Конспект урока русского языка по теме: Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.
Тема: "Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже".
Цели: - познакомить уч-ся с правописанием окончаний имён существительных трёх склонений в дательном падеже;
- развивать умение распознавать имена существительные в дательном падеже;
Формируемые УУД: П. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез; К. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; Р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; Л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
І. Организационный момент.
- Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: СЛАЙД 1
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
- Как вы её понимаете?
ІІ. Актуализация знаний. СЛАЙД 2
1) - Прочитайте строки из сказок.
Гости князю поклонились.
Воротился старик ко старухе.
Гости к пристани идут.
Вот пошёл он к синему морю.
- Откуда эти строчки?
Задание: - Спишите.
- У выделенных существительных определите падеж, выделите окончания. Что заметили? (все сущ. стоят в Д.п., но имеют разные окончания.
2) Постановка проблемы.
- Почему в указанных существительных разные окончания, хотя стоят они в одном падеже? (предположения детей)
- Какую задачу мы должны поставить перед собой? (вспомнить признаки дательного падежа, научиться правильно писать безударные падежные окончания сущ. в д.падеже).
- Сформулируйте тему урока. (Правописание окончаний им. сущ. в дат. падеже). СЛАЙД 3
3) Открытие нового материала.
- Я вам предлагаю провести небольшое исследование. Думаю, что умение работать в парах вам поможет. (по рядам - 3 карточки)
Задание для 1 ряда:
Приближался (к чему?) к воде, речке, опушке.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Поклонились рыбк., пришли к цариц. .
Задание для 2 ряда:
Идёт (к чему?) к столу, к морю, к коню.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Плывёт по мор., молвит царевич. .
Задание для 3 ряда:
Дивятся (чему?) храбрости, подошёл (к кому?) к дочери.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Подошёл к пристан. воротился к ноч. .
Проверка: СЛАЙД.
(На доску вывешиваю опорные сигналы:)
Д.п. (кому? чему)
Предлоги: к, по.
3 скл.
- и
1 скл.
- е
2 скл.
- у, - ю
- Какой ВЫВОД можно сделать о правописании окончаний имён существительных в Д.п. 1 скл, 2 скл., 3 скл.?
- Как определить, какую букву нужно писать в безударном окончании существительного в дательном падеже?
- Какие есть способы проверки написания безударных окончаний?
(1.Вспомнить окончание имени сущ.-го данного типа склонения в дательном падеже; 2) Подобрать имя сущ.-е этого же склонения с ударным окончанием в дательном падеже)
СЛАЙД
- Откройте Учебник на стр. 113 и рассмотрите таблицу. Правильный вывод мы сделали?
ІІІ. Работа по теме урока.
1) - Запишите словосочетания. используя полученные знания и алгоритм, вставьте пропущенные окончания у имён существительных.СЛАЙДБежал по деревн. подарил дочер., скачет по дорожк., подошёл к товарищ., письмо сестр., вернулся к пристан. . (1 человек за закрытой доской или 3 человека у доски).
- Проверьте себя по эталону. Оцените себя. (Самооценка)
2) стр.114, упр.210.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
ІV. - Рефлексия.
- Что нового вы узнали об окончаниях существительных в дательном падеже?
- Оцените свою работу на уроке. СЛАЙД
- Что понравилось вам сегодня на уроке?
- В чём вы испытывали трудность?
Задание для 1 ряда:
Приближался (к чему?) к воде, речке, опушке.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Поклонились рыбк., пришли к цариц. .
Задание для 2 ряда:
Идёт (к чему?) к столу, к морю, к коню.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Плывёт по мор., молвит царевич. .
Задание для 3 ряда:
Дивятся (чему?) храбрости, подошёл (к кому?) к дочери.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Подошёл к пристан. воротился к ноч. .
Задание для 1 ряда:
Приближался (к чему?) к воде, речке, опушке.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Поклонились рыбк., пришли к цариц. .
Задание для 2 ряда:
Идёт (к чему?) к столу, к морю, к коню.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Плывёт по мор., молвит царевич. .
Задание для 3 ряда:
Дивятся (чему?) храбрости, подошёл (к кому?) к дочери.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Подошёл к пристан. воротился к ноч. .
Задание для 1 ряда:
Приближался (к чему?) к воде, речке, опушке.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Поклонились рыбк., пришли к цариц. .
Задание для 2 ряда:
Идёт (к чему?) к столу, к морю, к коню.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Плывёт по мор., молвит царевич. .
Задание для 3 ряда:
Дивятся (чему?) храбрости, подошёл (к кому?) к дочери.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Подошёл к пристан. воротился к ноч. .
Задание для 1 ряда:
Приближался (к чему?) к воде, речке, опушке.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Поклонились рыбк., пришли к цариц. .
Задание для 2 ряда:
Идёт (к чему?) к столу, к морю, к коню.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Плывёт по мор., молвит царевич. .
Задание для 3 ряда:
Дивятся (чему?) храбрости, подошёл (к кому?) к дочери.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Подошёл к пристан. воротился к ноч. .
Задание для 1 ряда:
Приближался (к чему?) к воде, речке, опушке.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Поклонились рыбк., пришли к цариц. .
Задание для 2 ряда:
Идёт (к чему?) к столу, к морю, к коню.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Плывёт по мор., молвит царевич. .
Задание для 3 ряда:
Дивятся (чему?) храбрости, подошёл (к кому?) к дочери.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Подошёл к пристан. воротился к ноч. .
Задание для 1 ряда:
Приближался (к чему?) к воде, речке, опушке.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Поклонились рыбк., пришли к цариц. .
Задание для 2 ряда:
Идёт (к чему?) к столу, к морю, к коню.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Плывёт по мор., молвит царевич. .
Задание для 3 ряда:
Дивятся (чему?) храбрости, подошёл (к кому?) к дочери.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Подошёл к пристан. воротился к ноч. .
Задание для 1 ряда:
Приближался (к чему?) к воде, речке, опушке.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Поклонились рыбк., пришли к цариц. .
Задание для 2 ряда:
Идёт (к чему?) к столу, к морю, к коню.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Плывёт по мор., молвит царевич. .
Задание для 3 ряда:
Дивятся (чему?) храбрости, подошёл (к кому?) к дочери.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Подошёл к пристан. воротился к ноч. .
Задание для 1 ряда:
Приближался (к чему?) к воде, речке, опушке.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Поклонились рыбк., пришли к цариц. .
Задание для 2 ряда:
Идёт (к чему?) к столу, к морю, к коню.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Плывёт по мор., молвит царевич. .
Задание для 3 ряда:
Дивятся (чему?) храбрости, подошёл (к кому?) к дочери.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Подошёл к пристан. воротился к ноч. .
Задание для 1 ряда:
Приближался (к чему?) к воде, речке, опушке.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Поклонились рыбк., пришли к цариц. .
Задание для 2 ряда:
Идёт (к чему?) к столу, к морю, к коню.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Плывёт по мор., молвит царевич. .
Задание для 3 ряда:
Дивятся (чему?) храбрости, подошёл (к кому?) к дочери.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Подошёл к пристан. воротился к ноч. .
Задание для 1 ряда:
Приближался (к чему?) к воде, речке, опушке.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Поклонились рыбк., пришли к цариц. .
Задание для 2 ряда:
Идёт (к чему?) к столу, к морю, к коню.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Плывёт по мор., молвит царевич. .
Задание для 3 ряда:
Дивятся (чему?) храбрости, подошёл (к кому?) к дочери.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Подошёл к пристан. воротился к ноч. .
Задание для 1 ряда:
Приближался (к чему?) к воде, речке, опушке.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Поклонились рыбк., пришли к цариц. .
Задание для 2 ряда:
Идёт (к чему?) к столу, к морю, к коню.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Плывёт по мор., молвит царевич. .
Задание для 3 ряда:
Дивятся (чему?) храбрости, подошёл (к кому?) к дочери.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Подошёл к пристан. воротился к ноч. .
Задание для 1 ряда:
Приближался (к чему?) к воде, речке, опушке.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Поклонились рыбк., пришли к цариц. .
Задание для 2 ряда:
Идёт (к чему?) к столу, к морю, к коню.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Плывёт по мор., молвит царевич. .
Задание для 3 ряда:
Дивятся (чему?) храбрости, подошёл (к кому?) к дочери.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Подошёл к пристан. воротился к ноч. .
Задание для 1 ряда:
Приближался (к чему?) к воде, речке, опушке.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Поклонились рыбк., пришли к цариц. .
Задание для 2 ряда:
Идёт (к чему?) к столу, к морю, к коню.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Плывёт по мор., молвит царевич. .
Задание для 3 ряда:
Дивятся (чему?) храбрости, подошёл (к кому?) к дочери.
Задания:
1. Определите падеж и склонение имён существительных.
2. Выделите окончания имён существительных.
3. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных в данном падеже и склонении.
4. Определите падеж и склонение имён существительных, вставьте пропущенные окончания. Объясни их написание.
Подошёл к пристан. воротился к ноч. .