Закрепления изученного Дательный,творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа


Уроки 82 Тема урока: Дательный, творительный, предложный падежи имен существительныхмножественного числа
Тип урока Освоение нового материала
Педагогические задачи Создать условия для систематизации знаний об изменении имен существительных по числам, об окончаниях имен существительных в дательном, творительном, предложном падежах множественного числа; совершенствовать умение правильно склонять имена существительные во множественном числе; способствовать развитию умения выделять окончания имен существительных в дательном, творительном, предложном падежах; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые предметные результаты Познакомятся с падежными окончаниями имен существительных в дательном, творительном, предложном падежах множественного числа; научатся правильно склонять имена существительные во множественном числе; выделять окончания имен существительных в дательном, творительном, предложном падежах; выполнять разбор слова по составу, морфологический разбор слова, синтаксический разбор предложения
Метапредметные УУД Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; коммуникативные: критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений
Личностные результаты Принимать и осваивать социальную роль учащегося, иметь мотивы учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние); воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося(осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
учащегося
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания (учебник). Проверяет домашнее задание. Проводит беседу
о проделанной работе.
– Рассмотрите рисунки в упражнении 268.
– Прочитайте составленные диалоги между покупателем и продавцом.
– Какие имена существительные множественного числа в родительном падеже вы употребили? Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
Читают диалоги. (См. РМ, Приложение 2.)
Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Согласовывать усилия по решению учебной задачи
Минутка чистописания. Проводит минутку чистописания.
– Запишите буквосочетания.
– Продолжите ряд однокоренных слов.
– Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Определите падеж имен существительных Выполняют чистописание.

Наступила пора морозов и метелей. Покормите птиц! Работа над словами с непроверяемым написанием Организует работу над словами с непроверяемым написанием.
– Отгадайте загадку:
Этот транспорт городской
Знает в городе любой:
Он вагон по рельсам мчит
И колесами стучит,
А над ним висят всегда
Из металла провода,
Питается он током.
Мне объясни-ка толком,
Ответь-ка мне, давай,
Что ездит так? (Трамвай.)
(См. РМ, Приложение 3.)
– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.
– Подберите однокоренные слова к слову «трамвай» Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
Т Р Т Р А М В А Й
Н С П О Р Т Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения III. Сообщение темы урока. Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Прочитайте тему урока.
– Сегодня на уроке будем учиться образовывать формы дательного, творительного, предложного падежей множественного числа имен существительных Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока Принимать и сохранять учебную цель и задачу
IV. Объяснение нового материала.
Наблюдение
над языковым материалом.
Работа
по учебнику
(упражне-
ние 269) Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Прочитайте. Расшифруйте краткую запись.
– Проверьте, действительно ли в данных падежах имена существительные в форме множественного числа имеют такие окончания. Для этого просклоняйте имена существительные «реки», «луга», «моря», «степи» Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-
нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Склоняют данные имена существительные. (См. РМ, Приложение 4.) Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию
V. Первичное закрепление знаний. 
Работа
по учебнику
(упражне-
ние 270) Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.
– Прочитайте выразительно стихотворение Н. Рубцова.
– Определите главную мысль предложения. («Первый снег».)
– Спишите. Выделите окончания имен существительных в предложном падеже. Почему они разные? (Потому что имена существительные стоят в разных числах (множественном и единственном) и относятся к разным склонениям.)
– А какие могут быть окончания у имен существительных в этом же падеже, но в единственном числе? (У имен существительных в предложном падеже единственного числа окончания -е, -и, -у.) Проводит работу в парах.
– Прочитайте стихотворение. Определите падеж слова «банты» Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
Списывают стихотворение, выделяют окончания.
Ах, кто не любит первый снег
В замерзших тихих рек,

Слегка гудящем на
Работают в парах. Определяют падеж слова «банты». (См. РМ, Приложение 4.) Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Осуществлять контроль
по результату
VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений.
Работа
по учебнику
(упражне-
ние 271). Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
– Прочитайте. Озаглавьте текст. («Морозко».)
– Спишите, вставляя пропущенные буквы.
– Выделите окончания имен существительных
в форме множественного числа. Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.
Записывают текст, выделяют окончания.
Выполняют синтаксический разбор предложения.
(См. РМ, Приложение 4.)
Понимать на слух ответы учащихся. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Строить монологические высказывания
Работа в тет-
ради (зада-
ние 182). Организует работу в рабочей тетради.
– Прочитайте отрывок из стихотворения М. Пожаровой «Заклинание зимы». Вставьте пропущенные буквы.
– Укажите падеж имен существительных, стоящих в форме множественного числа. Выполняют задание в рабочей тетради.
(См. РМ, Приложение 5.)
Указывают падеж имен существительных, стоящих в форме множественного числа. Работа в тет-
ради (зада-
ние 183) – Прочитайте. Допишите названия падежей. Соотнесите названия падежей и окончания имен существительных в данных падежах Выполняют задание.
Дательный падеж -ам, -ям
Творительный падеж -ами, -ями
Предложный падеж -ах, -ях
VII. Итог урока. Рефлексия Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите окончания дательного падежа имен существительных множественного числа.
– Назовите окончания творительного падежа имен существительных множественного числа.
– Назовите окончания предложного падежа имен существительных множественного числа.
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.
Продолжают высказывания:
• Я почувствовал, что…
• Было интересно…
• Меня удивило…
• Своей работой на уроке я…
• Материал урока мне был…
• Мне захотелось…
• Мне больше всего удалось…
• Мое настроение… Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
Домашнее
задание Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить задание 184 в рабочей тетради, упражнение 272 в учебнике Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Принимать, сохранять учебные задачи
Приложение 1
Организация начала урока
Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку. Закройте, пожалуйста, глаза, вспомните что-нибудь очень-очень хорошее и улыбнитесь!
Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее.
Ведь главное – доброе начало.
Сообщают о готовности к уроку.
Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).
Приложение 2
Проверка домашнего задания (учебник)
– Сколько стоит килограмм апельсинов?
– 40 рублей.
– Взвесьте, пожалуйста, два килограмма апельсинов.
Приложение 3
Работа над словами с непроверяемым написанием
– Разгадайте ребус.

ТРАМВАЙ – городская наземная электрическая дорога, а также поезд этой железной дороги, состоящий из одного или нескольких вагонов. ТРАМВАЙ – английское слово, от ТРАМ – «вагон» и УЭЙ – «дорога, путь». Слово ТРАМВАЙ пришло к нам из Бельгии: бельгийские концессионеры (в капиталистическом обществе люди, получившие право на эксплуатацию какого-нибудь строительства или разработку руд) проводили в России первые трамвайные линии.
ТРАМВАЙ – ТРАМ, УЭЙ = «путь вагона».
Однокоренные слова: трамвайчик, трамвайщик, трамвайный.
Фразеологизм:
РЕЧНОЙ ТРАМВАЙ – пассажирский пароход или катер, совершающий рейсы по реке в черте города.
Предложения:
Я ехал на трамвае.
Трамвай уехал в депо.
Приложение 4
Работа по учебнику
Упражнение 269.
И. п. что? реки луга моря степи
Р. п. чего? рек лугов морей степей
Д. п. чему? рекам лугам морям степям
В. п. что? реки луга моря степи
Т. п. чем? реками лугами морями степями
П. п. о чём? о реках о лугах о морях о степях
Упражнение 270.
Банты (В. п.) Алла потеряла,
И о бантах (П. п.) плачет Алла:
«Нету бантов (Р. п.)!» Не беда,
Бабочки летят сюда!
Банты (И. п.) эти прилетели,
На косички Алле сели.
Бантами (Т. п.) довольна Алла:
О таких она мечтала.
Алла новым бантам (Д. п.) рада,
Ей других совсем не надо!
Упражнение 271.
Морозко
Морозко в лесу рукавицу обронил. Скачет Морозко по ельничк, по березничк. Ищет её на кустик, на опушечк, на крутых бережк. Где же она есть?! А она – вот. Лежит на речном берегу, искрами холодными переливается. Прекрасная рукавица – из белых снег прядена, метелью вязана, ледяной иглой вышита.
Иглой – сущ., чем?, н. ф. – игла, неодуш., нариц., ж. р., 1 скл., Т. п., ед. ч., второстепенный член.
(По) ельничкам – сущ., по чему?, н. ф. – ельничек, неодуш., нариц., м. р., 2 скл., Д. п., мн. ч., второстепенный член.
Морозко в лесу рукавицу обронил. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.)
Обронил (где?) в лесу;
обронил (что?) рукавицу.
Приложение 5
Работа в тетради (задание 182)
Разукрасилась Зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок (Р. п.),
Звёздочек-снежинок (Р. п.).
Вся в алмазах (П. п.), жемчугах (П. п.),
В разноцветных огоньках (П. п.)…