Конспект по внеклассной педагогике на тему Права и обязанности школьника


Тема: «Права и обязанности школьника»
Задачи:
формировать у учащихся понимание правил поведения в школе, как гармонию своего внутреннего мира, а также гармонию взаимодействия в социальной среде;
формировать у учащихся потребность соблюдать эти правила;
ознакомить с правами и обязанностями школьника;
воспитывать чувство ответственности, прилежность;
развивать умение рассуждать, думать о последствиях своих действий.
Ход занятия.
Организационный этап.
-Здравствуйте ребята!! Каждый класс – это маленькая страна. А в каждой стране есть правила, законы по которым живут люди. Сегодня на нашей встрече я предлагаю принять свои законы класса и проголосовать за них.
Актуализация знаний.
-Как вы думаете, что собой представляет человек, которого называют школьником? Чем отличается школьник от тех детей, которые не ходят в школу?
-Поэтесса Ирина Токмакова написала такие строчки:
Слыхали, радостную весть?
Мне скоро будет ровно шесть!
А если человеку шесть,
И у него тетрадки есть,
И ранец есть, и форма есть,
И счетных палочек не счесть,
И он читать старается,
То значит он (вернее я),
То значит он (точнее я),
Он в школу собирается.
- Понравились ли вам эти строчки? А можно ли считать, что школьник определяется по наличию тетрадок, ранца и формы? (нет, ведь ранец, тетради есть и у детей, которые ходят в садик)
Ход занятия.
-Как вы считаете, какие обязанности есть у школьника? (Ответы детей по цепочке. Говорят о том, что должен делать ученик в школе. Учитель фиксирует на доске те, утверждения, которые называют учащиеся.)Появляется запись на доске:
-  Приходи в школу вовремя, не опаздывай на уроки. 
- Ежедневно готовься к урокам.- Выполняй требования педагогов школы и учащихся дежурного класса. - Соблюдай чистоту и порядок в школе, в классе, на своем рабочем месте.  -Уважай труд уборщиц: носи сменную обувь, не бросай мусор на пол, аккуратно пользуйся туалетом. - Береги школьное имущество. - Следи за своим внешним видом (одеждой, прической). - Следи за порядком в портфеле, в пенале, в тетрадях. - Будь вежливым: здоровайся и прощайся со взрослыми и сверстниками, помогай малышам, используй в речи вежливые слова. 
-Не обижай младших, относись дружелюбно к одноклассникам.- Во время уроков будь внимательным и добросовестным, не отвлекайся и не отвлекай других. 
Учитель еще раз зачитывает те предложения, которые дали дети, просит ребят объяснить, что значит то или иное положение, записанное на доске.
-Ребята, когда в стране принимаются очень важные решения, людям предлагается за эти предложения проголосовать. Мы с вами обсудили вопрос о обязанностях школьника, давайте проголосуем за те обязанности, которые мы будем выполнять в классе. Поднимите руки те, кто согласен с этими правилами. (Голосуют)
- А какие права есть у школьников? И есть ли вообще у них права? (Ответы учащихся фиксируются на доске).
- право на учёбу;
- право на каникулы;
- право на занятия в кружках и секциях;
- право на общение друг с другом;
- право на помощь в учёбе.
Игра “Пожалуйста”
Ребята, сейчас я буду говорить предложения. Если я говорю пожалуйста – вы выполняете, если нет – то просто стоите на месте.
“Путешествие” по стране Правознайке.
- Чтобы закрепить полученные знания о правах и обязанностях школьника, их нам поможет народная мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.
– Итак, мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке. Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.
“У бедной Золушки работы и заботы стало ещё больше, чем всегда. Ей пришлось гладить сёстрам платья, крахмалить их юбки, плоить воротники и оборки.” Какие права здесь нарушаны?
- Нарушение прав - рабство, непосильный труд
“Вечером, окончив работу, она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой. Поэтому сестры, а за ними и все в доме прозвали ее Золушкой.” А здесь какие права нарушены?
- Нарушаются права на имя
“ -Что с тобой, дитя мое?- спросила фея. Но Золушка так горько плакала, что даже не могла ответить.
- Тебе хотелось бы поехать на бал, не правда ли? – спросила крестная.
- Правда, - сказала Золушка, всхлипывая.
- Что ж, будь тогда умницей,- сказала фея, - а я уж позабочусь о том, чтобы ты могла побывать сегодня во дворце.” Здесь какое право нарушено?
- Соблюдается право ребенка на помощь
“Спала она на чердаке, под самой крышей, на колючей соломенной подстилке А у обеих сестриц были комнаты с паркетными полами…” А здесь какое право нарушено?
- Право на жилище нарушается
Итог.
- О чём мы говорили сегодня на занятии? (О правах и обязанностях школьников)
- Какие права есть у вас, как у первоклассников? (право на образование, защиту, отдых, пользоваться библиотекой)
- А какие обязанности есть у вас, как у первоклассников? (хорошо учиться, не опаздывать на уроки, не бегать на перемене)
- Не нарушайте права и обязанности, соблюдайте их.
- Мне понравилось как вы работали на уроке и я хочу вам вручить памятки о правах и обязанностях первоклассников.
Права
- на имя, отчество и фамилию;
- знать своих родителей, совместно с ними проживать;
- на заботу и воспитание;
- на общение со своими родителями;
- на защиту и воспитание;
- выражать своё мнение;
- право на уважение человеческого достоинства;
- право на защиту своих прав и законных интересов;
- право на личное имущество.  Я должен, я обязан
- добросовестно учиться;
- соблюдать правила поведения;
- бережно относиться к имуществу школы;
- уважать старших;
- заботиться о красоте родной речи;
- быть всегда чистым и опрятным;
- не курить, не употреблять спиртные напитки…