Формирование познавательной активности детей при проведении экспериментов
Ребенок рождается исследователем. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к поиску новых сведений об окружающем ребенка мире.
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Один из принципов ФГОС говорит о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.
Ребёнок изучает свойства и назначения предметов, знакомится с миром, учится наблюдать. Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия: пустой, полный; широкий, узкий; легкий, тяжелый. Дети учатся устанавливать физические закономерности, овладевают представлениями об объёме, форме, изменениями веществ, свойств и возможностей того или иного материала. Учатся способам обследования материала. Игра – экспериментирование развивает фантазию, творческие способности, воспитывает положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей, аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами. Формирует у детей навык практического экспериментирования с разными материалами. Такие игры чрезвычайно полезны для разных сторон развития, и, конечно же, делают жизнь детей полнее и интереснее.
Цель моей работы - развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.
Задачи:
1) Знакомить детей со свойствами песка (сухой- влажный, сыплется-лепится) .
2) Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук.
3) Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Для игр – экспериментирований и занятий с малышами в нашей группе оборудован центр «Песка – воды». Дети узнают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение, восприятие и сенсомоторные способности, а так же мелкую моторику.
Опыт – это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.
Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов.
Опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения. Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до 3- 4 в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.
Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут.
Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не рекомендую, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
Изучив методическую литературу по данному вопросу, я приступила к работе.
На первом этапе мною была проведена диагностика на определение уровня познавательной активности у детей (56%)
На втором этапе мною было разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности на весь учебный год на основе тематического плана с постепенным усложнением познавательных задач.
Также проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе. Огромную помощь в оборудовании детской игровой зоны оказывают родители. Данная работа заинтересовала их, что позволило сблизить наши позиции в развитии детей по данному вопросу.
Согласно тематическому плану были разработаны:
- цикл непосредственно образовательной деятельности «Испечем угощение», «Пирожки для куклы Кати», «Отпечатки наших ручек»;
- картотека опытов;
- игры по экспериментированию.
Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.
Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок
Играя с детьми, показываю, какой песок сухой, какой мокрый, как получается кулич из мокрого песка и не получается из сухого. Все свои действия обязательно комментирую, проговариваю, развивая речь малыша. Играя с песком, дети очень любят закапывать и потом раскапывать различные игрушки. Малыши трогают песок, пересыпают, копаются в нем руками, игрушками – чем не занятие для развития мелкой моторики?
Важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, доставлять удовольствие. Малыш радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению что-то сделать самому. Радость – залог успешного развития детей на ступени раннего возраста.
Сотрудничество с семьями воспитанников
Только совместными усилиями родителей и педагогов можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.
В начале учебного года, на первом родительском собрании я сообщила родителям, какое направление работы планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме. Объявила результаты диагностики уровня познавательной активности детей. Заранее подготовила памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира.
Для родителей был проведен семинар-практикум на тему: «Опыты и эксперименты для детей младшего дошкольного возраста»
В родительский уголок я поместила консультацию на тему: «Познаю мир».
Был создан альбом детской экспериментаторской деятельности «В гостях у Знайки».
В конце учебного года было проведено итоговое родительское собрание, на котором родителям были представлены итоги работы с детьми (уровень познавательной активности на конец учебного года составил 84%) .
Заключение.
Анализ проведенной работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами. Дети стали более любознательными, активными, расширился их словарный запас. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно - научных представлений.
Повысился уровень участия родителей в воспитательно – образовательном процессе.
Таким образом, систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников, позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.