Конспект фронтального логопедического занятия по теме Практическое употребление имён существительных единственного числа в винительном падеже


Тема. Практическое употребление имён существительных единственного числа
в винительном падеже без предлога.
Цель: развитие грамматического строя речи на основе употребления имён существительных в винительном падеже на уровне словосочетаний и предложений.
Задачи.
Образовательная задача:
учить употреблять имена существительные единственного числа без предлога в В.п.
Коррекционно – развивающая задача:
корректировать грамматический строй речи и операции языкового анализа через упражнения на развитие слухоречевой памяти и внимания, развивать и корректировать мыслительные процессы через умения делать выводы, сравнивать, обобщать.
Воспитательная задача:
воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям, коммуникативные навыки, самоконтроль.
Ход занятия.
I. Оргмомент.-Сядет тот, кто назовёт имя существительное среднего рода.
II. Основная часть.
1) На доске запись: вырастить, на, сладкая, дети, грядки, морковь-Прочитайте запись на доске. Это предложение? (нет) Почему? (слова не согласованы) Что надо сделать, чтобы получилось предложение? (согласовать слова, найти каждому слову своё место)
-Составьте предложение. (1 ребёнок записывает предложение на доске)
-Найдите подлежащее. На какой вопрос оно отвечает?
-Найдите сказуемое. На какой вопрос оно отвечает?
-Найдите имя существительное в единственном числе. Задайте вопрос к этому слову. От какого слова задали вопрос?
-Каким членом предложения оно является – главным или второстепенным?
2) На доске таблица «Падежи и вопросы»
-Посмотрите на таблицу. В каких падежах слова отвечают на вопрос «что»? (И.п., В. п.) Как отличить, в именительном или винительном падеже стоит имя существительное? (определить, каким членом предложения оно является – главным или второстепенным)
-Слово «морковь» отвечает на вопрос «что?» и является второстепенным членом предложения, значит, в каком оно падеже?
Тема занятия – винительный падеж имён существительных. Мы будем учиться употреблять в речи слова в винительном падеже. Для чего нам это необходимо? (Чтобы правильно читать, писать, чтобы речь была понятной)
3) На доске 2 столбика слов:
нарушать ягнёнок
покидать клумба
рассыпать тишина
погасить площадка
пасти свеча
прополоть горох
-Прочитайте слова в первом столбике. К какой части речи они относятся? Во втором?
-Что нам нужно составить? (словосочетания) Для этого нужно подобрать к каждому глаголу подходящее по смыслу имя существительное, употребив его в винительном падеже. Вспомните, на какие вопросы отвечают существительные в винительном падеже.
Пальчиковая гимнастика: Оса, Колечки, Лезгинка, Ухо –нос.
-Проговорите и запомните получившиеся словосочетания. (На доске остаётся только первый столбик слов) Запишите их. Вам поможет алгоритм:
1. Прочитай глагол.
2. Вспомни имя существительное в В. п.
3. Запиши словосочетание.
4. Выдели окончание.
Проверьте по образцу. Какие окончания могут быть у имён существительных в винительном падеже?
-Все ли имена существительные вам понятны? Если слово нам непонятно, как мы можем узнать его значение? (посмотреть в словаре, спросить взрослых) Что такое клумба? Я заглянула в словарь: клумба - приподнятый над газоном, дорожками садовый цветник в виде замкнутой фигуры. Посмотрите на слайд (картинки с изображением клумб). Где мы можем увидеть клумбу? Чтобы лучше запомнить это слово, давайте устно составим предложения с ним.
4) На доске слова: мыл, варил, полил, купил, ловил, забыл.
-Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? Запомните их. Запишите в столбик с проговариванием. К каждому глаголу подберите два подходящих по смыслу существительных в винительном падеже. На какие вопросы отвечают существительные в винительном падеже? Выделите окончания у существительных.
Проверим: читаем словосочетания вслух, чётко выделяя голосом окончания. Почему важно чётко произносить окончания? (для связи слов в предложениях)
5) На доске предметные картинки: пуговица, мяч, жук, свёкла, будильник, утюг, стакан.-Назовите картинки. Запомните их. Поиграем в игру «Что изменилось?»
(картинки убираются) Теперь я назову глагол, а вы подбираете к нему подходящее название одной из этих картинок в винительном падеже. (с мячом)
застегнуть
кинуть
поймать
нарезать
завести
включить
разбить
6) Вы были очень внимательными. Посмотрим, сможете ли выполнить следующее задание. Для этого нужно вспомнить, чем различаются имена существительные в В. п. и в И. п. Послушайте предложение, назовите имя существительное в В.п. и ответьте на вопрос ( на доске алгоритм: 1, 2, 3)
1. Послушайте предложение.
2. Назовите имя существительное в В.п.
3. Ответьте на вопрос
Машу купала мама. Кто мылся?
Свету слушал Паша. Кто говорил?
Вова ждёт Марину. Кто опаздывает?
Лиса догоняет зайца. Кто впереди?
Гнездо вьёт птица. Что строится?
Волк съел овцу. Кто сыт?
7) Работа по карточкам.
-Мы составили много словосочетаний, теперь пора перейти к предложениям. Перед вами карточки. Прочитайте задания.
1. Прочитай предложение.
2. Измени последнее слово так, чтобы оно отвечало на вопросы «кого?» или «что?»
3. Запиши с проговариванием.
4. Выдели окончание последнего слова.
Пушистый снежок укрыл лесную полянка. Среди зелени травы трудно разглядеть кузнечик. В весеннем лесу ты услышишь певчего дрозд. Я принёс из ближнего леса колючего ёжик. Яркое солнце освещает тихую речка.
Проверка – чтение.
8) –Над следующим заданием нужно будет поработать в группе. Прочитайте запись на карточке. Как вы думаете, что нужно будет сделать? –Составить предложения. (Совместно составляется алгоритм работы и записывается на доске: 1. Прочитать слова. 2. Согласовать слова (изменить окончания, если это необходимо). 3. Записать предложение с проговариванием. 4. Найти имя существительное в В.п., выделить окончание. 5. Проверить работу.
Дети, найти, маленький, зайчонок.
Мама, варить, молочный, каша.
Вова, собирать, спелая, малина.
Рыбаки, поймать, огромный, сом.
Бабушка, вязать, тёплая, кофта.
Мы, читать, интересная, книга.
III. Обобщение.
-Вспомните тему нашего занятия. Для чего нужно уметь употреблять имена существительные в винительном падеже? На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже? Составьте по одному предложению с именем существительным в винительном падеже.
IV. Итог занятия.