Конспект урокаДательный творительный и предложный падеж имен прилагательных множественного числа


Тема урока:Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа.
Цель: развивать умение изменять по падежам существительные множественного числа, распознавать падежи и писать окончания в дательном, творительном и предложном падежах.
Задачи:
1) Учить:
а) формировать умения правописания падежных окончаний имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложных падежах, практические умения проверять и правильно писать безударные окончания имён существительных множественного числа, учить приёмам анализа и синтеза;
б) приводить примеры слов с заданной орфограммой.
2) Развивать:
а)развивать учебную самостоятельность, умение делать выводы по новому материалу на основе опоры на уже изученный,;
б) развитие мышления: умение выделять общие и существенные признаки, связи, отношения;
в)умение классифицировать факты, делать обобщенные выводы
3) Воспитывать аккуратность.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД):
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.
Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД):
Ориентироваться в учебном материале:
определять круг своего незнания;
осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока;
Работать по заданиям опираясь на маршрутные листы, уметь определять падеж, число имен существительных
Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД):
Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал
Структура урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
- Проверьте все ли у вас готово к уроку.
- Скажите, пожалуйста, кто у нас сегодня главный на уроке. ( ответы детей)
-Чтобы ответить на мой вопрос вы должны отгадать загадку HYPERLINK "http://zagadochki.ru/zagadka-na-serebryanoe-blyudce.html"
На серебряное блюдцеМало кто в обиде.Кто на блюдечко посмотрит –В нём себя увидит.
- Правильно, зеркало. Ребята, кого вы можете увидеть в зеркале? ( себя)
-Конечно на уроке главные вы. ..
Начнём урок.
Открываем тетради, записываем число, классная работа. Приветствие учащихся Самоопределение, смыслообразование, формирование эмоционального настроя на урок.(Л)
Планирование учебного сотрудничества, взаимодействие с учителем.(К)
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала (Р).
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Откройте тетради, запишите число.
- Поиграем в игру «Исчезающее слово»
На экране слова:дырокол, ущелье, мощь, праздник, побежал, человек.
- Найдите и запишите слово с…
Непроизносимой согласной в корне слова (праздник)
Сложное слово с соединительной гласной (дырокол)
Безударной гласной в корне слова (побежал)
 Мягким знаком после шипящего (мощь)
Разделительным мягким знаком (ущелье)
- Какое слово осталось? (человек) Почему?
-Какая орфограмма в слове определите? (безуд. гласные в слове
не проверяемые ударением)
Вывод:Поэтому написание гласной нужно запомнить
-Запишите слово в словарики и выделите орфограмму
-Подберите однокоренные слова (человеческий, человеколюбивый)
- Давайте, с этим словом восстановим рассыпанное предложение
УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК СЛОВО НА ВЕТЕР НЕ ПУСТИТ-Что у нас получилось? ( пословица)
- О чем эта пословица? ( )
- Определите вид предложения ( простое -1 грамматическая основа)
Какой частью речи является слово ЧЕЛОВЕК? ( существительное)
Вспомним о существительных?
- Что такое существительное?
- Как изменяются имена существительные? (Изменяется по числам, падежам).
- А как мы по-другому называем изменение по падежам? ( склонение).
- Какие имена существительные относятся к 1 склонению?
- Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?
- Какие имена существительные относятся к 3 склонению?
- Как определить падеж существительного? (По падежным вопросам, по предлогам).
Записывают в тетрадь.
Работа у доски
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися
Довольны стран___
Заботятся о люд____
Рассказывают ребят____
-Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что мы видим? ( словосочетания)
- Что мы должны сделать?
(дописать окончания)
-Сможем ли мы сразу дописать окончания. Что мы будем делать?
( Проверим какое окончание пишется с помощью слов-помощников)
-Как нужно поступить, если окончание безударное? (определить падеж. Подобрать слово в этом же падеже, но с ударным окончанием).
Проблема:Кто сформулирует тему урока?
( Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе)
- С окончаниями каких падежей мы сегодня с вами познакомимся? ( Дательный, творительный, предложный)
Формулирую тему урока. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
Упр.272 стр.140
Какие окончания имеют имена существительные в дательном падеже множественного числа? (-ам, -ям).
Какие окончания имеют имена существительные в творительном падеже множественного числа? (-ами, -ями).
Какие окончания имеют имена существительные в предложном падеже множественного числа? (-ах, -ях).
- Что интересного заметили в окончаниях? ( одинаковые)
- Скажите, пожалуйста, в каких случаях пишется в окончаниях буква а, а в каких я?
Физкультминутка. Выполняют задание по учебнику.
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование, применение методов информационного поиска
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений
Оценивание усваемого содержания
V. Применение новых знаний
Цельэтапа: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Проблемная ситуация.
-Карточка №1
Д.п. (чему?) картин… ,башн… ,гриб… , дожд… ,ноч… , метел… .
Т.п. (чем?) картин… ,башн… ,гриб… , дожд… ,ноч… , метел… .
П.п.(о чём?) о картин… ,о башн… ,о гриб… , о дожд… ,о ноч... ,о метел…
. План работы:
Прочитайте слова.
Определите какое окончание нужно вставить с помощью слов-помощников.
Выделите признаки, общие для каждой группы слов.
Сделайте устно вывод.
-Существительные какого склонения мы изменяли по падежам? (1, 2, 3 склонения).
Какие окончания у существительных Дательного падежа? (-ам, -ям).
Какие окончания у существительных Творительного падежа? –ами, ями).
Какие окончания у существительных Предложного падежа?(-ах, -ях).
Что интересного заметили при склонении имён существительных?
(Различаются ли окончания во множественном числе существительные по склонениям?) (Не различаются).
Б) работа в паре
А сейчас мы немного поиграем. Работаем по рядам. Я называю слова- имена существительные в И.п. ед.ч.,а ребята первого ряда запишут их в Д.п. мн.ч., ребята из второго ряда запишут эти же слова в Т.п., а ребята третьего ряда- в П.п. мн.ч.
Я диктую слова: лягушка, черепаха, уж, червь, конь, колесо, мышь.
- Проверяем. ( несколько учеников читают свои ответы)
Взаимопроверка
Д.п. мн.ч. -лягушкам, черепахам, ужам, червям, коням, колёсам, , мышам.
Т.п. мн.ч.- лягушками, черепахами, ужами, червями, конями, колёсами, мышами.
П.п.мн.ч. - (о) лягушках, черепахах, об ужах, червях, конях, колёсах, мышах.
-Какие окончания нужно писать у имен существительных в Д., Т., П.падежах мн.ч.?
Рассмотрим изменение этих существительных по падежам.
В каком падеже у всех существительных окончания –ам, -ям?
В каком падеже – окончания ами, -ями?
А окончания –ах, -ях?
Групповая работа. Выступление групп. Ответы на вопросы.
Работа в паре.
Взаимопроверка
Анализ, работа с источниками информации
Выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера
Саморегуляция в ситуации затруднения
VI.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Наш урок заканчивается, пора подвести итоги. Я предлагаю вам продолжить предложения .
Оцените свою работу на уроке.
На партах у вас есть карточки, в которой нужно подчеркнуть фразы, которые характеризуют вашу работу на уроке по трем направлениям:
урок я на уроке итог
интересно работал понял материал
скучно отдыхал узнал больше, чем знал
безразлично помогал другим Не понял
Оценивание своей работы
Записывают домашнее задание Выделение и осознание усвоенного, осознание качества и уровня усвоенного
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям