы дополнить из изученного по теме.
Обсуждение форм работы и возникших трудностей.
Словарь терминов:
Месса – главное богослужение католической церкви, одноголосное, позднее многоголосное песнопение.
Мотет – жанр многоголосной вокальной музыки. В основе – литургический напев одного голоса, к которому присоединяются другие, часто с вариациями того же текста.
Реквием – заупокойная месса.
Павана (от «павлин») – гордый, плавный танец, открывающий празднества (Италия);
Гильярда (весёлая) – быстрый, с подпрыгивающим ритмом танец (Италия);
Аллеманда – танец-шествие (Германия)
Сюита (с фр. Suite — «ряд», «последовательность», «чередование») — одна из основных разновидностей циклической формы в инструментальной музыке; состоит из нескольких больших частей, в старинном жанре сюиты обычно контрастирующих между собой.
Соната (сольная и ансамблевая), от итальянского глагола «sonare», что переводится как «звучать». Соната состоит из трех связанных частей. Первая часть всегда быстрая, стремительная, вторая, наоборот, медленная и размеренная, ей на смену приходит заключительная часть, которая пишется в духе первой (то есть, быстрая).
Фуга (лат. fuga бег от лат. fugere бежать, убегать) — композиционная техника и форма полифонической музыки. В классической однотемной фуге несколько голосов, каждый из которых повторяет (имитирует) заданную тему.
Прелюдия (от лат. prae… — перед и лат. ludus — игра) - короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. Прелюдия-вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепиано, органа. Прелюдии Баха также разнообразны, некоторые напоминают танцы эпохи Барокко, а некоторые содержат двух- или трёхголосный контрапункт.
Симфония (др.-греч. συμφωνία — «созвучие, стройное звучание, стройность») — музыкальное произведение для оркестра: струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса. В XVII веке название «симфония» постепенно закрепилось за оркестровыми вступлениями (увертюрами) или интермедиями в инструментальных и вокально-инструментальных сочинениях — в сюитах, кантатах и операх,
Увертюра (фр. ouverture, от лат. apertura — открытие, начало) - инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), но иногда и к драматическому, а также к вокально-инструментальным произведениям — кантатам и ораториям или к инструментальным пьесам сюитного типа.
Концерт (нем. Konzert от итал. concerto — гармония, согласие и от лат. concertare — состязаться) — музыкальное произведение, чаще всего для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром.
Расшифровывают названия инструментов (лютня, клависин, виола, флейта, орган) делают вывод об их принадлежности к эпохе Возрождения, называют Леонардо да Винчи как певца и музыканта-исполнителя на лютне.
Эвристически находят ответ о династиях итальянских мастеров совершенствовавших смычковые инструменты,
Ученик делает видео сообщение
Концерты Вивальди (установил его 3-х частную форму, выделил солирующую скрипку).
Находят ответ: новый инструмент – фортепиано.
Ответы записывают в тетрадь
Изучают в группах по учебнику материал заданий, составляют план ответа, тезисы, вопросы к повторению.
Заносят в таблицу даты, имена композиторов и их достижения
1гр. Называют новый жанр: «драма на музыку» в традициях античного театра времён Софокла (музыкальный хор) как прародительница оперы (с итал. труд, сочинение). Сохранилась 2-я опера Я. Пери, либретто Оттавио Ринуччини «Эвридика». Родоночальник бель канто(прекрасное пение: свободное естественное дыхание, полнота, мягкость звука и мелодическая связность) Джулиано Каччини.
2гр. Находят ответ в учебнике на стр. 239. (композитор, год, страна, название оперы, сюжет, стиль арии ламэнто).
3гр. Имя главы школы А. Скарлатти- более 125 опер, тематика его произведений историческая: «Великий Тамерлан», «Телемак», «Митридат Евпатор», «Пирр и Деметрий»). Дают определения терминам – стр. 240-241.
4 гр. Георг Фридрих Гендель (род. в Германии, учился в Италии, творил в Англии. Виртуоз-исполнителтна органе, клавесине, создал пр. инструментальной музыки, оратории, 40 опер-серьа. (Оратория – крупное сочинение для певцов – солистов, хора и оркестра, имеющее драматический сюжет, предназначенное для концертного исполнения, в ней нет сценического действия. Хор ведёт сюжет и передаёт чувства народа).
5гр. И. С. Бах. – делают выписки в таблицу по стр. 253-254.
6гр. Генри Пёрсел, опера «Дидона и Эней», на либретто по поэме древнеримского поэта Вергилия «Энеида». Характерны барочные контрасты: гротеск и утончённая лирика; мрачная фантастика и высокая патетика.
Группы кратко выступают.
Слушают выступления других групп, заносят в таблицу «Страна, композитор – его достижения» добавочные сведения.
Слушают часть из оперы Скарлати «Митридат Евпатор», фрагмент увертюры И.С. Баха, ораторию «Страсти по Матфею» - слушают сцену на Голгофе.
Анализируют муз. произведения. Художники зарисовывают эмоциональное впечатление в цвете. Теоретики делают вывод: музыке барокко характерен высокий полифонизм (сочетание и спор многих музыкальных тем) и гомофония (над сопровождающими голосами главенствует гибкая взволнованная мелодия).
Распределяют. 1 колонка «эпоха возрождения» - церковная вокально-хоровая: месса, матет, реквием; светская вокальная: песня-мадригал (Италия), шансон (Франция); танцы: паванна, гильярда, аллеманда. 2-я колонка «эпоха барокко» - хоровая музыка: рождение оперы, развитие оратории, кантаты, совершенствование арии, речитатива; инструментальная музыка: сюита, соната (сольная и ансамблевая), фуга и прелюдия, симфония, увертюра, концерт.
Работают со словарём муз. терминов для определения понятий.
Сравнивают результаты своей работы по закреплению новых жанров с эталоном по слайду «видеоурок».
Называют новые инструменты и композиторов: К. Монтеверди, Г. Перселла, А. Корелли, А. Вивальди, Г. Ф. Генделя, И. С, Баха. Их искусство достигло высочайших вершин
Делают вывод: в музыке барокко противоречиво взаимодействовали традиционное и новаторское. Родилась опера, достигла вершин полифония, устремление к раскрытию душевных смятений внутренней борьбы человека обусловило появление нового типа письма – гомофонии, когда над сопровождающими голосами господствует одна гибкая, взволнованная мелодия.
Дают самооценку результатов своих исследований
Выбирают:
Задания № 1и № 4 по выбору.
Обязательные № 2 и № 3 задания.
Дома прослушать произведения Д. Бортнянского в стиле барокко на выбор: оперы-серьа «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий», вокально инструментальные ансамбли «Аве Мария», «Сальве Регина», хоровые композиции «Немецкая обедня», «Русская вечерня».
Демонстрируют рисунки и зачитывают отзывы –впечатления. Высказывают эмоциональные переживания, сложности или удачи.
Словарь терминов:
Опера (от итал. opera — дело, труд, работа; лат. opera — труды, изделия, произведения, мн. ч. от opus) — род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. музыка в опере является основным носителем действия. Литературной основой оперы является либретто, оригинальное или основанное на литературном произведении.
Оратории (лат. oratorium, итал. oratorio) — крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра, сольные номера относятся к известным личностям в сюжете оратории. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты — бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.
Кантаты (итал. cantata, от лат. саntare — петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра, в кантатев отличии от оратории преобладает лирический элемент. В первой половине XVII ст. вокальное сочинение для одного голоса (мадригал) называлось кантатой в отличие от инструментального сочинения, называвшегося сонатой. С развитием оперы в Италии развилась и форма кантаты, которая стала заключать в себе не один сольный вокальный номер, а несколько.
А́рия (итал. aria — воздух) — вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, соответствующее драматическому монологу, обычно в составе оперы, оперетты, оратории или кантаты.
Речитати́в — вокальная музыкальная форма, не подчинённая симметрическому ритму, род певучего разговора. Воспроизводит ритмический и интонационный рисунок естественной речи. Речитатив бывает:
сухой (secco)
размеренный (a tempo)
певучий (ариозное пение).
Во всех трёх родах правильная, осмысленная декламация имеет большое значение. В операх и ораториях речитатив обычно сопровождается сухим аккомпанементом и исполняет функцию связок между ариями. При этом в речитативах отражается драматическое действие, а в ариях - эмоциональная реакция персонажей на него