Конспект урока русского языка на тему Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа (4 класс) 
Тема:Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа
Цели: учить правильно писать окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах; развивать умение изменять существительные множественного числа по падежам.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих донную предметную область; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами п условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; . сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Выборочный диктант
— Выпишите словосочетания с именами существительными множественного числа в родительном падеже. Выделите окончания имён существительных.
(Один ученик работает на откидной доске.)
На безлюдный простор 
Побелевших полей 
Смотрит весело лес 
Из-под чёрных кудрей.
Словно рад он чему, — 
И на ветках берёз, 
Как алмазы, горят 
Капли сдержанных слёз.
И. Никитин
(Взаимопроверка, самооценка.)
2. Индивидуальная работа по карточкам
Программный уровень
- Определите падеж и число имён существительных.
Нет без леса России, 
Без снегов и озёр, 
Нет без сумерек синих 
И без розовых зорь. 
Нет России без луга, 
Где от маков светло, 
Где ромашковой вьюгой 
Землю всю замело.
А. Дементьев
Уровень повышенной сложности
- Поставьте имена существительные, данные в скобках, в форму родительного падежа множественного числа и запишите получившиеся словосочетания.
Около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (вишни), герои (басни), девять (скатерти), килограмм (яблоки), ведро (сливы), вдоль (деревни), клубок из (нити).
III. Самоопределение к деятельности
- Прочитайте словосочетания.
лазить по деревьям                            любоваться                     помнить
радоваться                                          звёздами                        о родителях
подаркам                                          рисовать красками         участвовать
ответить читателям                        общаться                            в соревнованиях
                                                          с друзьями                        распустились 
                                                                                                     на ветках
- Чем похожи все словосочетания? (Во всех словосочетаниях имена существительные употреблены во множественном числе.)
- По какому признаку они разделены на три группы? (В первой группе записаны словосочетания с именами существительными в дательном падеже, во второй - в творительном, в третьей — в предложном.)
- Сформулируйте задачи урока. (Примерный ответ. Вспомнить, на какие вопросы отвечают имена существительные в дательном, творительном и предложном падежах, узнать, какие окончания имеют существительные множественного числа в данных падежах, научиться правильно образовывать и употреблять в речи формы имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику 
Упр. 269 (с. 139).
— Расшифруйте схему. (Имена существительные множественного числа в дательном падеже имеют окончания -ам, -ям, в творительном падеже —ами, -ями, в предложном падеже —ах, -ях.)
— Проверьте, так ли это. Выполните задание. (Учащиеся по цепочке склоняют имена существительные,
указанные в упражнении.) 
Упр. 270 (с. 139).
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Определите его главную мысль.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка. Один ученик выполняет на доске разбор
слова (в) полях как части речи. Самооценка.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику 
Упр. 272 (с. 140).
— Прочитайте.
— Составьте предложения.
— Прочитайте текст, который у вас получился.
— Озаглавьте текст.
— Выполните письменные задания к упражнению.
(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова ночь. Самопроверка, самооценка.)
VII. Рефлексия
Запись под диктовку
(Один ученик работает у доски.)
           Среди зарослей, на дорогах, перед каникулами, ближе к окнам, в дальних странах, по верхушкам деревьев, за продуктами, сказка о братьях, полёты к звёздам, доволен успехами.
(Проверка. Ученик у доски объясняет написание слов с орфограммами, остальные проверяют его работу и свою.)
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать КИМы: тест 6 (с. 28—31), проверочная работа (с. 73—75).)
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
Домашнее задание
Упр. 271 (с. 140).